kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Переносное значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Переносное значение" в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«"Переносное значение"»

Тема: «Переносное значение слова», 5 класс А

Цель урока:

-Познакомить с понятием переносного значения слова;

-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;

-Закрепить умение определять значения слов;

-Формировать навык нахождения в тексте слов с переносным значением;

Методы и приёмы: исследовательская деятельность, анализ поэтического текста, творческая работа.

Использованы элементы ИКТ-технологии.

Ход урока



1. Организационный момент ( слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»



2. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Вчера я познакомился с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться, и после разговора я сказал ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня!

-А вы, сможете описать его? Объясните значения слов, которые помогли описать друга и впишите их в технологические карты,которые лежат у каждого на столе.

( слайд 2)

Мягкий характер - приятный,положительный характер

Острый ум - быстро понимающий. Острый как нож

Золотые руки - черта человека,который все умеет делать.

Светится от счастья - радоваться,улыбаться



Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.



Итак, сформулируйте тему урока:

«Переносное значение слова». Запишите ее в тетрадь и в технологическую карта ( слайд 3).



3.Постановка цели урока. ( слайд 4)

У каждой работы есть определенная цель, мы же сегодня на уроке узнаем, что такое переносное значение слова, изучим возможность использования слов в переносном значении и научимся находить их в тексте.


4.Работа по теме урока. ( слайд 5)



1)Материал для наблюдения

На доске написаны следующие словосочетания:

Седая голова - седая зима.

-Ребята, а какое значение у этих слов?

Седой - побелевший от старости

На основе сходства (зима – тоже белая)

-А как вы думаете, какое словосочетания появилось первым? (седая голова)

- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету и является переносным.

Переносное значение - это



2)Выполнение заданий.

Первичное закрепление материала ( слайд 6)



- Ребята, давайте послушаем отрывок из стизотворния И.А Бунина и подумаем, в каком значении использовано здесь слово «золотой».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

(И.А. Бунин)



Золотой лес," то есть ярко- желтый.

- Давайте послушаем отрывок из стихотворения поэта И. С. Никитина и ответим на тот же вопрос (слайд 7)

Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.

- Что значит “золотые нивы”?

Похожие на цвет золота. Здесь значение перенесено на основе сходства по цвету.

-Подберите словосочетание со словом золотой в прямом значении.


(слайд 8). (Устно по технологической карте).

Задание 2.

Посмотрите в технологическую карту. Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)

-Скажите какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом. Запишите ответ в технологическую карту.

Гребень (петуха)- гребень (для волос)-связь по внешнему виду.

Лисичка (зверек)- лисичка (гриб) – связь по цвету.

Хвост (собаки)- хвост (кометы) – связь по положению.

Нос (человека)- нос (корабля) – по расположению.


Проверь себя ( слайд 9)

(Выключить проектор)

Практикум. Работа со стихотворным текстом. (устно по технологической карте)

Задание 3.

Писатели и поэты пользуются переносным значением для создания образности. Существуют следующие средства художественной выразительности ( тропы): метафора,олицетворение,эпитет. Посмотрите на небольшие словарные статьи у себя на листах,прочитаем,что обозначает каждое понятие:


Эпитет -- образное определение (прил., сущ., нареч., как правило, используется в переносном значении,например,"роща золотая".)
Метафора -- выражение, употребленное в переносном смысле (или скрытое сравнение), например, "сжималось сердце молодое"
Олицетворение -- одушевление неживых предметов, например, "И звезда с звездою говорит"

Теперь попытайтесь самостоятельно найти в текстах метафору, олицетворение и эпитет. Подчеркните их.

1.Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы. (Есенин)


2. "Лазурь небесная смеётся,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой." (Ф.Тютчев.)


3. В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)


4.Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

(А.С.Пушкин)


3) Физминутка.

Переносное значение – хлопаем в ладоши

Горящие глаза, весенний вечер, небо спит, речка журчит, солнце встало, печальный человек, утро проснулось.

4) Анализ текста ( устно по технологической карте)

Задание 4.

-О чем текст?

-Озаглавьте текст. Закат

-Определите основную тему текста. Красота захода солнца.

      -Найдите слова, употребленные в переносном значении.


Закат

Когда с утра до вечера сеял дождь , березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной  каждая серебряная нитка паутины


5) Самостоятельная работа ( письменно по технологической карте).

Задание 5.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте посмотрим, как сказал автор об одном из осенних дней. Как проверим орфограммы в тексте?

-Списать текст, подчеркнуть основы предложений.

-В каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).

-Назвать средство выразительности, на основе которого построен этот текст (олицетворение).

-Продолжить текст, используя слова в переносном значении.

Дождь уснул. От со..нца же п..днялась суета ветра, вз..ерошились дерев..я, заборм..тали травы и кустарники. И даже сам дождь снова ..стал на ноги, разбуженный щекочущей тепл..той, и собрал свое тело в облака.



5. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового мы узнали сегодня? Сегодня мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.

-Как образуются слова с переносным значением? На основе сходства.

-Где используются слова с переносным значением? В художественных текстах.



6.Домашнее задание. 



























Тема урока:

Задание 1.Объясните значение слов.

Мягкий характер - 

Острый ум –

Золотые руки -

Светиться от счастья –


Задание 2. Первичное закрепление.

Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению).


-Укажите какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом:

Гребень (петуха)- гребень (для волос) – сходство по…

Лисичка (зверек)- лисичка (гриб) -

Хвост (собаки)- хвост (кометы) -

Нос (человека)- нос (корабля) -


Задание 3. Практикум.

Писатели и поэты пользуются переносным значением для создания образности. Существуют следующие средства художественной выразительности (тропы):

метафора, олицетворение, эпитет.


Эпитет - образное определение (прил., сущ., нареч., как правило, используется в переносном значении,например,"роща золотая").
Метафора - выражение, употребленное в переносном смысле (или скрытое сравнение), например, "сжималось сердце молодое".
Олицетворение - одушевление неживых предметов, например, "И звезда с звездою говорит".


Теперь попытайтесь самостоятельно найти метафору, олицетворение и эпитет. Подчеркните их в художественных текстах:


1.Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы. (С.Есенин)


2. "Лазурь небесная смеётся,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой." (Ф.Тютчев.)


3. В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)


4.Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.Пушкин)


Задание 4. Анализ текста.

-Озаглавьте текст . Найдите слова , употребленные в переносном значении. Подчеркните их.

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины.

Задание 5. Самостоятельная работа.

-Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть основы предложений. Указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Назвать средство выразительности (тропы), которые встречаются в тексте. Продолжить текст, используя слова в переносном значении.

Дождь уснул. От со..нца же п..днялась суета ветра, вз..ерошились дерев..я, заборм..тали травы и кустарники. И даже сам дождь снова ..стал на ноги, разбуженный щекочущей тепл..той, и собрал свое тело в облака.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Переносное значение"

Автор: Гусейнов Роман Абдулович

Дата: 04.03.2019

Номер свидетельства: 502126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по русскому языку "Прямое и переносное значение слова""
    ["seo_title"] => string(58) "urokporusskomuiazykupriamoieipierienosnoieznachieniieslova"
    ["file_id"] => string(6) "264963"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449818148"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значение слов". "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "224206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598069"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Тема презентации: Прямое и переносное значение слова "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-priezientatsii-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "149405"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420183438"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока  «Типы переносных значений слов» "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-tipy-pierienosnykh-znachienii-slov"
    ["file_id"] => string(6) "184767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426091335"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Прямое и переносное значение слов.""
    ["seo_title"] => string(41) "priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov"
    ["file_id"] => string(6) "257481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448344639"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства