МБОУ СОШ №3 п.Ванино
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
ВО 2 КЛАССЕ
УМК ОС «Школа 2100»
тема:
«Правописание парных согласных в конце слова»
Выполнила: учитель начальных классов
Сергеева Е.В.
2016г.
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.
- Сядьте поудобнее, проверьте посадку за партой.
- Руки? (На месте!)
- Ноги? (На месте!)
- Локти? (У края.)
- Спинка? (Прямая.)
- Настройтесь на урок.
-Посмотрите, как ласково вам подмигивает весеннее солнышко (слайд 1)
-Улыбнитесь друг другу и вы, поделитесь доброй энергией.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Орфографии.
- Отметим дату сегодняшнего путешествия (запишем число 13 апреля). (слайд 2)
II. Определение темы урока. (слайд 3)
- Посмотрите на экран и скажите, куда мы сегодня отправимся в гости? Кто нас встречает? (Парные согласные)
- Какова тема урока? (слайд 4)
Тема: Правописание парных согласных в конце слова (знакомство с новой орфограммой).
- Угадайте, кто живет в этом домике? (звонкие согласные) (слайд 5)
- А в этом? (глухие согласные)
- Как вы догадались? (колокольчик и шляпка)
Минутка чистописания
- «Разведите буквы в их домики»
- Девочки нарисуйте колокольчик и запишите парные звонкие
- Мальчики нарисуйте шляпку и запишите парные глухие
(Пишем правильно и красиво)
Проверка
- Какие буквы записали?
- Назовите звонкие согласные, глухие согласные.
- А теперь назовем их парами (слайд 6)
б в г д ж з
п ф к т ш с
III. Постановка учебной проблемы с элементами словарной работы.
- В гости принято ходить с подарками.
Угадайте, что мы подарим парным согласным?
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)
- А ещё мы подарим?
Эта шишка не простая,
А огромная какая!
В плотной жёсткой кожуре,
А растёт она в траве.
Мякоть - ярче, чем желток,
На макушке – хохолок.
Вкус у шишки – просто класс!
Это чудо - …
- Запишите слова в столбик. Поставьте ударение.
арбуз
ананас
- Какие это слова? (словарные)
- Что в них нужно запомнить? Подчеркните эти безударные гласные.
- Здесь еще орфограмма? Кто ее видит?
(парные согласные)
- Почему вы решили, что это орфограмма?
(произношение расходится с написанием)
арбуз ананас
[с] [с]
- Какой возникает вопрос? Проблема!
?! Почему одинаковые звуки обозначаются разными буквами?
?! Как быть, если мы не знаем, какую букву надо писать?
- На этот вопрос мы будем сегодня искать ответ.
IV. Поиск решения.
- Откройте учебник и найдите упражнение 237
- Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Морж» (читают по ролям)
- Выпишите из заголовка слово морж
[ш]
- Какой звук слышим? ([ш])
- А какую букву пишем? (ж)
- Почему так? Что происходит? (оглушение звонкого согласного)
- Так почему же нужно писать ж?
- Найдите ответ в тексте стихотворения. (есть проверочное слово)
морж – моржу
[ш]
- Почему оно проверочное? (слышится четко ж)
- Какая буква помогает проверить? (гласная у)
- Подчеркните её двумя чертами
- Это буквы – помощницы.
- А теперь вернемся к словам
арбуз
ананас
- Ответим на проблемный вопрос
?! Как быть, если мы не знаем, какую букву писать?
(нужно подобрать проверочное слово)
арбуз – арбузы
ананас – ананасы
- Попробуйте сформулировать правило.
- Сравните с авторским текстом на с.152 учебника
Работа над правилом.
- О каких согласных идет речь в правиле?
- Нужно ли проверять [л], [м], [р]?
(например: слон, дом, грач)
- В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово (серая рамка)
Способы:
1. однокоренное слово
2. много опорные слова выставляются на доску
3. нет
- Какой способ вам хорошо знаком?
Физкультминутка
-А сейчас мы отдохнем
И обратно в путь пойдем.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше, выше.
- Попрыгайте на правой, левой ножке.
- Стряхните усталость, присаживайтесь.
V. Применение знаний
- Попробуем применить полученные знания
- Найдите в каждом столбике лишнее слово. (слайд 7)
- Почему?
- К остальным подберите проверочное слово.
- Используйте разные способы, выполните по вариантам.
- Кто легко справился с заданием?
- Кто испытывал затруднения?
VI. Развитие умений применять знания (самостоятельная работа в парах)
- Ребята, вы любите весной пускать кораблики?
-Тогда поиграем в «Ручеек»
- Приготовьте ваши кораблики (разд. материал на столах) и работаем парами с данными предложениями.
«Ручеек»
- Зачитываем предложение и объясняем какая парная согласная пропущена в словах.
1. Жил в лесу ё… .
2. Раз он нес на спине гри… .
3. Навстречу ему медве…ь.
4. Зачем ты, ё…, гри… несешь?
5. Я сварю из него су… на обе… .
- Молодцы! Кораблик отправился в свободное плавание.
- Проверяем групповую работу.
Вывод:
- Дополните стихотворение:
Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не умеют жить.
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало … (оглушить)
VII. Обобщение полученных знаний.
Отгадайте загадки. Подберите проверочные слова к словам –отгадкам. (слайд 8-13)
Неуклюжий, косолапый, я держу в передних лапах мёд - любимейшую снедь, потому зовусь … (медведь - медведи)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (леопард – леопарды)
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский … (носорог – носороги)
«Корабль пустыни» по пескам плывёт.
Я здесь хозяин, здесь мне почёт.
Зверь я горбатый,
И нравлюсь ребятам. (верблюд – верблюды)
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый … (бегемот – бегемоты)
Самый рослый из зверей –
Африканский длинношей.
Ходит гордо, словно граф,
Называется … (жираф – жирафы)
VIII. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу.
- Был ли он полезен? интересен?
- Чему мы научились?
- Что вы узнали нового?
(Как проверить парный согласный)
- Сколько способов проверки? (3)
- Как же проверить парный согласный? (правило)
- А я скажу стихами.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Повторите за мной. (хором)
- А теперь оцените свою работу на уроке.
- На какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь? (слайд 14)
зеленый сигнал
жёлтый сигнал
красный сигнал
- Кто поднялся на верхнюю ступеньку?
- Кто находится на середине?
- Кто пока находится на нижней ступеньке?
Ученье путь к уменью.
IX Домашнее задание (слайд 15)
-Выучить правило.
-Записать 5 слов с парной согласной, проверить их разными способами.
- Благодарю всех за урок! (слайд 16)