Так модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на моих уроках прослеживается во всех уроках, проведенных по Программе Кембриджского университета, то можно сказать следующее. На уроках мною было использовано формативное оценивание. Я применила формативное оценивание по критериям. Учащимся было дано задание, состоящие из 10
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Оценивание для обучения и оценивание обучения" »
«Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Термин «оценивание» с латинского - «сидеть рядом» и это не случайно, так как характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе.
Так для меня, как и для многих педагогов на сегодняшний день одной из трудностей в преподавании является оценивание результата учащегося. Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или устной форме.
Так модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на моих уроках прослеживается во всех уроках, проведенных по Программе Кембриджского университета, то можно сказать следующее. На уроках мною было использовано формативное оценивание. Я применила формативное оценивание по критериям. Учащимся было дано задание, состоящие из 10 вопросов каждому на листке. Им нужно было написать ответы. После чего ребята обменялись в группе листками, а я на интерактивной доске показала правильные ответы и критерии оценивания: 10 правильных ответов- «5», от 7-9 правильных ответа– «4», от 4-6 – «3» и от 0-3 – «2». Взаимооценивание.
После изучения нового материала по стратегии «Коллаж», ребятам было предложено взаимоценивание по стратегии «Две звезды и желание»; этот метод я использовала с целью поощрения конструктивной оценки одноклассников как при работе в группе, так и индивидуально. Этот прием оценки был нацелен на то, что он поможет развить у моих учеников способность оценивать и улучшать свою собственную работу, а также позволит ученикам увидеть разные подходы и задачи.
От каждой группы по одному человеку выступили и обосновали, хоть небольшими предложениями, но сами ученики обосновывали две звезды и пожелание на будущее по заданию.
На этапе закрепления материала по стратегии «Домино» на столе расположены были вопросы слева и ответы справа. Каждый ученик подходил и находил соответствующую пару вопроса и ответа . После чего каждая пара выходила и озвучивая зачитывала вопрос и соответствующий ответ. А другие учащиеся в это время слушали внимательно, для того чтобы затем, используя стратегию « «+» или «-»» определили согласны они или не согласны, а именно используя пальцы рук «+» или «-». Что было удачным? Все ребята справились с этим заданием очень хорошо и все ответы были правильными. В результате ребята собой были очень довольны (Рис. 4.). На заключительном этапе урока в качестве рефлексии была использована стратегия «Светофор». Ученики оценивали себя и на их взгляд , научились: красный стикер - «мне было трудно работать на уроке, я ничего не понял»; желтый стикер- «Мне было интересно, но мне нужна помощь»; зеленый стикер– «Я чувствую себя уверенно, я все понял». Эта стратегия требовала от учеников измерить, насколько хорошо они достигли того, что от них требовалось к концу урока. Она позволила мне мгновенно оценить, насколько хорошо класс ( группы) овладели темой. И итогом было то, что среди зеленых был и один желтый . Честно говоря я так и предполагала, потому что не все ученики умеют быстро перестраиваться из обычного урока на нетрадиционный, что говорит о том, что мне есть еще над чем работать и немало.
На уроке я продолжила использование формативного оценивания. Здесь я применила его на таких этапах урока как, проверка домашнего задания. Учащимся в группах нужно было выбрать лучшее эссе, используя критерии взаимооценивания (содержательность; раскрытие темы) . После чего от каждой группы эссе зачитывалось . В начале урока в целях самооценивания каждому учащемуся предложила заполнить таблицу «ЗХУ» («Знаю » «Хочу узнать» «Узнал»). Эта стратегия мною была использована в качестве вводной стратегии, чтобы ученики проверили существующий уровень знаний и узнали, какие пробелы существуют в этих знаниях, для того чтобы увидеть прогресс в своем обучении и проанализировать, какую новую информацию они узнали после изучения темы. Она основывалась на уже существующих знаниях и понимании.. Но в начале урока заполняется только 2 графы, а в конце урока и третья. После чего ученики от группы зачитывают, то что написали.
На третьем этапе урока ученики в группах создавали презентацию и каждая группа взаимооценивала по определенным критериям, а также по стратегии «От кулака до пяти пальцев». Это простое упражнение поощряло моих учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата. Оно также использовалось учениками как средство выражения уверенности в том, что они знают ответ на вопрос, который только что был задан учителем. Это упражнение мне позволило мгновенно оценить то, как хорошо класс или группа усвоила вопросы (тему). Но хочу заметить, что некоторые учащиеся не совсем объективно оценивали работу учащихся, я так думаю, что еще нам с ними предстоит над этим поработать.
При изучении новой темы ученики отвечали на вопросы , а результат был изображен на флипчарте. По стратегии «Карусель» они содержание флипчарта дополняли друг друга. Использованная стратегия была нацелена на сбор учащимися структурированной информации или размышление, которое приводит к тому, что ученики составляют краткий список идей и ответов по теме. Ученики работали в маленьких группах, чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно рассматриваемого вопроса. Также у них была возможность оценивать совместно идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственных ответов на вопросы. А оценивали группы по критериям каждую группу , после чего каждая группа оценивала полученные знания по 5 бальной системе.
В конце урока мною была предложена стратегия «Голосование точками» на определение «Как на уроке мы выполнили поставленные цели и задачи по данной теме?». Почему я использовала данную стратегию? Эта техника невербальная, она не требует ответов в письменной форме. Что мне было отрадно, так то что все учащиеся указали центральное поле
Далее использовала стратегию «Мозговая атака». Ученикам было предложено самооценивание по критериям (поднятие руки) : кто ответил на все 4 вопроса? На 3 вопроса? На 2 вопроса? На 1 вопрос? ; 3. После работы в группах по изучению новой темы по стратегии «Инсерт» я предложила группам взаимооценку стратегия «Светофор». На столах есть красные, желтые и зеленые карточки, ребята поднимали в воздух (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно, желтая- не совсем понятно) . Группа оценивала работу другой группы, используя цвета светофора.
Для того, чтобы сделать вывод по теме мною была использована стратегия «Лестница успеха». Каждый учащийся на флипчарте «Лестница успеха» наклеивал свой стикер на понимание темы (На верхней лестнице- понял все, смогу применить; на средней- не совсем понял; на нижней- не поняли)
В качестве рефлексии, как завершающий этап всех четырех последовательных уроков, я использовала формативное оценивание по стратегию «Шляпы Де Боно». Почему этот метод? Таккак этот метод мышления нацелен на развитие гибкости ума учащихся и их креативности . Также он отлично поможет в преодолении творческого кризиса, правильном принятии решения и более точного соотношения своих образов мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Ребятам, было предложено разделиться на 6 групп (по картинкам разных форм шляп), после чего я предложила поделиться их мнениями . Спикеры каждой группы выступили с рефлексией
«Желтая шляпа» указала на то, что они много работали на уроках индивидуально, в парах и в группах сменного состава. И также отметили, что знания они добывали самостоятельно и каждый в группе имел равные права, право голоса, высказывания, аргументирования своих доводов. И главное, при работе, они не боялись неправильно ответить, так как в любой момент их поддержат их одноклассники , то есть дополнят и поправят. Им очень понравилось участие во время оценивании себя и одноклассников (взаимооценивание), что дало им возможность участвовать в процессе, а именно реагировать на информацию , получаемую в результате обратной связи, что требовало понимания, мотивации и желания действовать. И так было подчеркнуто то, что работая в группе, они сотрудничали, дополняли друг друга, слушали каждого, то есть старались не нарушать тот свод правил, который ребята сами составили и им было хорошо и интересно и они прочно запомнили новый материал.
Группа «Черной шляпы» высказала свое мнение о том, что есть и отрицательные моменты в работе . Не все в группах активно работали, также не все объективно в группах оценивали друг друга, во время защиты презентации спикеры не всегда полностью раскрывали тему и не все могли объяснить свою точку зрения
«Синяя шляпа» провела рефлексию по выступлению всех пяти шляп. Они начали с Красной шляпы, относительно интуиции отметили, что на уроках они чувствовали себя свободно, раскованно и им было интересно. Желтая шляпа указала на то, что много на данных уроках работали в группах, то есть взаимодействовали и обменивались информацией. Зеленая шляпа – шляпа творческая. Всем на уроке была дана возможность каждому показать свои способности. Белая же шляпа- шляпа фактов. Черная шляпа заметила, что не все добросовестно выполняли свод правил на уроке
Ребята из группы «Зеленой шляпы» говорили о творческой стороне урока, и отметили, что на данных уроках было интересно. Те знания и понятия, которые они на уроке приобрели, планируют применять в будущем. И при работе в группе сменного состава всем была дана возможность открыто, свободно высказывать свои идеи, выслушивать каждую точку зрения и чувствовать поддержку сотрудничества со стороны одноклассников. Дети указали на то, что они хотели бы и далее обучаться в такой форме работы, когда имеется возможность самостоятельно в группе, при поддержке, выполнять задания всем вместе в коллективе.
Группа «Белой шляпы» познакомила с теми фактами и знаниями, которые приобрели на протяжении урока.
«Красная шляпа» рефлексию начала с того, что на протяжении урока все активно принимали участие в процессе обучения в различных социальных формах. Во время работы они чувствовали себя свободно, желание общаться, говорить, участвовать в учебном процессе. Ребятам было комфортно среди друзей, единомышленников, с которыми было интересно. Также хочу отметить, что группа указала на то, что у них отсутствовало чувство тревоги, ожидания звонка с урока.
Что было полезным? Я поняла, что формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю на ранних этапах корректировать учебный процесс, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование. Но также немаловажно знать критерии для развития самооценивания у учащихся это, эффективная постановка вопросов обсуждение критериев вместе с учениками, обеспечение обратной связи, оценивание одноклассников и самооценивание.
Чему научились мои ученики?
На своих уроках я наблюдала эффективную обратную связь с учащимися на разных этапах урока. Ученики принимали активное участие в учебном процессе. Весь процесс обучения был построен так, чтобы после каждого этапа урока учащиеся могли прибегнуть к формативному самооцениванию или взаимооцениванию, как в парной так и в групповой работе, то есть на моих уроках ребята активно принимали участие в формативном оценивании. Я думаю, что формативное оценивание явилось хорошей мотивацией к учебному процессу и последнее . Это то, что учащиеся научились самостоятельно оценивать свои знания.
Какова моя роль ?
Роль моя на уроке заключалась в осуществлении скрытого управления процессом обучения, то есть «скаффолдера», чтобы ученики сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объясняли, как надо действовать в новых условиях! Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем - вот чему необходимо научить своих учеников. Все запланированные мною задания на уроке были разработаны с учетом образовательных потребностей каждого ученика. В ходе этого управления я научилась применять метод формативного оценивания,. Ученики научились наблюдать свой прогресс в учебной деятельности, также я использовала стратегии на поощрение учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата, а именно у моих учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
Что было на уроке не совсем удачным?
Мои ученики не всегда оценивали других ребят объективно, так как они иногда сомневались в оценке и тогда они смотрели на большинство. Также в формативном оценивании ребятам было трудно излагать свои пожелания и положительные стороны выступающих. Я не всегда слышала то, что планировала услышать, при выполнении задания той или иной стратегии. Я думаю, что ученики не умеют мыслить причинно и я мало на уроках задаю вопрос «почему?».
Каковы мои дальнейшие действия? Я уверена в том, что я продолжу внедрение модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения». И в своей деятельности буду использовать разнообразные техники формативного оценивания. Результаты применения на уроке формативного оценивания позволят мне вносить корректировки в деятельность учащегося и меня для улучшения качества обучения.
Используемая литература
Раздаточный материал неделя 3 день 2 «Учебный практикум по взаимооцениванию со сверстниками и самооценивание»;
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 [Руководство для учителя] 3-е издание;