| Деятельность учащихся | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | |
1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: | I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Откройте тетради и запишите число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы её запишем позднее. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Целеполагание -принятие учебной задачи. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества; ориентировка на позицию партнера. | Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково-символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности. (2-3.) Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; | Народная мудрость гласит: «Повторенье – мать ученья». -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Запишите эту пословицу в тетрадь, объясните тире. - Посмотрите, какие части речи использованы в этом предложении? - Что такое существительное? Определите склонение имён существительных? - Существительного какого склонения нет в этом предложении? Приведите свой пример. | Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. | Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; | Формулирование собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Построение речевого высказывания в устной форме. | |
3. Выявление причины затруднений и постановка цели деятельноти деятельности. (2-3мин.) Цель: зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | -Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Голубая фея со своей сказкой. Давайте её послушаем. Сказка о падежах. -Сформулируйте тему нашего урока. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; познакомиться с историей возникновения падежей; потренироваться в правильном употреблении предлогов в речи. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Планирование своих действий; оценка правильности выполнения действия | Формулирование собственного мнения; умение | Построение речевого высказывания в устной форме. | |
4. Этап построения проектавыхода из затруднения (6 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | -К нам в гости пришли братья- падежи. И они расскажут нам историю возникновения падежей. (Слайды) История возникновения падежей. (Слайды) -В древнерусском языке был седьмой падеж- звательный. Его употребляли только при обращении. Форма звательного падежа исчезла. Он был вытеснен именительным падежом. Формы звательного падежа используются в художественных произведениях, например, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». Помните, рыбка спрашивает: «Чего тебе надобно, старче? Звательный падеж сохранился и в молитвах: Отче, Богородице… | Дети в диалоге с учителем рассказывают о падежах у | Контроль - учет правила в планировании и контроле способа решения. Коррекция - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Управление поведением партнера -построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия. | Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | |
Фикультминутка (1 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | 1 чел проводит физкультминутку. | Выполняют движения в соответствии с текстом | | | | |
5. Первичное закрепление. (4 мин) Цель: мотивировать учащихся к изучению орфограммы; координировать деятельность учащихся контролировать выполнения заданий | -Давайте проведём игру «Кто быстрее», выпишите существительные с предлогами и определите падеж. Работа по вариантам. Текст на слайде Потух солнечный луч за деревней, утонул в голубовато- хрустальном озере. Запахло сильнее цветами, первыми ландышами. Птицы прокричали в последний раз свой привет перед ночью, и лес уснул, затих, замолк до утра…( Отрывок из сказки Л.Чарской «Галина правда») Итог работы учащихся. - Каким правилом мы должны пользоваться, чтобы определить падеж имён существительных? -Что об этом сообщает нам теоретический материал учебника §96 | Работа по вариантам | Контроль, коррекция и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. | Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией. | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (11 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания | Употребление предлогов в речи Лингвистическая задача «Хитрые предлоги» Митя написал в сочинении по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин был очень слабовольным. Он написал матери письмо о выкупе и с нетерпением ждал ответа с дома, а сам ничего не предпринимал, для того чтобы сбежать с плена. Учитель снизил отметку за допущенные ошибки в употреблении предлогов. -Какие ошибки допустил ученик? Для того чтобы решить эту задачу, посмотрите на предлоги в рамке на стр. учебника 64,66 изучите теоретический материал на стр.66. Упражнение № 526 ( у доски) Упражнение № 530 (учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой) | .Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы Выполняют упражнения | Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия | Умение выражать свои мысли; понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; | Выражение собственных мыслей и их обоснование. | |
7.Включение в систему знаний и повторение. (2 мин.) | - Так что же нужно для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного? Памятка. Для определения падежа существительного в предложении нужно: • Выяснить, главным или второстепенным членом предложе ния является данное существительное. • Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже. • Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данным существительным и по ставить к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. • По вопросу и предлогу определить падеж | Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы | оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | |
8.Рефлексия деятельности. (3 мин.) | -Что нового узнали на уроке? Оценим, понравился урок или нет. (Поднять соответствующие карточки) Домашнее задание. (слайд ) Выставление оценок (с комментарием). | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | | | устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность | |