Просмотр содержимого документа
«"Переносное значение"»
Тема: «Переносное значение слова», 5 класс А
Цель урока:
-Познакомить с понятием переносного значения слова;
-Изучить возможности использования слов в переносном смысле;
-Закрепить умение определять значения слов;
-Формировать навык нахождения в тексте слов с переносным значением;
Методы и приёмы:исследовательская деятельность, анализ поэтического текста, творческая работа.
Использованы элементы ИКТ-технологии.
Ход урока
1. Организационный момент ( слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»
2. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя:
Ребята! Вчера я познакомился с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться, и после разговора я сказал ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня!
-А вы, сможете описать его? Объясните значения слов, которые помогли описать друга и впишите их в технологические карты,которые лежат у каждого на столе.
( слайд 2)
Мягкий характер - приятный,положительный характер
Острый ум - быстро понимающий. Острый как нож
Золотые руки - черта человека,который все умеет делать.
Светится от счастья - радоваться,улыбаться
Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.
Итак, сформулируйте тему урока:
«Переносное значение слова». Запишите ее в тетрадь и в технологическую карта ( слайд 3).
3.Постановка цели урока. ( слайд 4)
У каждой работы есть определенная цель, мы же сегодня на уроке узнаем, что такое переносное значение слова, изучим возможность использования слов в переносном значении и научимся находить их в тексте.
4.Работа по теме урока. ( слайд 5)
1)Материал для наблюдения
На доске написаны следующие словосочетания:
Седая голова - седая зима.
-Ребята, а какое значение у этих слов?
Седой - побелевший от старости
На основе сходства (зима – тоже белая)
-А как вы думаете, какое словосочетания появилось первым? (седая голова)
- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету и является переносным.
Переносное значение - это
2)Выполнение заданий.
Первичное закрепление материала ( слайд 6)
- Ребята, давайте послушаем отрывок из стизотворния И.А Бунина и подумаем, в каком значении использовано здесь слово «золотой».
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
(И.А. Бунин)
“Золотой лес," то есть ярко- желтый.
- Давайте послушаем отрывок из стихотворения поэта И. С. Никитина и ответим на тот же вопрос (слайд 7)
Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор.
- Что значит “золотые нивы”?
Похожие на цвет золота. Здесь значение перенесено на основе сходства по цвету.
-Подберите словосочетание со словом золотой в прямом значении.
(слайд 8). (Устно по технологической карте).
Задание 2.
Посмотрите в технологическую карту. Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению)
-Скажите какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом. Запишите ответ в технологическую карту.
Гребень (петуха)- гребень (для волос)-связь по внешнему виду.
Лисичка (зверек)- лисичка (гриб) – связь по цвету.
Хвост (собаки)- хвост (кометы) – связь по положению.
Нос (человека)- нос (корабля) – по расположению.
Проверь себя ( слайд 9)
(Выключить проектор)
Практикум. Работа со стихотворным текстом. (устно по технологической карте)
Задание 3.
Писатели и поэты пользуются переносным значением для создания образности. Существуют следующие средства художественной выразительности ( тропы): метафора,олицетворение,эпитет. Посмотрите на небольшие словарные статьи у себя на листах,прочитаем,что обозначает каждое понятие:
Эпитет -- образное определение (прил., сущ., нареч., как правило, используется в переносном значении,например,"роща золотая".) Метафора -- выражение, употребленное в переносном смысле (или скрытое сравнение), например, "сжималось сердце молодое" Олицетворение -- одушевление неживых предметов, например, "И звезда с звездою говорит"
Теперь попытайтесь самостоятельно найти в текстах метафору, олицетворение и эпитет. Подчеркните их.
4) Анализ текста ( устно по технологической карте)
Задание 4.
-О чем текст?
-Озаглавьте текст. Закат
-Определите основную тему текста. Красота захода солнца.
-Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Закат
Когда с утра до вечера сеял дождь , березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины
5) Самостоятельная работа ( письменно по технологической карте).
Задание 5.
Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте посмотрим, как сказал автор об одном из осенних дней. Как проверим орфограммы в тексте?
-Списать текст, подчеркнуть основы предложений.
-В каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном).
-Назвать средство выразительности, на основе которого построен этот текст (олицетворение).
-Продолжить текст, используя слова в переносном значении.
Дождь уснул. От со..нца же п..днялась суета ветра, вз..ерошились дерев..я, заборм..тали травы и кустарники. И даже сам дождь снова ..стал на ноги, разбуженный щекочущей тепл..той, и собрал свое тело в облака.
5. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового мы узнали сегодня? Сегодня мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.
-Как образуются слова с переносным значением? На основе сходства.
-Где используются слова с переносным значением? В художественных текстах.
6.Домашнее задание.
Тема урока:
Задание 1.Объясните значение слов.
Мягкий характер -
Острый ум –
Золотые руки -
Светиться от счастья –
Задание 2. Первичное закрепление.
Переносные значения могут быть основаны на сходстве, близости (по форме, внешнему виду, цвету, положению).
-Укажите какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом:
Гребень (петуха)- гребень (для волос) – сходство по…
Лисичка (зверек)- лисичка (гриб) -
Хвост (собаки)- хвост (кометы) -
Нос (человека)- нос (корабля) -
Задание 3. Практикум.
Писатели и поэты пользуются переносным значением для создания образности. Существуют следующие средства художественной выразительности (тропы):
метафора, олицетворение, эпитет.
Эпитет - образное определение (прил., сущ., нареч., как правило, используется в переносном значении,например,"роща золотая"). Метафора - выражение, употребленное в переносном смысле (или скрытое сравнение), например, "сжималось сердце молодое". Олицетворение - одушевление неживых предметов, например, "И звезда с звездою говорит".
Теперь попытайтесь самостоятельно найти метафору, олицетворение и эпитет. Подчеркните их в художественных текстах:
1.Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы. (С.Есенин)
2. "Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой." (Ф.Тютчев.)
3. В саду горит костер рябины красной (С.Есенин)
4.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.Пушкин)
Задание 4. Анализ текста.
-Озаглавьте текст . Найдите слова , употребленные в переносном значении. Подчеркните их.
Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях , солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины.
Задание 5. Самостоятельная работа.
-Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть основы предложений. Указать, в каком значении употреблены глаголы (в прямом или переносном). Назвать средство выразительности (тропы), которые встречаются в тексте. Продолжить текст, используя слова в переносном значении.
Дождь уснул. От со..нца же п..днялась суета ветра, вз..ерошились дерев..я, заборм..тали травы и кустарники. И даже сам дождь снова ..стал на ноги, разбуженный щекочущей тепл..той, и собрал свое тело в облака.