Классный руководитель: Краюшкина Надежда Константиновна
Цели урока: Повторение падежных окончаний имён прилагательных; развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
1.Организационный момент 2.Словарная работа ИНТЕРЕСНЫЙ пушистый Лесное ЛИСИЦА ПРЕКРАСНАЯ деревце Снежок рассказ — почему три слова выделены? (этословарныеслова)— какие орфограммы русского языка увидели? (правописание безударной гласной в корне слова ( лесное – лес, снежок- снег, деревце — деревья), сочетаниешив слове пушистый, удвоенная согласная в слове рассказ ). -какие слова лишние в правом и левом столбиках? (в левом лишнее словоСнежок, т.к это имя существительное и отвечает на вопросЧто?,а в правом– Пушистый,т.к.это имя прилагательное и отвечает на вопросКакой? ) — что такое имя существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?) — что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?) — составим словосочетания, определяя род имён прилагательных, как определить имён прилагательных?(чтобы определить род имени прилагательного, необходимо найти имя существительное к которому оно относится. Какого рода будет имя существительное, такого рада будет и имя прилагательное ) — записать словосочетания по вариантам. (1-вариант в творительном падеже, 2- вариант в предложном падеже)
1 вариант 2 вариант Интереснымрассказом Об интересном рассказе Ленным деревцем О лесном деревце Прекрасной лисицей О прекрасной лисице Пушистым снегом О пушистой лисице — как определить падеж имён прилагательных? (какого падежа будет имя существительное, такого падежа будет и имя прилагательное, которое с ним связано) — как правильно написать окончание имени прилагательного? (необходимо задать вопрос к имени прилагательному, какое окончание в вопросе, такое же окончание и в имени прилагательном) 3 Синтаксический разбор предложения Составить предложения со словосочетанием БЕЛОСНЕЖНЫЕ ПОЛЯНКИ — какого числа имя прилагательное в словосочетании? (множественного) — какого рода? (во множественном числе имена прилагательные рода не имеют) Лучшие записать. Например. На белоснежныхполянкахсверкаютлучияркогосолнца. В этом предложении говорится о лучах (что:лучи) –подлежащее Лучи (что делают?)сверкают –сказуемое Задаём вопрос от подлежащего: лучи (чего?)солнца— дополнение Задаём вопрос от сказуемого: сверкают (где?)на полянках– обстоятельство Задаём вопрос от обстоятельства: на полянках (каких?)белоснежных —определение Задаём вопрос от дополнения: солнца (какого?)яркого
Определение падежей у имён прилагательных (На белоснежных полянках — предл. п Яркого солнца – родит. п )
4.Повторение безударных окончаний имён прилагательных —давайте ещё раз повторим: как правильно написать безударное окончание у имён прилагательных? (мы задаём вопрос к данному прилагательному: какое окончание в вопросе, такое окончание и в имени прилагательном, а падеж определяем по имени существительному с которым оно связано) (Какими? )Синими морями (чем?) – Т.п. (Какой?)Тонкойосины (чего?) – Р.п (Каким?)Зимним утром (чем?) – Р.п. (По какой?)По Скучнойдороге(по чему?) – Д.п
5. физминутка
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением орфограмм. Сн.ж.нки р.дились (в)снежн… туч(ь)к. Снежинки – (е) проверочное слово снег(правописание б/г) Жи сочетание Родились – (о) проверочное слово род(правописание б/г) В —предлог и пишется раздельно со словом, т.к. между ними можно поставить вопрос (в какой?) илиещё одно слово (в маленькой)снежной . Тучке —сочетание ЧК, без ь знака. Окончание ет.к. имя существительное 1-го склонения, П.п
7. Творческая работа Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определит их падеж.
В___________ лесу всё замело. Только ___________ плутовка лисица ищет ___________ след зайки. А __________ зайка спрятался под ___________ ёлочкой. (Работы сдать учителю) Примерный текст: В зимнем(П.п.) лесу всё замело. Только рыжая (И.п.)плутовка лисица ищет робкий (В.п.)след зайки. Апушистый(И.п.) зайка спрятался под маленькой (Т.п.)ёлочкой.
8. Домашнее задание
Упражнение учебника
9. Итог — Как, вы, думаете, для чего нам необходимо имя прилагательное? (Для того, чтобы наша речь была красивой и разнообразной)