kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Падежные окончания имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по русскому языку для учащихся 4 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Падежные окончания имён существительных"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Русского языка

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

  • Цели: 

- работа с таблицей падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения единственного числа и способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных;

- формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа.

Планируемые предметные результаты.

Научатся определять тип склонения имён существительных, правильно писать падежные окончания имён существительных, изменять по падежам имена существительные в единственном числе, выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного.

Задачи урока:

- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных в ед.ч, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных в ед.ч.


Формирование УУД:

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

- работать по плану.

Познавательные:

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

Предметные:

- различать существительные 1,2,3 склонения;

- правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Личностные результаты.

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать потребность в сохранении культуры русской речи, выражать уважительное отношение к людям посредством языка.


Оборудование:

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

Презентация к уроку.

Учебник Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для работы.

Солнышко для рефлексии.









Ход урока:

  1. Мотивация к деятельности. Организационный момент

  1. Итак, ребята, у нас урок русского языка, я рада вас приветствовать в столь чудесный зимний день!

- На уроке у нас присутствует гость. Мы все немного волнуемся, но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится. Поприветствуйте нашего гостя!

- Проверим готовность к уроку (слайд 2).

- Карандаши, ручки, учебник, тетрадки?

Игра «Да – Нет» (отвечают хором, доказывает правильный ответ – 1 ученик):

- в русском языке различают 6 падежей

- (да) И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.

- все падежи являются косвенными?

- (нет) Косвенными называются все падежи, кроме именительного. Они могут употребляться с предлогами или без них, за исключением предложного падежа, который всегда употребляется с предлогами. Такие падежи называются косвенными

- в слове картофель 3 слога?

- (да) кар| то| фель|

- в русском алфавите 32 буквы?

- (нет) в русском алфавите 33 буквы

- в слове енот 4 звука?

- (нет) 5 звуков

- в слове охотник приставка о-?

- (нет)

- звуки [л], [н], [з], [б] – звонкие?

- (да);

- предлоги про, через употребляются только с В. п.

- (да);

- ко 2 склонению относятся существительные ж. и м. рода с

окончаниями -а, -я?

- (нет) сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями – о, - е.

- буква Ш (ша) обозначает твёрдый и мягкий звуки?

- (нет), ша всегда твердая

- существительное смерч пишется без Ь на конце?

- (да) это м.р.

- существительное горечь – 3 склонения

(да) ж.р. ед.ч.

- Молодцы!

  1.  Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучаем? (Им. сущ-ное)

- Мы работаем в теме «Имя существительное»

- Что мы знаем о существительном? (Слайд 3 – схема)

- Что такое существительное?

- Как изменяется имя существительное?

- Какие сущ. Относятся к 1, 2, 3 склонению?

(слайд 4 – слова)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- что? - Зима; Какой? - Зимний; Что делать? -Зимовать

- Почему отвечают на разные вопросы?

- разные части речи

- Назовите среди данных слов им. существительное (зима)

Составление ассоциативного куста. (Слайд 4)

- А с чем у вас ассоциируется зима? (снегопад, мороз, сосулька, сугробы, коньки, метель…)

- Посмотрите на слайд!

- Что лишнее?

- Новый год – это словосочетание

- Есть ли среди этих слов родственные?

- снег, снежки


  1. Чистописание

- Открываем тетради. Записываем число (выделяем орфограммы) (слайд 5).

Шестое декабря.

Классная работа.

 - Рассмотрите на слайде (слайд 6) показ соединений для чистописания. Написание какой буквы повторяем? (Буквы У у).

 - Запишите первую строку в тетрадь. Проверьте свою посадку и положение тетради. (Слайд 7, 8)

Проверьте свою посадку и положение тетради. (Слайд 7, 8)

- Рассмотрите вторую строку (слайд 9). Какое слово вы можете написать с ошибкой?

  Через речку переходит, а с места не сходит.

- Запишите предложение в тетрадь.

Словарная работа.

- Я задаю Вам вопросы, ответами являются словарные слова, которые вы записываете в тетрадь, выделяя орфограммы.

- один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства?

- пейзаж (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- главный в поле?

- агроном (безударная гласная а, о, в корне слова, непроверяемые ударением).

- Синоним к слову разговор?

- беседа (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их)?

- аллея (безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением; удвоенная согласная лл)

- аппарат для передачи и приёма звука

- телефон (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- Передача изображения при помощи телевидения. 

- телепередача (безударная гласная е в корне слова, непроверяемая ударением).

- наречие, указывающее на место?

- здесь (правописание согласной буквы "з", надо запомнить)

- День, прямо предшествующий текущему?

- вчера (парная согласная в; непроверяемая безударная гласная в корне слова)

- Не торопясь, неспешно, не спеша; потихоньку, полегоньку, шаг за шагом?

- медленно

4. Актуализация знаний

- Прежде чем начать работу, необходимо вспомнить, сколько склонений имён существительных существует в русском языке?

- Три.

- Назовите их.

1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.

5. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

- Что мы изучали на предыдущих уроках?

- Какие безударные гласные вызывают сомнения в написании и в каких падежах?

(Сомнения вызывают безударные гласные е, и в родительном, дательном и предложном падежах)

Из этого следует, что окончания -е,- и в безударных окончаниях Р.п., Д.п., П.п надо проверять

-Прочитайте словосочетания (слайд 10).

Вспоминать о лет., пригодится в жизн., учиться грамот., прийти с подарк., появились на неб., прожить до старост., сидеть на скамейк.

- На какие группы можно разделить эти словосочетания?

- (С именами сущ. 1, 2, 3 скл).

- Назовите окончания.

- Так какова же цель нашего урока? (слайд 11)

(обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных, научиться без ошибок писать безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе и способах их проверки) 

- Сформулируйте учебные задачи: (слайд 11) 

- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;

- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания.

  1. Физкультминутка (доска)


  1. Работа по теме урока

-Рассмотрите таблицу окончаний имён существительных на стр. 102.

- В каких падежах имена сущ. имеют одинаковые окончания?

- Рассмотрите таблицу окончаний имён существительных на стр. 103

- Сколько способов проверки безударных падежных окончаний существует в русском языке? (2 способа)

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.



8. Работа с учебником

- Стр.104 алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных. Упр.184

Прочитайте первое предложение. Разберите его по членам предложения.

- Что вы можете сказать о выделенных словах?

- это однородные члены.

- Как вы это определили?

- отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

- Определите падеж выделенных существительных.

- Р. П.

- Как вы думаете, одинаковыми ли будут окончания этих существительных?

- Нет.

- А почему? От чего это зависит?

- От типа склонения.

Далее самостоятельно.

  1. Закрепление и систематизация знаний (слайд 12).

Спишите. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях.

Тетрадь без обложк…, рисунок на ткан…, выросли в теплиц…, букет черёмух…, ходит без обув…, на ветке сирен...

Раздал по горстк…, фильм о лебед…, шов на плать…, забота о брат…, подарок для матер…, по законам чест… и совест…

Задания (разного уровня сложности) (карточки):

  1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж (1 ряд).

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

  1.  Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж (2 ряд).

На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын…

  1. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных (3 ряд).

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й.



  1. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж (1 ряд).

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)

  1.  Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж (2 ряд).

На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын…

  1. Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных (3 ряд).

Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й.

7. Итог урока

- Какие “задачи” мы сегодня решали на уроке?

- Как определить какое окончание надо писать у существительных 1, 2, 3 склонения?

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

8. Рефлексия (Слайд 13).

- Как вы чувствовали себя на уроке: уверенно или часто сомневались?

- Прикрепи «солнышко» на синий лист, если тебе было трудно на уроке.

- Прикрепи «солнышко» на зелёный лист, если можешь сказать:

«Я знаю этот материал».

- Прикрепи «солнышко» на красный лист, если можешь сказать

«Я знаю этот материал и готов помочь другому».

- Спасибо за урок. Молодцы.

9. Домашнее задание

- Повторить таблицы на с.102, 103, 104 учебника, выполнить упражнение на листе.







Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж (1 ряд).


к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (тетрадь), о (бабушка), в (деревня)


 Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж (2 ряд).


На ветк.., сердце дочер.., по тропинк.., на окошк.., на огород.., у черёмух.., на западе пустын…


Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных (3 ряд).


Играл на дудочк.., подошёл к осин.., смастерил для бабушк.., увидал мыш.., шёл рощ..й.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Падежные окончания имён существительных"

Автор: Кот Екатерина Ивановна

Дата: 22.08.2022

Номер свидетельства: 611976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Падежные окончания имён существительных 2-го склонения."
    ["seo_title"] => string(51) "okonchanie_imion_sushchestvitelnykh_2_go_skloneniia"
    ["file_id"] => string(6) "529628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575202924"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Тема «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных». "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "196061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427994000"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения» "
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-padiezhnyie-okonchaniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-1-gho-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416844240"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "конспект открытого урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»."
    ["seo_title"] => string(95) "konspiektotkrytoghourokapravopisaniiebiezudarnykhpadiezhnykhokonchaniiimionsushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302024"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457028005"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства