Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Педагогические цели: способствовать ознакомлению учащихся с правописанием слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Планируемые результаты : (предметные)
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь;
- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
- уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища;
- уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Основное содержание темы, понятия и термины:
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме
Образовательные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Оборудование:
- схема с основными вопросами урока;
- алгоритм проверки парной согласной;
- карточки с заданиями;
- сигнальные карточки;
- компьютер
- презентация
- интерактивная доска
- карточки для самооценки.
- учебник, тетрадь с печатной основой.
Сценарий урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний.
- 2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
Минутка чистописания. Город красоты.
1.Пальчиковая разминка «Зайка».
2.Характеристика буквы Д.
3.Запись слов по образцу: Друг, дружина, дружище
4. Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.
5. Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг-дружба)
6. Самопроверка.
- Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
Орфографическая зарядка.
- Итак, в путь.
- Остановка в городе Слов.
- Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 - слова с непроверяемой безударной гласной).
Постановка проблемы урока
- Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
- Все ли написали правильно эти слова?
-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем? (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).
- Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
- В течение урока мы ответим на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
(учебник, с. 18)
- 3. Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.
Работа в группах
- Найди пару: б в п г д ж ш с ф к д т
- Словарная работа (индивидуальная работа)
- Отгадайте загадки, запишите слова:
На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Кто это мастер на стёкла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?(мороз)
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить проект выхода из затруднений.
- работа в парах
ГРИБ ГОЛУБКА
ЗУБ ЗАКЛАДКА
ГЛАЗ РЕДКИЙ
- Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? - Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).
-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
-Что общего у слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
- Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
(Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Вывод: - Ответим на вопросы:
- Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
Физминутка.
- Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.
-Зарядка для глаз
(Выполняют упражнения на профилактику близорукости и для снятия напряжения. По команде учителя перемещают взгляд по образцу опорных зрительно-двигательных траекторий В.Ф. Базарного, по 6 раз по каждой линии, мешочки с солью держат на голове).
Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»
Педагогические цели: способствовать ознакомлению учащихся с правописанием слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Планируемые результаты : (предметные)
Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике, лексике, синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь;
- уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
- уметь контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёрами;
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Личностные:
- уметь оценить свою работу и работу товарища;
- уметь находить причину успеха работы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Основное содержание темы, понятия и термины:
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме
Образовательные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Оборудование:
- схема с основными вопросами урока;
- алгоритм проверки парной согласной;
- карточки с заданиями;
- сигнальные карточки;
- компьютер
- презентация
- интерактивная доска
- карточки для самооценки.
- учебник, тетрадь с печатной основой.
Сценарий урока
1. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
- Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний.
- 2. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.
Минутка чистописания. Город красоты.
1.Пальчиковая разминка «Зайка».
2.Характеристика буквы Д.
3.Запись слов по образцу: Друг, дружина, дружище
4. Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.
5. Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг-дружба)
6. Самопроверка.?