Организационный момент. Постановка учебной проблемы Практическое задание на новый материал Проверка задания Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме Открытие нового знания Подводящий к знанию диалог Применение нового знания Самостоятельная работа по применению нового знания Итог урока, рефлексия Домашнее задание | Образуйте от словосочетаний имена прилагательные. Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? Сформулируйте тему урока. Задание: разбить пары слов на 2 столбика. Понаблюдайте за двумя столбцами слов. Попробуйте сформулировать правило. Предлагаются гипотезы. Проверка гипотез. Верно, нужно обратить внимание на корень слова, вернее – на его конечный согласный звук. Сформулируйте правило. Оформите правило схематически (по группам). Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами -ск-, -к-; суффиксы выде-лите. Какого разряда все эти прилагательные?Образец: пассажир – пассажирский.(1) Узбек, (2) молодец, (3) немец, (4) бурлак, (5) монгол, (6) богатырь, (7) рыбак, (8) море, (9) француз, (10) Русь, (11) март, (12) учитель, (13) киргиз. А имен прилагательных с какими суффиксами в русском языке больше? Давайте поиграем. Суффиксы – избиратели, им нужно собрать как можно большее количество голосов, то есть слов. Что нового вы узнали? Чему мы сегодня научились? Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме нашего урока? Что мы для этого делали? Зачем мы все делали? По карте нашего поселка (или по телефонному справочнику) найдите и запишите имена собственные (наименования), обозначающие названия улиц, вокзала, площадии т.п., имеющие в своем названии прилагательные с суффиксами –К-, -СК- | Ученики работают со словосочетаниями: коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев. Учащиеся выписывают слова на доску (Возникает проблемная ситуация) Задание было одно, а выполнили его по-разному (осознание противоречия) Возможный вариант ответа: не знаем, когда писать суффикс -к-, а когда -ск- Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. бедняк – бедняцкий француз – французский молодец – молодецкий ткач – ткацкий море – морской кузнец – кузнецкий рыбак – рыбацкий дети – детский - написание зависит от смысла слова; - нужно обратить внимание на корень, основу слова; Первая – не подходит, так как по смыслу объединить слова трудно. Вторая – верная. Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях. Класс делится на 2 команды (по двум суффиксам) и записывают слова со своим суффиксом. Далее подсчет голосов. |