kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок закрепления и отработки правописания безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа"»

Муниципальное образовательное учреждения

«Джатиевская основная общеобразовательная школа»

















Конспект урока по русскому языку

по теме

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

Закрепление »

4 класс УМК «Школа России»













Составила: учитель начальных классов

Амур Татьяна Николаевна











п. Ромашки

2016 г.



Тип урока: урок закрепления полученных знаний

Цель урока: отрабатывать умения правильного написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных единственного числа, используя изученные способы действий.

Задачи:

Личностные:

  1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме.

  2. Развитие самостоятельности, ответственности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

  3. Формирование умения сотрудничать со сверстниками и с педагогом.

Метапредметные:

  1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

  2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи урока.

  3. Развивать умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

  4. Учить контролировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок.

  5. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух.

Предметные:

  1. Актуализировать знания о составе слова, о типах склонения имен существительных.

  2. Овладение способами проверки безударных гласных в различных частях слова, в том числе и в падежных окончаниях имен существительных единственного числа.

Оборудование:

учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык» 4 класс, 1 часть.;

мультимедийная презентация;

карточки со словарными словами по теме «Погода» и транскрипцией слова;

карточки для групповой работы;

бланки ответов;

листы самооценки;

веер с числами и гласными буквами

шкала оценивания (ёлка с «игрушками»); .

Методы и приемы работы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, графический, игровой.

Формы организации деятельности учащихся: работа в парах и коллективная исследовательская деятельность.








Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, настройтесь на совместную работу.

Сегодня у нас гости на уроке. Давайте покажем, как мы работаем на уроке русского языка.

(Приветствие гостей)

- Улыбнемся друг другу! Начнем работу.

- Все готовы? (Дети читают вслух стихотворение) Слайд 1.



- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Учебник, тетрадь ручка, карандаш наши первые помощники.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа, название дня недели.

Слайд 2

- Подчеркните орфограммы и объясните их правописание.

(Дети: тридцатое – безударная гласная и в корне, проверочное слово тридцать;

непроверяемая непроизносимая согласная д;

ноября – безударная гласная о , непроверяемая ударением; безударная гласная я - проверочное слово ноябрь;

классная – двойная согласная с; работа - безударная гласная а в корне раб – проверочное слово – раб; среда - безударная гласная е в корне сред – проверочное слово среды.

II. Актуализация знаний.


1. Определение тема урока, постановка цели урока.

- Назовите тему, над которой работаем. (Правописание)

Слайд 2. (анимация по щелчку)

- Какая цель стоит перед нами?

(Ответы детей: научиться правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; безударные гласные в корне слова, в приставках , в суффиксах)

Слайд 3.

- Какую проблему будем решать на уроке? ( Что писать, безударную гласную е или И;

а или О в окончаниях имен существительных ?) ( На доске открывается ?)


- Какие знания нам необходимы для решения проблемы?

Дети:

  • знания о составе слова;

  • о типах склонения имен существительных единственного числа;

  • о падежах имен существительных;

  • о способах проверки безударных гласных в разных частях слова.


- Работать на уроке сегодня мы будем в парах.



Работа в парах

2. Блиц-опрос. Игра «Снежки» :

– Приближается время зимних забав. Поиграем в игру «Снежки»:

- Условия игры:

  • если вы согласны с моим утверждением, снежок «улыбается» – «да»;


  • если вы не согласны с моим утверждением, снежок «огорчается» – «нет»;




  • снежки рисуем в бланке ответов № 1:

Бланк 1


1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Ответ










баллы










Учитель читает утверждения, дети в парах заполняют бланк ответов:

  1. Имена существительные в начальной форме стоят в именительном падеже единственном числе.

  2. Имена существительные имеют 6 типов склонения.

  3. Имена существительные имеют 3 типа склонения.

  4. К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием.

  5. Имена существительные среднего рода относятся ко второму склонению.

  6. К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

  7. Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопрос о ком? о чем?

  8. Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопрос о ком? о чем?

Проверка: фронтальная.

Пара, справившаяся первой, читает ответы в бланке, остальные пары показывают согласие «+», несогласие « -«: 1 – да; 2 – нет; 3 – да; 4 – нет; 5 – да; 6 – да; 7 – нет; 8 – да.)

- Суммируйте баллы за ответы, общий балл – в лист оценивания.

III. Работа по теме урока.

1. Словарная- орфографическая работа.

1) Звуковой разбор слова декабрь.

- Время зимних забав – какое это время года? (Зима)

- Назови зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

- Изучая единицы времени на уроках математике, что узнали о декабре?

(Декабрь – последний месяц года. В декабре 31 день. В ночь 31 декабря – наступает Новый год. Декабрь – первый зимний месяц).

- Народная мудрость гласит: «Декабрь – год кончает, зиму начинает».

- Выберите транскрипцию слова декабрь и покажите ответ, используя веер чисел.

Слайд 4.

Проверка: пары обосновывают свой выбор

(1 запись – произносим и слышим в первом слоге звук [и]; 2 запись – правильно; 3запись – ка – произносим звук [к] твёрдо, рот на [а]

Оценивание:

-Каждая пара, выбравшая правильный ответ, получает 1 балл и ставит в лист оценивания.

- Обозначьте орфограмму в слове декабрь.

-Назови способ проверки. (Посмотреть в словаре, спросить у учителя).

(Смотрят в словаре учебника с. 188)

- Назови первую букву в слове декабрь. ( д )

2) Минутка чистописания

- Повторим написание буквы д строчной.

Анимированный плакат:


Слайд 5.


- Запишите две буквы д ; пару букв два раза; слово декабрь.

- Назови грамматические признаки слова декабрь.

(имя существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, единственного числа, 2 склонения)

3) Отработка способа проверки падежных окончаний существительных.

- Обозначь 2 столбика:

Первый столбик – творительный падеж – Т.п.; второй – предложный падеж – П.п.

- Запиши существительное декабрь в форме творительного и предложного падежей.

Проверка: фронтальная.

(Дети: в декабре – в чем ? предложный падеж, окончание е во 2 склонении;

За декабрём – за чем? Творительный падеж, окончание ём во 2 склонении.

  1. Работа по решению проблемного вопроса


- На информационном стенде словарные слова.

ВСТАВИТЬ!!!

- Выберите имя существительное 2 склонения с окончанием и поставь его в форму творительного и предложного падежей.

- Выберите имя существительное 1 склонения и поставь его в форму творительного и предложного падежей.

- Вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен существительных:

Вставить!!!!

Дети:

1.Опрелить склонение и падеж существительного.

2. Подставляем опору – слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.


Проверка:

  1. - Какие орфограммы добавили в слова, записанные в 1 столбике – Т.п.?

(безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных)

- Сформулируйте вывод о безударных падежных окончаниях имен существительных в творительном падеже.

  1. - Какие орфограммы добавили в слова, записанные во 2 столбике – П.п.?

(безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных)

- Сформулируйте вывод о безударных падежных окончаниях имен существительных в предложном падеже.

(У имен существительных 1 и 2 склонения в предложном падеже окончание е;

на улице, о погоде – о доске

на облаке, о месяце – о столе

У имен существительных 1 склонения в творительном падеже окончание –ой, если основа твердая; - ей, если основа мягкая или оканчивается на шипящую или ц:

с погодой, за улицей – за доской, с доской;

У имен существительных 2 склонения в творительном падеже окончание –ом, если основа твердая; - ем, если основа мягкая или оканчивается на шипящую или ц:)

за облаком, за месяцем – за столом

Оценивание:

Каждая пара, выполнившая правильно задание, получает 2 балла и ставит в лист оценивания;

пара, допустившая 1 ошибку – 1 балл;

более 1 – 0 баллов.

Синонимы.


Слайд 6.



- Прочитай предложение на слайде.

- Замените одним словом 1 склонения; затем – 2 склонения; 3 склонения;

- Запишите в два столбика – Т.п., П.п.

- Обозначьте орфограмму. Докажите свой выбор.

Проверка.

Дети предлагают свои варианты : вьюга, пурга, буря – 1 скл.; буран, ненастье, ураган – 2 скл.; метель – 3 скл.

- Сверьте записи со слайдом.

Обобщение:

  1. Что делали? (Изменяли существительные по падежам)

  2. Какие падежные формы употребляли? (Творительный, предложный)

  3. Почему? (Опасные падежи, проблема: Е или И, О или А)

  4. Каким способом доказывали правописание окончаний? ( Ударением; вспоминали таблицу опасных падежей)

- Что вы скажите о словах – вьюга, буря, пурга, метель, ненастье, буран, ураган?

(Это синонимы)

- Докажи. (Являются именами существительными; близки по значению)

Оценивание:

  • 3 синонима, формы слов без ошибок – 3 балла;

  • 3 синонима, формы слов с 1 ошибкой – 2 балла;

  • 2 синонима, формы слов без ошибок – 2 балла;

  • 2 синонима, формы слов с 1 ошибкой – 1 балл;

  • 1 синоним, формы слов без ошибок – 1 балл

(Ставят в лист оценивания).

4. Проверка домашнего задания.

- Выполним задание, аналогичное домашнему:

Слайд 7.


- Распределите в паре роли: один – работает с числовым веером, другой – с веером с гласными. Результаты фиксируете в бланке № 2 по ходу выполнения задания:

1 балл – правильный ответ;

0 баллов – ошибка.

Бланк 2


1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Ответ










баллы










(Дети «цепочкой» читают слово на слайде, каждая пара показывает ответы с помощью веера. После показа – объяснение: на ладони – 3 склонение, на груди, окончание И. на слайде появляется буква И.)

Результат фиксируют в бланке № 2 .

Общий балл переносят в лист оценивания.


IV. Динамическая пауза. «Солнышко лучистое» спортивный танец – зарядка.

  1. Обобщение знаний о правописании безударных гласных.

- Я прочитаю вам отрывок из произведения Алексея Ремизова, а вы определите жанр произведения.

Слайд 8.

(Учитель читает отрывок: учебник «Русский язык» 4 класс


(Дети: это сказка.)

- Докажите (Зачин: В некотором царстве, в некотором государстве…; жила в башенке – занимательное начало.)


- Возьмите карточку желтого цвета и выполните задание.

Работа в паре.


Карточка

  1. Прочитай отрывок из произведения А. Ремизова «Зайка».

  2. Вставь пропущенные орфограммы и запиши их в таблицу.

  3. Устно докажи их правописание.

В некотором царств⃝ , в некотором государств⃝ в высокой башенк⃝ на самом в⃝рху жила-была дев⃝чка. Звали её Зайка. К ноч⃝ в башенк⃝ з⃝жигались ⃝гни. В комн⃝т⃝ Зайки было св⃝тло, т⃝пло и уютно.

Таблица

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Баллы























Проверка: - Сравните свою таблицу со слайдом и оцените свою работу.(Слайд № 9)

Критерии оценивание:

  • таблица заполнена правильно – 4 балла

  • 1 ошибку – 3 балла;

  • 2 ошибки – 2 балла;

  • 3ошибки – 1 балл;

  • боле 3-х – 0 баллов.


- Сравните способы проверки орфограмм и сделайте вывод, какие орфограммы похожи по способу проверки? (безударные гласные в корне и безударные гласные в окончаниях имен существительных единственного числа)

- Найди общее и отличие. (Общее – проверяются ударением; отличие – при проверке орфограммы в корне подбирают однокоренное слово с ударной гласной в корне, а при проверке орфограммы в окончании – слово того же склонения с ударным окончанием.)

  1. Подведение итога урока. Рефлексия.


- Оцените свою работу на уроке, суммируйте заработанные баллы. (Слайд № 10)


- Отметь свой уровень освоения темы: «Наряди ёлочку». (Дети выходят к доске, и оценивают себя)



- Кому удалось повысить собственный уровень? Кто научился правильно писать слова с безударными гласными?



- Вернемся к началу урока. (Слайд № 3)

- Какую ставили перед собой цель.

- Достигли цели? (Достигли).

- Что учились делать? (Учились находить орфограмму в слове;

учились писать безударные гласные в окончаниях имен существительных, пользуясь алгоритмом и словами- «опорами»;

учились писать безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах и доказывать свой выбор).

  1. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Упр. С. 155.

  2. Составить диктант из 10 слов с безударными окончаниями существительных.

  3. Подобрать пословицы, поговорки о зиме с безударными гласными.


- Всем спасибо за урок! (Слайд № 11)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амур Татьяна Николаевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "138296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417524619"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" ""
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-povtorieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "288047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454580248"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(95) "konspiektotkrytoghourokapravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457028005"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "конспект урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний у существительных единственного числа" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-padiezhnykh-biezudarnykh-okonchanii-u-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "133827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства