kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Падежные окончания имен существительных в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~
конфет а
 
 
 
 
 
~~Падежные окончания имен существительных
 в единственном числе
Цель: развивать навык понимания склонения имен существительных и правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Формирование УДД:
п. – перечисление свойств на основании наблюдений; умение выделять существенные признаки;
к. – готовность к обсуждению и выработке общей позиции; умение устанавливать взаимоотношения; эффективно сотрудничать;
р. – определить цель учебной деятельности и соотнесение полученного результата;
л – уважительное отношение к культуре, языку, письму.
Оборудование: карточки для проверки знаний

Ход урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний:
а) Учащиеся получают карточку с заданием:

конфет а
 
 
 
 
 
У. – Почему карточка состоит из двух частей?
Д. – Первая часть обозначает – основу, а вторая – окончание.
У. – Почему вторая часть разделена на 6 частей?
Д. – У существительного 6 падежей.
У. – Почему первая часть не разделена?
Д. – Она обозначает основу. А основа слова не меняется. Меняется только окончание.
У. – Конфета, конфету, конфете – это разные слова?
Д. – Нет, это формы одного слова.
У. – Почему это одно и то же слово?
Д. – У них одна основа – конфет.
У. – Если одна и та же основа, то это одно и то же слово?
Д. – да
У. – Почему?
Д. – Потому что оно имеет одно и то же значение. Будем искать слово в толковом словаре по его начальной форме.
(выделенные вопросы для сильного класса).
У. – Повторим падежи. В каком порядке они распределены? С помощью, каких слов их можно легко запомнить?
Д. – ответы (табл. с названием падежей , вопросами, вспомогательными словами)
Название Вопрос Вспомогательное слово
Именительный Кто? Что? существует
Родительный Кого? Чего? нет
Дательный Кому? Чему? дать
Винительный Кого? Что? вижу
Творительный Кем? Чем? горжусь, творить
Предложный О ком? О чем? говорю

У. – Чем именительный падеж отличается от всех остальных?
Д. – Форма именительного падежа считается начальной слова.

Б) Работа в парах  (лист для обучающихся)

Три склонения имен существительных

I    


II


III


Изменить слова по падежам и вписать в данную табл.

1 в. земля                                        2 в. папа
       конь                                                окно
       печь                                                степь

У. – кто изменял слово земля  - назовите только окончания

Д.- я
      и
      е
      ю
     ёй
      е
- кто изменял слово папа  - назовите только окончания
        – а
          ы
          е
          у
         ой
          е
У. – Сравните окончания Именительного падежа?
 - Буквы а и я – это разные окончания или варианты одного  и того же слова?
Д – Разные.
У. – Почему?
Д. - Буквы разные.
У. - Кто считает, что это варианты? Объясните.
Д. – мы знаем, если буква я стоит после согласной, то обозначает мягкость предыдущего звука. Следовательно, ля - < л, > < а >
У. – Теперь всем понятно, что это варианты одного и того же окончания.
ИТОГ: заполняем 1 табл.
I склонение

Существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на а, я относятся к 1 – му склонению.

Аналогичная работа проводится со словами: конь, окно, печь, степь.
Заполняется 2 склонение, а затем 3 склонение.

2 склонение                                   3 склонение
                                                                                                                                           

 

III.  Работа по теме.
У. – Слово ключ вам знакомо. А какие значения оно имеет?
Д. – ключ – от двери
Ключ – родник, ключ – шифр, расшифровка.
У. – Какое же из трех значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом – ключом для правильного написания окончаний имен существительных.
Д. – ключ – шифр.
У. -  ключи у вас уже есть (это предыдущие слова). Мы разобрали с вами начальную форму и сказали, какие слова относятся к 1, 2 , 3 склонению. А теперь внимательно просмотрите окончания этих слов в других падежах. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть «волшебными», быть словами – ключами?
Д. – Ударные окончания.
У – Почему они «волшебные»?
Д. – По ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.
Раздаются листы «Главное правило написания безударных падежных окончаний имен существительных».


Чтобы составить алгоритм, давайте рассмотрим на примере тётя
1 шаг. Привести данное слово к начальной форме от тёти – тётя, для того чтобы определит склонение.
2 шаг. Определить склонение и сопоставить его со словом – ключом:
тётя (ж.р.) – земля (ж. р.)
3 шаг. Слово – ключ поставить в ту же форму, в какой стояло данное слово:
от земли – от тёти, то есть безударное окончание и
Для учителя правила, которые должны вписать учащиеся в лист – орфограммы:
• Безударные гласные в корне проверяй ударными в том же корне4
• Безударные гласные в приставках можно проверять ударными в тех же приставках;
• Безударные гласные в суффиксах можно проверять ударными в тех же суффиксах, если такие ударные существуют.

Алгоритм:
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
2 шаг. Подбираю слово – ключ – земля – и ставлю его в ту же форму с землёй.
3 шаг. Если у слова – ключа окончание и, значит, и в данном слове будет такое же окончание.

Закрепление. Практика.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Падежные окончания имен существительных в единственном числе »

Падежные окончания имен существительных

в единственном числе

Цель: развивать навык понимания склонения имен существительных и правописание безударных падежных окончаний имен существительных.


Формирование УДД:

п. – перечисление свойств на основании наблюдений; умение выделять существенные признаки;

к. – готовность к обсуждению и выработке общей позиции; умение устанавливать взаимоотношения; эффективно сотрудничать;

р. – определить цель учебной деятельности и соотнесение полученного результата;

л – уважительное отношение к культуре, языку, письму.

Оборудование: карточки для проверки знаний


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний:

а) Учащиеся получают карточку с заданием:


конфет

а






У. – Почему карточка состоит из двух частей?

Д. – Первая часть обозначает – основу, а вторая – окончание.

У. – Почему вторая часть разделена на 6 частей?

Д. – У существительного 6 падежей.

У. – Почему первая часть не разделена?

Д. – Она обозначает основу. А основа слова не меняется. Меняется только окончание.

У.Конфета, конфету, конфете – это разные слова?

Д. – Нет, это формы одного слова.

У. – Почему это одно и то же слово?

Д. – У них одна основа – конфет.

У. – Если одна и та же основа, то это одно и то же слово?

Д. – да

У. – Почему?

Д. – Потому что оно имеет одно и то же значение. Будем искать слово в толковом словаре по его начальной форме.

(выделенные вопросы для сильного класса).

У. – Повторим падежи. В каком порядке они распределены? С помощью, каких слов их можно легко запомнить?

Д. – ответы (табл. с названием падежей , вопросами, вспомогательными словами)

Название

Вопрос

Вспомогательное слово

Именительный

Кто? Что?

существует

Родительный

Кого? Чего?

нет

Дательный

Кому? Чему?

дать

Винительный

Кого? Что?

вижу

Творительный

Кем? Чем?

горжусь, творить

Предложный

О ком? О чем?

говорю


У. – Чем именительный падеж отличается от всех остальных?

Д. – Форма именительного падежа считается начальной слова.


Б) Работа в парах (лист для обучающихся)


Три склонения имен существительных


I







II







III



Изменить слова по падежам и вписать в данную табл.


1 в. земля 2 в. папа

конь окно

печь степь


У. – кто изменял слово земля - назовите только окончания




Д.- я

и

е

ю

ёй

е

- кто изменял слово папа - назовите только окончания

а

ы

е

у

ой

е

У. – Сравните окончания Именительного падежа?

- Буквы а и я – это разные окончания или варианты одного и того же слова?

Д – Разные.

У. – Почему?

Д. - Буквы разные.

У. - Кто считает, что это варианты? Объясните.

Д. – мы знаем, если буква я стоит после согласной, то обозначает мягкость предыдущего звука. Следовательно, ля -

У. – Теперь всем понятно, что это варианты одного и того же окончания.

ИТОГ: заполняем 1 табл.

I склонение

Женский род,

мужской род

в нач. форме а я






Существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на а, я относятся к 1 – му склонению.

Аналогичная работа проводится со словами: конь, окно, печь, степь.

Заполняется 2 склонение, а затем 3 склонение.


2 склонение 3 склонение

Женский род в нач. форме ь



Ммммммммммммммммм









Ммм

М

М

















Мужской род (нулевое оконч.),

средний род о е







III. Работа по теме.

У. – Слово ключ вам знакомо. А какие значения оно имеет?

Д. – ключ – от двери

Ключ – родник, ключ – шифр, расшифровка.

У. – Какое же из трех значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом – ключом для правильного написания окончаний имен существительных.

Д. – ключ – шифр.

У. - ключи у вас уже есть (это предыдущие слова). Мы разобрали с вами начальную форму и сказали, какие слова относятся к 1, 2 , 3 склонению. А теперь внимательно просмотрите окончания этих слов в других падежах. Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть «волшебными», быть словами – ключами?

Д. – Ударные окончания.

У – Почему они «волшебные»?

Д. – По ударным окончаниям можно проверять безударные в каждом склонении.

Раздаются листы «Главное правило написания безударных падежных окончаний имен существительных».

Главное правило

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных

  • Безударные окончания имен существительных – проверяй ударными в том же склонении:

Например: 1 скл – по дорожке – по земле

2 скл. – с детством – с окном

3 скл. - для молодёжи – для степи

Какие правила тебе напоминает эта орфограмма? Запиши это здесь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как «работают» слова – ключи в каждом склонении.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Земля конь печь

Папа окно степь

Алгоритм:

1 шаг:________________________________________________________________________________________________________________________

2 шаг:________________________________________________________________________________________________________________________3 шаг:________________________________________________________________________________________________________________________































Чтобы составить алгоритм, давайте рассмотрим на примере тётя

1 шаг. Привести данное слово к начальной форме от тёти – тётя, для того чтобы определит склонение.

2 шаг. Определить склонение и сопоставить его со словом – ключом:

тётя (ж.р.) – земля (ж. р.)

3 шаг. Слово – ключ поставить в ту же форму, в какой стояло данное слово:

от земли – от тёти, то есть безударное окончание и

Для учителя правила, которые должны вписать учащиеся в лист – орфограммы:

  • Безударные гласные в корне проверяй ударными в том же корне4

  • Безударные гласные в приставках можно проверять ударными в тех же приставках;

  • Безударные гласные в суффиксах можно проверять ударными в тех же суффиксах, если такие ударные существуют.


Алгоритм:

1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.

2 шаг. Подбираю слово – ключ – земля – и ставлю его в ту же форму с землёй.

3 шаг. Если у слова – ключа окончание и, значит, и в данном слове будет такое же окончание.


Закрепление. Практика.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Падежные окончания имен существительных в единственном числе

Автор: Шляжене Лариса Алексеевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "138296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417524619"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. "
    ["seo_title"] => string(121) "uprazhnieniie-v-pravopisanii-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-1-2-3-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427567753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "«Написание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление изученного»"
    ["seo_title"] => string(80) "napisaniie_biezudarnykh_padiezhnykh_okonchanii_imien_sushchiestvitiel_nykh_iedin"
    ["file_id"] => string(6) "379635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484489901"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_pravopisaniie_biezudarnykh_padiezhnykh_okonch"
    ["file_id"] => string(6) "365842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480882074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Для дистанционного обучения учащихся 3 класса. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных единственного числа"
    ["seo_title"] => string(80) "dlia_distantsionnogho_obuchieniia_uchashchikhsia_3_klassa_pravopisaniie_ghlasnyk"
    ["file_id"] => string(6) "442028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512367205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства