Тема: « Окончания имён прилагательных».
Цель: познакомить учащихся со способом проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного числа женского рода .
Задачи:
сформировать представление о проверке безударных падежных окончаний имён прилагательных при помощи падежных вопросов;
подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода о правописании падежных окончаний имён прилагательных единственного числа женского рода;
способствовать развитию орфографической зоркости;
повторить словообразовательный разбор;
развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;
воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
Психологический настрой.
3.Проверка домашнего задания.
П од лежачий камень вода не течёт.
- В чём заключается смысл данной пословицы? Объясните.
- Мы с вами тоже должны хорошо потрудиться, чтобы получить новые знания и научиться их применять.
3.Орфографическая минутка. Словарная работа.
Земой наконикулах я был у Тёти светы. Ночю вы пал сех. Блистящий иний украсил бирёски асины. Кросивы диревя вснежном наради!
-Помогите исправить ошибки мальчику, который написал сочинение о том, как он провёл зимние каникулы.
4.Актуализация знаний.
-Назовите из последнего предложения словосочетание существительного с прилагательным.
-Запишите его в форме ед. ч. И. п.
Снежная одёжка.
-Разберите слова по составу.
-Назовите окончание прилагательного.
-Окончание -ая является родовым окончанием прилагательных… – какого рода?
-Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? Какова цель урока?
5.Сообщение темы и цели урока.
-Верно. Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, каким правилом нужно
руководствоваться при написании безударных падежных окончаний имён
прилагательных женского рода единственного числа.
-А тема нашего урока: «Падежные окончания имён прилагательных».
6. Изучение нового.
а)Работа с таблицей .
-Рассмотрите таблицу.
-Как вы думаете, написание каких безударных окончаний прилагательных можно проверить окончаниями вопросов?
б)Работа по учебнику.
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.10.
-Объясните значение слова «лазурь».
в )Письмо с комментированием. Упр. 10, с. 11.
В каких прилагательных текста правописание падежных окончаний прилагательных можно проверить окончанием вопроса?
-Запишем с комментированием предложения, где есть прилагательные, окончания которых можно проверить окончанием вопроса.
. Закрепление нового.
а) Самостоятельная работа. Упр. 13, с. 12. Индивидуальное задание на карточках (2 учащихся)
Карточка
(Какой?) Бел… скатертью покрылись поляны.
В (какую?) голодн… зиму семена дуба кормят белок _ дятлов_клестов.
Спишите предложение в тетрадь. Расставьте знаки препинания во втором предложении. Укажите падеж прилагательных, выделите окончания прилагательных.
б)Проверка
8. Итог урока.
Алгоритм проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных.
-Как же проверить правописание безударных окончаний имён прилагательных женского рода с твёрдой основой?
-А как объяснить правописание безударного окончания прилагательного любого рода?
-Составим алгоритм проверки написания безударных окончаний имён прилагательных.
Алгоритм проверки написания безударных окончаний имён прилагательных.
Определить, с каким существительным сочетается прилагательное.
Определить его грамматические признаки (род, число, падеж) по существительному, с которым оно сочетается.
Определить тип основы имени прилагательного.
Вспомнить правило написания окончания имени прилагательного
(можно проверить себя по таблице-памятке, как в учебнике, ч.1, с.166) .
9. Рефлексия.
-Что на уроке сегодня было главным? Что интересным? Что новое узнали? Чему научились? Кому было трудно выполнять задания?
10. Оценивание.
11. Д/з. с.12, упр.17.