kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "оценивание для обучения, оценивание обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автор делиться опытом по использованию одного из 7 модулей: оценивание. Осмыслив важность процесса оценивания,  решила применить на своем уроке критериальное оценивание, которое предусматривалось как индивидуальное, так и групповое. Для проведения процедуры оценивания были подготовлены листы оценивания. Они состояли из оценивания работы всей группы и каждого ученика индивидуально. После проведения основного этапа урока – защиты презентаций, учащимся было предложено оценить группы с использованием листов оценивания. Я раздала учащимся оценочные листы и объяснила им  как их заполнять и по каким критериям оценить себя. Учащиеся оценивали содержание, доступность, логичность, эмоциональность, культуру изложения, кроме этого оценивалось поведение в группе, умение сотрудничать в группе. Для того, чтобы более эффективно организовать самооценивание и взаимооценивание учащихся, критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой. Зная, что ученики оценивают друг друга, они стали внимательно слушать, наблюдать и соответственно размышлять об уровне своей готовности к уроку. В свою очередь это и мне помогло оценить все ответы учащихся и определить их уровень понимания тем. Я считаю, что оценивание мотивирует учеников на дальнейшее улучшение своей деятельности.  В этом и удобство формативного и суммативного оценивания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "оценивание для обучения, оценивание обучения" »


оценивание для обучения, оценивание обучения



«Глубочайшим свойством человеческой

Природы является страстное стремление

Людей быть оцененным по достоинству»

У.Джеймс


Оценивание для обучения и оценивание обучения является одним из семи модулей Программы. Данный модуль я решила использовать на уроке в 7 классе. Готовясь к уроку, я долго подбирала методы и техники оценивания. Раньше, я думала, что суть оценивания, это выставление определенных оценок за выполненную работу. Но изучив статьи «Руководство для учителя», касающиеся данного модуля стало сильнейшим фактором в понимании идеи оценивания. Благодаря этому я поменяла представление, об организации работы на своих уроках. В связи с тем, что современная педагогическая наука не стоит на месте и развивается в соответствии с требованиями времени и потребностями нового поколения учеников, становится важным контроль знаний учащихся. При этом главным является тот факт, что на современном этапе развития педагогической мысли именно контроль знаний учеников, является в первую очередь стимулирующим фактором для детей. В соответствии с последними веяниями времени актуальными являются новые способы оценивания обучения.

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).

Оценка на уроке очень важна для ребенка и даже для родителей. Каждый ученик хочет и старается учиться на «5», порой эта оценка является стимулом к учебе. А если его работа оценивается ниже пяти бальной шкалы у ученика пропадает интерес к обучению.

До курсов при оценивании учащихся я точно знала что ребенок знает и не знает при выполнении той или иной работы, но никогда бы не подумала, что к этому выводу можно было придти совместно с ребенком и разработать критерии оценок.

Изучив Руководство для учителя я поняла, что существует научное разделение оценивания – формативное и суммативное оценивание.

Согласно Руководству оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решения о дальнейшем обучении. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения. Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры сертификации или регистрации продвижения обучения, то оценивание по своей функции является суммативным и иногда называется как оценивание обучения (Руководство для учителя с.161).


Осмыслив важность процесса оценивания, я решила применить на своем уроке критериальное оценивание, которое предусматривалось как индивидуальное, так и групповое. Для проведения процедуры оценивания были подготовлены листы оценивания. Они состояли из оценивания работы всей группы и каждого ученика индивидуально. После проведения основного этапа урока – защиты презентаций, учащимся было предложено оценить группы с использованием листов оценивания. Я раздала учащимся оценочные листы и объяснила им как их заполнять и по каким критериям оценить себя. Учащиеся оценивали содержание, доступность, логичность, эмоциональность, культуру изложения, кроме этого оценивалось поведение в группе, умение сотрудничать в группе. Для того, чтобы более эффективно организовать самооценивание и взаимооценивание учащихся, критерии оценки в оценочных листах должны быть конкретными, понятными, соответствовать заданиям, так как по этим листам ученик должен видеть и понимать, что он знает больше или меньше других и в дальнейшем корректировать и планировать работу над собой. Зная, что ученики оценивают друг друга, они стали внимательно слушать, наблюдать и соответственно размышлять об уровне своей готовности к уроку. В свою очередь это и мне помогло оценить все ответы учащихся и определить их уровень понимания тем. Я считаю, что оценивание мотивирует учеников на дальнейшее улучшение своей деятельности. В этом и удобство формативного и суммативного оценивания.

На первый урок я сама разработала критерии оценивания. Результат был вполне ожидаем – все получили пятерки. Но, проанализировав оценочные листы, я поняла, многие ученики ставят себе оценку не честно, так как они не до конца поняли критерии выставления оценки. В некоторых группах учащиеся поставили себе одни пятерки, хотя я видела, что не все учащиеся принимали активное участие в работе группы, хотя в начале урока критерии оценивания оговаривались. Я постаралась объяснить им суть выставления оценок, чтоб им стало понятно, что оценивание происходит не по взаимной симпатии, а за реальное участие в работе. Поэтому в последующем, я включила в карту роста, кроме самооценки и оценки одноклассников, еще и оценку учителя.

На втором уроке критерии оценки работ мы составляли совместно, что заняло много времени, я применила взаимооценивание. На этом этапе хорошо сработала оценка одноклассников, так как на первом этапе, были жалобы о том, что не все работали в группе. Группа оценивала участие каждого участника в работе. Были, конечно, случаи, когда ученик сам поставил себе «5», а группа – «3», тогда решающей была оценка учителя, так как в процессе урока я наблюдала за всем классом. В результате оценка была объективной. Например, слабый ученик, поставил себе хорошую оценку, но группа поставила ему удовлетворительную оценку. Он пытался спорить, но лидер группы, попросил его описать работу на уроке, так как мы не услышали внятного ответа, то он получил «3». Анализируя свои наблюдения, я отметила, что ученики более критично оценивают других, чем себя.

Далее учащиеся выполняли практическую работу и оценивали по следующим критериям: аккуратность, эстетичность, правильность выполнения работы и сложность, так как задания были разного уровня сложности, и дети сами выбирали тот уровень, который им наиболее доступен. В этот раз процесс оценивания был понятен для учеников и не вызывал никаких вопросов, так как критерии мы составляли совместно. Ученики ответственно подошли к этому вопросу.

Затем я предложила в парах составить друг другу рекомендации. Рекомендаций было много, начиная от правописания и заканчивая тем, что подготовить проект по одной из тем. При фонетических ошибках – произносили слово за мной; при грамматических – вспоминали правило; а при лексических ошибках – ученики помогали друг другу и работали со словарем.

В завершении урока я провела игру «Звездочка». Каждый ученик по условиям игры отдавал свою звезду тому, кто по их мнению был на этом уроке более активным, верно выполнял задания, грамотно отвечал на вопросы и т.д. В основном ученики распорядились своими звездочками в пользу своих спикеров. По количеству звездочек я вручила, в данном случае билеты на транспорт, так как темой урока было «Летнее путешествие», 1 место – билет на самолет, 2 место – билет на поезд, 3 место – билет на автобус. Данный вид работы стимулирует учеников на активное участие в собственном обучении.

Обратная связь была обеспечена при подведении итогов урока на этапе рефлексии. Учащиеся на стикерах писали, что требовать высоких оценок от других легче, чем объяснить, почему поставили свою; что им понравилось на уроке; какие задания были сложными, а какие интересными; что им запомнилось больше; как они реагировали на новые подходы в обучении и т.д. Деятельность учителя была направлена на то, чтобы направлять деятельность учащихся. Эти ответы свидетельствовали о достижениях учеников, которые я буду учитывать при планировании следующих уроков.


После обработки результатов оценивания, я подвела следующие итоги:

1.Ученики оценивали себя не объективно, так как применение оценочного листа являлся для них новым видом деятельности, и они не понимали критериев оценки.

2. При совместном составлении критериев оценки, ученики затруднялись их составлять, требовалась коррекция учителя. Дети привыкли к тому, что учитель ставил оценку сам по собственным критериям оценивания.

Проанализировав урок, я пришла к выводу, что детям не совсем понятен новый вид деятельности, но интересен. Уже на втором уроке ученики активно комментировали ответы других учеников, анализировали свои ошибки. Поэтому для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивание обучения (суммативное оценивание) я запланировала следующие шаги моей деятельности:

  1. Уделить внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.

  2. Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока формативное оценивание. Это способствует улучшению качества учения, развитию самоанализа у учеников.

  3. Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

Подводя итоги урока, я для себя определила, что на следующих уроках нужно чаще использовать методы самооценивания, это помогает ученикам учиться отстаивать свои точки зрения и аргументировать свою позицию, помимо этого ученик видит как его оценивают товарищи, сравнивает свою работу с их работами, анализирует свои действия.


Я считаю, когда ребенок оценивает себя сам, сравнивает свои достижения с одноклассниками, то это его стимулирует к работе над своими ошибками. Оценивая себя, ученик определяет то, что он знает и то, что ему необходимо знать. Таким образом, дети самостоятельно ставят перед собой задачи для улучшения своих результатов. 

Говоря о самооценке ученика нужно понимать, что она складывается из множества критериев оценки работы ученика. На примере моего урока доказано, что ученик к себе субъективен, а когда он видит общую оценку за свою работу, то он сможет реально прослеживать динамику развития своих знаний.

Суммативное оценивание используется для определения уровней достижений и последующих уровней, задаваемых как цель для дальнейшего развития ученика (Руководство для учителя, с.164).

И вот тут я посчитала нужным применить формативное оценивание. Получив суммирование изученного за урок, мы вместе с учениками стали анализировать их работу, критерии оценивания и определять пути достижения лучших результатов. 

Если обеспечение поддержки учеников на дальнейших этапах является ключевым аспектом, то обоснования и критерии, выдвигаемые для определения баллов и уровней, должны быть изучены особенно тщательно. Важно то, что качественная информация относительно основных аспектов выполненного задания может быть использована для обратной связи с учениками. К примеру, если просто осведомить ученика о том, что он достиг определенного уровня, это не поможет ему понять, что предпринять, чтобы достигнуть лучшего результата; в то время как, если вместе с учеником проанализировать, что в его работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это позволит ему понять, что делать дальше для улучшения этого результата. В этом контексте суммативное оценивание ( в числовой форме) не является главным, и учитель возвращается к данным (наблюдение и интерпретация), на которых оно и основано. Затем учитель составляет формативное оценивание (в устной форме) о том, как эти данные определяют уровень обучения ученика, какого уровня ему необходимо достичь и как лучше это сделать (Руководство для учителя, с.164).

Использование формативного оценивания подразумевает, что по итогам проверки работ учащихся, учитель использует письменные либо устные комментарии по содержанию и правильности работы вместо отметки. 

Например, я использовала на уроке следующий прием: если максимальная оценка 6, то она выдается пазлами, который ученик собирает и видит свои успехи, получая пояснения учителя и одноклассников по каждому критерию. Таким образом, итоги не констатируются, а обсуждаются с учащимся. Информация одинаково важна как для учителя, так и для ученика для внесения коррекции в процесс обучения и учения. 
Результаты лучше регистрировать в личном журнале учителя. В роли оценок могут использоваться удобные для учителя значки, цветовые полоски и др.

Дети научились оценивать себя, оценивать друг друга, составлять критерии оценки, анализировать, доказывать свою точку зрения. Также формы оценивания способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, что немало важно для уроков казахского языка в школе с русским языком обучения.

Я сделала вывод, что для повышения эффективности занятий и

развитие интереса у учащихся к учебной деятельности нужно формировать и развивать способность оценивать, делать обоснованные выводы, способность составлять критерии оценок, по итогам оценивания планировать дальнейшее обучение.

Оценивание учеников своими сверстниками мотивирует слабых учащихся на повышение уровня знаний. Оценивание дает необходимую информацию об уровне знаний учеников. Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, что учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше (Руководство для учителя, с.163). Тем более, что за период практики мне удалось увидеть сдвиги в работе слабых учащихся, и повысить мотивацию в обучении сильных учеников.




Литература:

  1. Руководство для учителя; Оценивание для обучения и оценивание обучения; стр. 161

  2. Руководство для учителя; Оценивание для обучения и оценивание обучения; стр. 161

  3. Руководство для учителя; Оценивание для обучения и оценивание обучения; стр. 164

  4. Руководство для учителя; Оценивание для обучения и оценивание обучения; стр. 164

  5. Руководство для учителя; Оценивание для обучения и оценивание обучения; стр. 163



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
статья "оценивание для обучения, оценивание обучения"

Автор: Гутова Бахыт Табжановна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "статья Оценивание для обучения "
    ["seo_title"] => string(38) "stat-ia-otsienivaniie-dlia-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "160380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422032945"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Формирующее оценивание – основная функция контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса в ходе решения задач года "
    ["seo_title"] => string(165) "formiruiushchieie-otsienivaniie-osnovnaia-funktsiia-kontrol-no-otsienochnoi-dieiatiel-nosti-subiektov-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-khodie-rieshieniia-zadach-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "234599"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Статья "Рефлексивный отчет по среднесрочному планированию" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-rieflieksivnyi-otchiet-po-sriedniesrochnomu-planirovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "110205"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405687183"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Доклад на тему "КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА  К УЧЕНИКУ" "
    ["seo_title"] => string(160) "doklad-na-tiemu-kritierial-noie-otsienivaniie-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-motivatsii-k-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-i-individual-nogo-podkhoda-k-uchieniku"
    ["file_id"] => string(6) "145601"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418962337"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства