Тема урока:Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цели: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
Виды деятельности:
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.
Находить имена существительные 2-го склонения в наборе слов
Подбирать примеры имён существительных 2-го склонения.
Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения»,
сопоставлять ударные и безударные падежные окончания имён существительных 2-го склонения в одном и том же падеже,
находить сходство окончаний в родительном и винительном падежах у одушевлённых имён существительных и в именительном и винительном падежах у неодушевлённых имён существительных.
Склонять имена существительные 2-го склонения,
проверять написание безударных окончаний по таблице,
обосновывать правильность написанных окончаний имён существительных 2-го склонения.
Оценивать результаты своей деятельности
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
Организационный момент: работаем по баллам ( оценочный лист)
Фамилия ______________________
1.________________
2 ________________
3. _______________
4. _______________
5._______________
6. _______________
Итого кол-во баллов за урок :_____
Оценка:___
Актуализация знаний: проверка теоретических знаний по схеме:
Ученики отвечают на вопросы об имени существительном, учитель выстраивает на доске схему:
Какую часть речи изучаем?
Какая часть речи называется им.сущ.?
Назвать постоянные признаки ( род) Называют…
Как изменяется? ( по числам и по падежам) называют…
Что нового узнали, над какой темой работаем?( три склонения) называют признаки
Самоопределение к деятельности :
на доске предложение
На уроке читали рассказ о волк… и о лос… .
Какое окончание у сущест.? Когда мы точно знаем какое окончание писать? ( когда оно ударное), а в этих словах? Оно безударное, поэтому и сомнения. Какой выход?
( узнать как правильно определить окончание у имени существительном)
- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)
— Сформулируем Тему, цели, задачи урока.
Поупражняться в распознавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)
Учитель: Какие знания и умения нам понадобятся для этого на уроке?
( умение определять падежи, определять склонения сущ.)
Проверка умения определять падежи и склонение имён существительных по перфокарте.
Учитель читает, ученики заполняют перфокарту, ставя + в нужной клеточке напротив падежа.
1) много зерна Р.п.
2) Подойти к оленю Д.п.
3) мечтать о тигре П.п.
4) рисовать солнце В.п.
5)птенец ястреба Р.п.
6) писать о мужестве П.п.
7)гордиться городом Т.п.
8) ремонтировать В.п.
9)прощаться с летом Т.п.
10) трудолюбивый ученик И.п.
Презентация файл №1. На доску выводится таблица:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
И. п.
+
Р. п.
+
+
Д. п.
+
В. п.
+
+
Т.п.
+
+
П. п.
+
+
Взаимооценка: выставление баллов
Повторение умения определять склонение сущ.
Осложнённый словарный диктант
(Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их ставят ударение, подчёркивают орфограмму.
в два столбика: имена существительные 1 -го и 2-го склонения.
ученик у доски
1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)
5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
6) Книгохранилище. (Библиотека.)
7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)
8) То же, что и разговор. (Беседа.)
9) Крупное морское судно. (Корабль.)
10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)
11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)
Проверка по презентации ( картинка и правильно написанное слово)
Ученик, работавший у доски, объясняет, по каким признакам определили тип склонения имён существительных.)
Самооценка : - ученики выставляют в оценочный лист баллы
Работа по теме урока:
Учитель: мы хорошо подготовились, а теперь попробуем разрешить нашу проблему.
Работа по учебнику
Упр. 166 (с. 95).
— Рассмотрите таблицу.
— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?
— Какие слова имеют безударные окончания?
— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
— Как пишутся ударные и безударные окончания?
— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы!?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.
— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
Закрепление изученного материала:
склоняют по падежам, выделяют окончания
Два ученика работают у доски.
Картинки на доске
Лось волк
Один ученик склоняет вслух, называет окончания. Ученики сравнивают с таблицей в учебнике.
Коллективная проверка, самооценка.
Разрешение проблемной ситуации.
Учитель: А теперь мы можем вставить нужное окончание в наше предложение ?
( ученик вписывает окончание в предложение на доске)
Рефлексия :
Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только окончания имён существительных.)
Вылечить лекарством, ехать в автобусе, кусочек сахара, писать о мужестве, двигаться шагом, любоваться полем, рассказывать о волке
Запись на доске: ом, е, а, е, ом, ем,е.
(Самопроверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке. Подсчитать баллы
9. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
(По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
Домашнее задание: Упр. 168 (с. 96).