Письмо заглавной буквы М
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы М; содействовать формированию умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот, выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднеплавное, нижнее); способствовать развитию основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать заглавную букву М на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; анализировать предложение и составлять схему предложений.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный); выполнять контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Сценарий урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Игра «Доскажи словечко».
· Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).
· Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?.. (май.)
· Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей –
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).
– Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слова «медведь». (Звук [м’].)
– Произнесите первый звук слова «май» и слова «муравей». (Звук [м].)
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять в словах заглавную букву М, которая нужна нам для обозначения согласного твердого [м] и мягкого [м’] звуков в первом слове предложения или в собственном имени.
II. Повторение звуков [м], [м’], изученных на уроке чтения.
– Дайте характеристику звуку [м]. (Согласный твердый звук.)
– Назовите цветы, в названии которых есть звук [м]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки.)
– Дайте характеристику звуку [м’]. (Согласный мягкий звук.)
– Обратите внимание на условное обозначение мягкости звука [м’] с помощью апострофа.
– Назовите животных, в названии которых есть звук [м’]. (Медведь, медуза.)
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы М в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы м: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы м.
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву М.
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква М. (Полоска в форме плавной линии и две полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква М.
– Выполните конструирование заглавной буквы М у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 5, 6, 14, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 38, 7, 1, 9 для дифференцирования размера и формы элементов.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)
IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания заглавной буквы М на доске мелом.
– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее (1). Ведем плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (2). Вниз опускаем прямую (3). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (4). Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (5). Вниз пишем прямую (6). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (7).
Краткое описание: слева направо (1), вверх, отклоняясь вправо (2), вниз (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вниз (6), вправо (7).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы М под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради. (Тетрадь № 2, с. 30.)
Подготовка руки к письму.
V. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы М.
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
– Прочитайте слоги-соединения с буквой М. Какие виды соединений здесь использованы? (Верхнее соединение: Ми, Му. Нижнее соединение – Мо.)
– Прочитайте слово, написанное в тетради.
– Объясните, почему слово «Муму» написано с заглавной буквы? (Клички животных надо писать с заглавной буквы.)
Далее учащиеся работают в тетради по образцу.
VI. Выполнение речеязыкового задания.
– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?
– Что делает девочка?
– Придумайте имя девочки, чтобы оно начиналось со звука [м] или [м’]. (Маша, Марина, Мила.)
– С какой буквы надо писать имена людей?
– Придумайте кличку собаки, чтобы она начиналась со звука [м] или [м’]. (Муму, Мухтар.)
– С какой буквы надо писать клички животных? (С заглавной буквы.)
– Проанализируйте схему предложения в тетради.
– Сколько в нем слов?
– Используя данную схему, составьте предложение по иллюстрации в тетради.
VII. Выполнение логических заданий с буквами.
– Какие буквы написал Почемучка?
– Сравните буквы м – М – А. Чем они похожи? (У этих букв одинаковый по форме элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
– Обведите данный элемент букв м – М – А.
– Впишите общий элемент в окружность.
– Сравните буквы а – у – ы – и – м. Чем они похожи? (В этих буквах есть одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением снизу.)
– Обведите данный элемент в каждой букве данной группы и впишите общий элемент в окружность.
– Сравните буквы М – А. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Соберите из элементов заглавную букву М. Переконструируйте заглавную букву М в заглавную букву А.
– Сравните буквы И – М. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Соберите из элементов заглавную букву И. Переконструируйте за-главную букву И в заглавную букву М.
VIII. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся рисуют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
– Чему учились на уроке?
– Какая работа на уроке вам особенно понравилась?
– Что для вас было трудным?