Актуализировать знания о составе слова, о типах склонения имен существительных.
Овладение способами проверки безударных гласных в различных частях слова, в том числе и в падежных окончаниях имен существительных единственного числа.
карточки со словарными словами по теме «Погода» и транскрипцией слова;
карточки для групповой работы;
бланки ответов;
листы самооценки;
веер с числами и гласными буквами
шкала оценивания (ёлка с «игрушками»); .
Методы и приемы работы:словесный, наглядный, частично-поисковый, практический,графический, игровой.
Формы организации деятельности учащихся: работа в парах и коллективная исследовательская деятельность.
Ход урока.
Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу, настройтесь на совместную работу.
Сегодня у нас гости на уроке. Давайте покажем, как мы работаем на уроке русского языка.
(Приветствие гостей)
- Улыбнемся друг другу! Начнем работу.
- Все готовы? (Дети читают вслух стихотворение) Слайд 1.
- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. Учебник, тетрадь ручка, карандаш наши первые помощники.
- Запишите сегодняшнее число, классная работа, название дня недели.
Слайд 2
- Подчеркните орфограммы и объясните их правописание.
(Дети: тридцатое – безударная гласная и в корне, проверочное слово тридцать;
непроверяемая непроизносимая согласнаяд;
ноября – безударная гласная о , непроверяемая ударением; безударная гласная я - проверочное слово ноябрь;
классная – двойная согласная с; работа - безударная гласная а в корне раб – проверочное слово – раб; среда - безударная гласная е в корне сред – проверочное слово среды.
II. Актуализация знаний.
1. Определение тема урока, постановка цели урока.
- Назовите тему, над которой работаем. (Правописание)
Слайд 2. (анимация по щелчку)
- Какая цель стоит перед нами?
(Ответы детей: научиться правильно писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных; безударные гласные в корне слова, в приставках , в суффиксах)
Слайд 3.
- Какую проблему будем решать на уроке? ( Что писать, безударную гласную е или И;
а или О в окончаниях имен существительных ?) ( На доске открывается ?)
- Какие знания нам необходимы для решения проблемы?
Дети:
знания о составе слова;
о типах склонения имен существительных единственного числа;
о падежах имен существительных;
о способах проверки безударных гласных в разных частях слова.
- Работать на уроке сегодня мы будем в парах.
Работа в парах
2. Блиц-опрос. Игра «Снежки» :
– Приближается время зимних забав. Поиграем в игру «Снежки»:
- Условия игры:
если вы согласны с моим утверждением, снежок «улыбается» – «да»;
если вы не согласны с моим утверждением, снежок «огорчается» – «нет»;
снежки рисуем в бланке ответов № 1:
Бланк 1
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего
Ответ
баллы
Учитель читает утверждения, дети в парах заполняют бланк ответов:
Имена существительные в начальной форме стоят в именительном падеже единственном числе.
Имена существительные имеют 6 типов склонения.
Имена существительные имеют 3 типа склонения.
К первому склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием.
Имена существительные среднего рода относятся ко второму склонению.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.
Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопрос о ком? о чем?
Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопрос о ком? о чем?
2. Подставляем опору – слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.
Проверка:
- Какие орфограммы добавили в слова, записанные в 1 столбике – Т.п.?
(безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных)
- Сформулируйте вывод о безударных падежных окончаниях имен существительных в творительном падеже.
- Какие орфограммы добавили в слова, записанные во 2 столбике – П.п.?
(безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных)
- Сформулируйте вывод о безударных падежных окончаниях имен существительных в предложном падеже.
(У имен существительных 1 и 2 склонения в предложном падеже окончание е;
на улице, о погоде – о доске
на облаке, о месяце – о столе
У имен существительных 1 склонения в творительном падеже окончание –ой, если основа твердая; - ей, если основа мягкая или оканчивается на шипящую или ц:
с погодой, за улицей – за доской, с доской;
У имен существительных 2 склонения в творительном падеже окончание –ом, если основа твердая; - ем, если основа мягкая или оканчивается на шипящую или ц:)
за облаком, за месяцем – за столом
Оценивание:
Каждая пара, выполнившая правильно задание, получает 2 балла и ставит в лист оценивания;
пара, допустившая 1 ошибку – 1 балл;
более 1 – 0 баллов.
Синонимы.
Слайд 6.
- Прочитай предложение на слайде.
- Замените одним словом 1 склонения; затем – 2 склонения; 3 склонения;
- Запишите в два столбика – Т.п., П.п.
- Обозначьте орфограмму. Докажите свой выбор.
Проверка.
Дети предлагают свои варианты : вьюга, пурга, буря – 1 скл.; буран, ненастье, ураган – 2 скл.; метель – 3 скл.
- Сверьте записи со слайдом.
Обобщение:
Что делали? (Изменяли существительные по падежам)
Какие падежные формы употребляли? (Творительный, предложный)
Почему? (Опасные падежи, проблема: Е или И, О или А)
- Что вы скажите о словах – вьюга, буря, пурга, метель, ненастье, буран, ураган?
(Это синонимы)
- Докажи. (Являются именами существительными; близки по значению)
Оценивание:
3 синонима, формы слов без ошибок – 3 балла;
3 синонима, формы слов с 1 ошибкой – 2 балла;
2 синонима, формы слов без ошибок – 2 балла;
2 синонима, формы слов с 1 ошибкой – 1 балл;
1 синоним, формы слов без ошибок – 1 балл
(Ставят в лист оценивания).
4. Проверка домашнего задания.
- Выполним задание, аналогичное домашнему:
Слайд 7.
- Распределите в паре роли: один – работает с числовым веером, другой – с веером с гласными. Результаты фиксируете в бланке № 2 по ходу выполнения задания:
1 балл – правильный ответ;
0 баллов – ошибка.
Бланк 2
1
2
3
4
5
6
7
8
Всего
Ответ
баллы
(Дети «цепочкой» читают слово на слайде, каждая пара показывает ответы с помощью веера. После показа – объяснение: на ладони – 3 склонение, на груди, окончание И. на слайде появляется буква И.)
Результат фиксируют в бланке № 2 .
Общий балл переносят в лист оценивания.
IV. Динамическая пауза. «Солнышко лучистое» спортивный танец – зарядка.
Обобщение знаний о правописании безударных гласных.
- Я прочитаю вам отрывок из произведения Алексея Ремизова, а вы определите жанр произведения.
Слайд 8.
(Учитель читает отрывок: учебник «Русский язык» 4 класс
(Дети: это сказка.)
- Докажите (Зачин: В некотором царстве, в некотором государстве…; жила в башенке – занимательное начало.)
- Возьмите карточку желтого цвета и выполните задание.
Работа в паре.
Карточка
Прочитай отрывок из произведения А. Ремизова «Зайка».
Вставь пропущенные орфограммы и запиши их в таблицу.
Устно докажи их правописание.
В некотором царств⃝ , в некотором государств⃝ в высокой башенк⃝ на самом в⃝рху жила-была дев⃝чка. Звали её Зайка. К ноч⃝ в башенк⃝ з⃝жигались ⃝гни. В комн⃝т⃝ Зайки было св⃝тло, т⃝пло и уютно.
Таблица
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Баллы
Проверка: - Сравните свою таблицу со слайдом и оцените свою работу.(Слайд № 9)
Критерии оценивание:
таблица заполнена правильно – 4 балла
1 ошибку – 3 балла;
2 ошибки – 2 балла;
3ошибки – 1 балл;
боле 3-х – 0 баллов.
- Сравните способы проверки орфограмм и сделайте вывод, какие орфограммы похожи по способу проверки? (безударные гласные в корне и безударные гласные в окончаниях имен существительных единственного числа)
- Найди общее и отличие. (Общее – проверяются ударением; отличие – при проверке орфограммы в корне подбирают однокоренное слово с ударной гласной в корне, а при проверке орфограммы в окончании – слово того же склонения с ударным окончанием.)
Подведение итога урока.Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке, суммируйте заработанные баллы. (Слайд № 10)
- Отметь свой уровень освоения темы: «Наряди ёлочку». (Дети выходят к доске, и оценивают себя)
- Кому удалось повысить собственный уровень? Кто научился правильно писать слова с безударными гласными?
- Вернемся к началу урока. (Слайд № 3)
- Какую ставили перед собой цель.
- Достигли цели? (Достигли).
- Что учились делать? (Учились находить орфограмму в слове;
учились писать безударные гласные в окончаниях имен существительных, пользуясь алгоритмом и словами- «опорами»;
учились писать безударные гласные в корнях, приставках, суффиксах и доказывать свой выбор).
Домашнее задание.
На выбор:
Упр. С. 155.
Составить диктант из 10 слов с безударными окончаниями существительных.
Подобрать пословицы, поговорки о зиме с безударными гласными.