1.Проверка домашнего задания Правило имен существительных. В русском языке шесть падежей: стихотворение № стр именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный Последовательность падежей: Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку 2.Сообщение темы урока. (путешествие). Презентация с заданиями. 3.Работа по карточкам. У каждого учащегося на парте распечатка текста. Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке. - Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг) - Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное) - Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?) Дополнения учителя: имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи. - Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного в таблице, определяя постоянным он будет или нет. На какие 2 группы можно разделить все имена существительные? (Одушевленные - КТО? неодушевленные - ЧТО?) - Какие ещё постоянные признаки вы знаете? На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? (Нарицательные и собственные) - Как пишутся имена собственные? (Спрописной буквы и названия в кавычках) - Разместим признак "нарицательные и собственные" в таблицу. - На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода) Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных. Женский род запомню я И скажу: "Она - моя". Я запомню род мужской И опять скажу: "Он - мой". Средний род: "Оно - моё" - Это правило - твое! - Существительное "друг" из нашего текста будет какого рода? (Мужского) Физминутка: 1) показ картинок - одушевленные - хлопки; неодушевленные - маршировка; 2) единственное число - руки вверх; множественное число – руки вниз.. - Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) - падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин "склонение". - В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача - запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть) У слова есть шесть падежей, Шесть верных маленьких пажей. Они проходят чередой, За слово в бой готов любой! Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою! И про свое призвание На ушко им поют. 1. Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы - кто? и что? - Ни с чем не спутает никто. 2. А я - падеж родительный. Характер мой общительный. Кого? чего? - и вот он я! Предлоги часто мне друзья. 3 Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. 4 А я - винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, Для них "пятерки" я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать. 5 А я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! Чем? Творите! С кем? Я подскажу вам - нет проблем! 6 А я - падеж предложный! Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чем я расскажу? О чем мечтать и в чем гулять. Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки. Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья. Иван рубил дрова, Варвара топила печку. Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу. Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать. |