Урок русского языка
во 2 классе
учитель начальных классов
Салкимбаева Ж.М.
Тема: Как проверить парную согласную.
Цель урока: научить подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова.
Задачи урока:
- сформировать умение подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова;
- развивать умение сравнивать, размышлять, находить лишнее, работать в группе;
- воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично - поисковый, проблемный.
Оборудование: карточки, интерактивная доска.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Улыбнитесь гостям. Садитесь.
2.Постановка цели и задачи урока.
Ребята, сегодня на уроке мы вместе с Верблюжонком отправимся в путешествие в чудесную страну, где будем коллективно работать над открытием нового материала, находить лишнее и многое другое. А что именно вы мне будете говорить по ходу нашего урока. Нам надо узнать, как называется наша страна, а для этого вам нужно отгадать загадки, которые вам приготовил Верблюжонок.
Весь наш урок мы будем работать в группах. Давайте обговорим правила работы в группах.
Работать коллективно.
Соблюдать тишину при работе.
Быть внимательными к одноклассникам.
А вот и загадки. Найдем к ним отгадки и запишем их в кроссворд.
1.Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он …(Жираф)
2.Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
3.Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
4.Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
5.Мягкие лапки, а в лапках - цап – царапки. (Кот)
6.Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса!
А зовут ее …(Лиса)
7.Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди
Лучше в дом не заходи! (Собака)
8.Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.
Ребята, что объединяет все эти слова? (О животных)
Какое слово получилось по вертикали? (Фольклор)
Что такое фольклор? Мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Фольклории» Отправляемся в путь.
Какие жанры фольклора вы знаете? Правильно и мы с вами работали с жанром загадки. Что такое загадки? Это и была наша первая станция в стране «Фольклории».
3. Актуализация знаний.
а) Минутка чистописания. Игра «Найди лишнее».
Ребята, какие буквы стоят на конце этих слов?
Жираф, волк, верблюд, медведь, кот, лиса, собака, крот
Ф к д т а
Какая буква лишняя? Почему? ( а- гласная, ф,д,к,т –согласные) Сколько гласных букв в алфавите? Сколько гласных звуков? Какие гласные буквы имеют по два звука?
Как отличить гласный звук от согласного? Сколько согласных букв в алфавите? Какие согласные всегда твердые? (Мягкие) Какие буквы не имеют звуков? Сколько всего букв в алфавите?
А теперь какая буква лишняя ф,к,д,т?
Итак, ребята, кто скажет с какой группой звуков, мы будем работать? (Звонкие и глухие согласные)
Какие звуки можно объединить в пары по глухости - звонкости? ([д]-[т])
Назовите пары для звуков [ф] и [к]. Какие еще парные согласные по звонкости и глухости вы знаете?
Пропишем буквы, обозначающие эти звуки в минутке чистописания. Звонкие пропишем на 1 строке, глухие – на второй. Работа в тетради.
Б в г д ж з
П ф к т ш с
б) Словарная работа. Комментированное письмо.
Из слов, которые получились в кроссворде, мы выпишем только слова с непроверяемыми гласными. Как называются слова с непроверяемыми гласными? Назовите мне эти слова.
[ы] [и] [т] [и] [т'] [а]
Жираф, верблюд, медведь, собака.
Какое слово лишнее? Почему? Составим предложение со словами жираф, верблюд и медведь.
4. Постановка проблемы. Станция «Скороговорки».
Отправляемся с Верблюжонком дальше. Итак, вторая станция «Скороговорки».
Что такое скороговорки? Для чего они нам нужны?
А) Работа с текстом. Чтение скороговорки учителем, затем учениками.
Вставьте пропущенные буквы, подберите к ним проверочные слова.
Ветер ёлками шумит,
Ёжик наш домой сп.шит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами – щелк.
Ё. иголки показал,
Волк со страху уб.жал.
Спешит – спешка
убежал – бег
ёж-ёжик
5. «Открытие» нового знания.
На какое правило были слова: спешит и убежал? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как вы проверили парную согласную в слове ёж? Как вы думаете, как проверить парную согласную на конце слова? (Выдвижение гипотез)
Молодцы! Это и есть тема нашего урока. Мы должны научиться проверять парную согласную на конце слова. Прочитаем правило в учебнике с.68,69.
6.Минутка «Отдыхай-ка»
Под песенку « У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».
7.Станция «Сказочная»
Что такое сказка? На какие группы делятся сказки?
По опорным словам: Лиса, Муравей, друг, живот, кумыс, урожай, хвост.
Из какой сказки эти слова? О чем эта сказка? Чему она нас учит?
Выпишем в столбик только слова с парными согласными на конце слова. И подберем к ним проверочные слова.
Коллективная работа.
Друг - друга
живот - животы
кумыс - кумыса
хвост - хвосты
Итак, как проверить парную согласную на конце слова?
8.Станция «Пословицы».
Что такое пословица? Чем отличается пословица от поговорки?
Игра «Собери-ка».
Верблюжонок пока шел к нам в гости уронил конверт с пословицами и слова перемешались. Он просит нам помочь ему сложить их правильно.
Человек без цели, что птица без крыльев.
Чему нас учит эта пословица? Есть ли в пословице слова с парным согласным на конце слова? Какое? Подберите к нему проверочное слово.
9.Рефлексия.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Теперь вы знаете, как проверить парную согласную на конце слова? Мы с вами должны любить свое наследие – устное народное творчество. Для чего нужны загадки, скороговорки? (сказки, пословицы) Загадки и скороговорки развивают гибкость ума, сказки и пословицы учат добру и воспитывают нас, делая лучше. Молодцы, ребята, а теперь посчитаем, сколько фишек заработала каждая группа.
10. Оценивание. ( По количеству фишек).
11.Домашнее задание.