разработан план урока по теме "Фосфор и его соединений"
Цель: Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора.
Задачи:
Образовательные: Создать условия для изучения особенностей строения и свойств фосфора и его соединений.
Развивающие: Развить у учащихся речевые и мыслительные навыки, умение анализировать и делать выводы по изученному материалу.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за свои действия; умение общаться в группе; интерес к предмету химии.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Формы учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
Оборудование: ИКТ
Создание благоприятного климата в классе (приветствие).
С помощью смайликов определить свое настроение до урока.
Мы продолжаем изучать химию неметаллов Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. И начну сегодняшний урок, зачитав отрывок из известного произведения английского писателя Артура Конан-Дойла «Собаки Баскервилей».
“.Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А. Конан - Дойл? Выясним сегодня на уроке.
Поскольку мы с вами изучаем не первую группу химических элементов, и план изучения остается прежним, я прошу вас сформулировать цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
- Изучить фосфор как химический элемент и как простое вещество.
- Исследовать свойства, значение и применение соединений фосфора.
И, поскольку фосфор – элемент, очень важный для всего живого на Земле, я добавлю еще одну цель.
- Показать биологическую роль фосфора.
Индивидуальная форма работы. Формативное оценивание.
Фронтальная форма.
Психологический климат в классе, мотивация.
Совместное целеполагание. Диалоговое обучение.
Постановка проблемных вопросов:
- Химические свойства фосфора – «Светящийся монах» - это страшное таинственное или естественное легко объяснимое явление?»
- Водородное соединение фосфора – «Верно ли утверждение, что блуждающие огни на болотах и кладбищах – это следы таинственных духов»?»
- Оксид фосфора (V) – «Р: «Сожгут меня, и под водой оксид мой станет кислотой.» Так ли это?»
- Фосфорная кислота – «Почему более правильно говорить «фосфорные кислоты», а не «фосфорная кислота»?»
- Биологическое значение фосфора – «Почему известный минералог, один из основоположников науки геохимии, академик Ферсман назвал фосфор «элементом «жизни и мысли»?»
Привлечение учащихся к постановке познавательных задач.
6 мин
Знакомство с характеристикой фосфора и его соединений.
- Фосфор – химический элемент
- Физические свойства, аллотропные видоизменения фосфора.
- Химические свойства фосфора.
- Фосфин – водородное соединение фосфора.
- Оксиды фосфора
- Ортофосфорная кислота
- Биологическое значение фосфора.
Фосфор – химический элемент
Дать характеристику элемента по положению в ПСХЭ.
Проверка выполнения задания – учащиеся зачитывают получившуюся характеристику.
Индивидуальная работа, парная работа
Фронтальная
Самостоятельная, фронтальная
Критическое мышление, задание на опережение
Совместное составление плана изучения темы
25 мин
Стихотворение ученика:
По теме «Аллотропные видоизменения фосфора.
Есть фосфор белый, чёрный, красный –
Три аллотропных формы есть.
Вот белый: это яд опасный,
Слегка нагреешь вспыхнет весь.
Его назвали «Светоносный»
За то, что в полной темноте
Свет испускает белый фосфор
В воздушной находясь среде.
Известен людям фосфор красный,
Ведь спички зажигают все.
В составе смеси безопасной
Он есть на каждом коробке.
Запомним: в спичечной головке
Смесь соли с солью Бертолле.
Мы чиркнем спичкой о коробку
И вмиг окажемся в тепле.
Составить сравнительно-семантическую карту по физическим свойствам фосфора.
Характеристика
Свойства фосфора
белого
красного
1. Физическое состояние
Кристаллическое вещество
Порошкообразное
2. Цвет
Бесцветный с желтоватым оттенком
Темно – красный
3 Запах
Чесночный
–
4. Отношение к воде
Нерастворим
Нерастворим
5. Свечение
Светится в темноте
Не светится
6. Действие на организм
Яд!
–
Получение белого фосфора быстрым охлаждением паров красного фосфора [ВИДЕОФРАГМЕНТ].
Рефлексия этапа работы
1. Какое свойство мы сейчас наблюдали?
2. Каково строение молекулы фосфора?
3. Чем отличается белый фосфор от красного?
4. Какие химические свойства можно предположить для фосфора?
5. С каким ранее изученным элементом можно сравнить свойства фосфора? Почему?
Химические свойства
- Горение фосфора.
Оксид фосфора (V), или фосфорный ангидрид, Р2О5 образуется при горении фосфора на воздухе или в кислороде в виде белой объемистой снегообразной массы.
[ВИДЕОФРАГМЕНТ].
- Реакция фосфора с металлами. [ВИДЕОФРАГМЕНТ].
- Реакция фосфора с водородом (фосфин).
Кислородные соединения фосфора.
Оксид фосфора.
Оксид фосфора (V) очень гигроскопичен, то есть жадно соединяется с водой и потому применяется как сильное водоотнимающее средство.
Вопрос. К какому типу оксидов относится оксид фосфора (V)? (Оксид фосфора (V) относится к кислотным оксидам).
Оксид фосфора (V), являясь кислотным оксидом, обладает всеми свойствами кислотных оксидов, то есть взаимодействует с основными оксидами, основаниями, водой. [ВИДЕОФРАГМЕНТ].
Качественной реакцией на фосфорную кислоту и её соли является взаимодействие с нитратом серебра. В ходе реакции образуется желтый осадок. (уравнение реакции самостоятельно)
Химические свойства фосфорной кислоты.
- Оксид кальция + фосфорная кислота (основные оксиды)
- Реакция с металлами для разб. фосфорной кислоты нехарактерна.
Применение.
Фосфора и его соединений. С.95 рис. 23
Применение фосфора
Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.
Самостоятельная
Вопросы разного порядка.
Индивидуальная работа
(сообщение ученика «Горящие огоньки на кладбищах»)
Кластер. Элемент технологии критического мышления
Индивидуальная работа
(сообщение ученика)
Обучение через диалог
Обучение талантливых и одаренных детей
Написание эссе, работа по таблице толстых и тонких вопросов, ромашка «Блума», «6 шляп», синквейн. Учащиеся выбирают задание по желанию.
Мы с вами выполнили всю намеченную программу исследования: охарактеризовали свойства фосфора как простого вещества, т.е. его физические и химические свойства, а также свойства и основные области применения важнейших соединений фосфора.
Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблемам поставленным в начале урока: прав ли был А. Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении?
Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.
Групповая, индивидуальная.
Оценивание для обучения, оценивание обучения. Критическое мышление.
12 мин