Крнспект урока по теме: "Отрицательные местоимения" разработан учителем русского языка и литературы и и проведен в 6 классе МОУ "Гимназия №89" города Саратова.
Тема урока Отрицательные местоимения.
Цель урока.
Образовательная: повторить сведения об изученных ранее разрядах местоимений, закрепить правописание отрицательных местоимений; отработать практические навыки умения различать слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развивающая: способствовать развитию внимания, мышления, речи и памяти.
Воспитательная: формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку к истории нашей Родины.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Методы контроля учебной деятельности: устный и письменный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, работа в группе, индивидуальная.
Просмотр содержимого документа
«Отрицательные местоимения. Конспект урока. »
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Саломахина Наталия Геннадиевна
МОУ «Гимназия №89» г. Саратова
Должность: учитель русского языка и литературы
Урок разработан по учебнику «Русский язык 6 класс» (2 часть), авторы
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский.
Тема урока Отрицательные местоимения.
Цель урока.
Образовательная: повторить сведения об изученных ранее разрядах местоимений, закрепить правописание отрицательных местоимений; отработать практические навыки умения различать слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Развивающая: способствовать развитию внимания, мышления, речи и памяти.
Воспитательная: формировать коммуникативные умения, внимательное отношение к русскому языку к истории нашей Родины.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Методы контроля учебной деятельности: устный и письменный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, работа в группе, индивидуальная.
Ход урока 1. Организационный этап: сообщение темы, постановка цели. 2. Повторение изученного о местоимении. Строительство дома «Местоимение» (на доске, используя таблицы разрядов местоимений, на столе – строительство из кубиков, на которых написаны разряды изученных местоимений: «Личные местоимения, «Возвратное местоимение», «Вопросительные местоимения», «Относительные местоимения», «Неопределенные местоимения»). 3.Фронтальная беседа по изученным разрядам местоимений.
Я о себе такого мненья: Огромна роль местоименья! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена.
- Какие «ИМЕНА» спокойно заменяет местоимение? Ребята, посмотрите на дома, которые возвели для нас строители. Правильно ли распределили они этажи в большом доме «Местоимение»? Первый этаж – ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. - Назовите все личные местоимения единственного и множественного числа в именительном падеже. - Сколько личных местоимений в слове семья? (семь –Я) - Одно из местоимений занимает целый разряд. Назовите его и разряд, к которому оно относится. - Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных? - Назовите относительные местоимения. - Какие местоимения и почему называются неопределенными? Учитель. Каждый шаг в познании – трудный поиск. Отправляясь в этот путь, возьмите с собой правило: «Я знаю, я умею». И тогда всё получится обязательно у каждого из вас. Я предлагаю вам, ребята сыграть в игру «Третий лишний» (слайд № Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор. К какому разряду относятся эти местоимения? Какое из местоимений мы пока не можем с вами охарактеризовать?
- Да, это местоимение НИКТО. Попробуйте назвать разряд этого местоимения.
Верно. Это отрицательное местоимение. Сегодня на уроке состоится наше знакомство с новым разрядом (на доске появляется еще один этаж, в кубиках добавляется ещё один кубик - «Отрицательные местоимения», слайд №1).
4. Изучение новой темы.
Запишем в тетрадях число, тему урока. Попробуем сформулировать основную цель нашего урока (слайд №2).
- К какой знаменательной дате готовится весь наш народ? (70 -летие Победы). Вспомните крылатое выражение с местоимениями «НИКТО», «НИЧТО».
Запишем предложение.
Никто не забыт, и ничто не забыто. (Слайд №4).
Работа с карточками. Деформированное предложение.
Составьте предложение из данных слов: из, никто, будет, день, Великая Отечественная война, ветераны, не, забыт, в, Победы.
5.Физкультминутка. («Шаги по ручке». Ра Отрицательные местоимения дети прохлопывают.
6. Знакомство с орфограммой №45, стр. 80. Чтение теоретической части, стр.79
Склонение местоимений НИКТО и НИЧТО. Устно и письменно. Для мальчиков и девочек. С последующей взаимопроверкой (слайд № 5).
-Ребята, подумайте, пожалуйста, какие отрицательные местоимения не имеют И.п. (слайд № 6,7)
- Что происходит с отрицательным местоимением в предложном падеже?
Познакомимся ещё с одной орфограммой № 46, стр. 81
(Сравнительная табличка. Правописание местоимений с предлогом и без предлога.
7. Закрепление. Упр. 466 (устно).
8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз (звучит песня на стихи Н. Рубцова «Звезда полей»). Вспомните, ребята, кто автор этого стихотворения?
9. ТЕСТ по теме «Отрицательные местоимения» (слайды №9,10,11,12)
1).Отметь варианты в которых разряд местоимения определен НЕВЕРНО.
А) нечего (отриц.)
Б) ни в чём (отриц.)
В) некто (неопред.)
Г) кое к кому (неопред.)
Д) чьей –либо (вопросит.)
2).Вставь буквы. Раскрой скобки.
(Н_ )чего (не) получилось,
(н_ ) у кого (не) хотелось спрашивать,
(н_ ) каких вариантов,
(н_ ) что (не) помогало,
(не)сомневался (н_ ) (в) чём,
(н_ ) чьи подсказки были (не) нужны,
(н_ )чего делать
3).Образуй отрицательные местоимения с приставкой НИ-. Выдели приставку.
А) ЧЕМ - …….
Б) кому - ………..
В) чьего- ……………
Г) какую - ………….
Д) кем - …………..
Е) чья - …………..
4).Подчеркни в скобках подходящее по смыслу отрицательное местоимение.
А) (нечего, ничего) делать
Б) (некто, никто) не приходил
В) (не у кого, ни у кого) спросить
Г) (не о чем, ни о чём) не думать
Работа в парах. Взаимопроверка. (Слайды №13,14.15,16)
10. Выборочный диктант.
Выписать отрицательные местоимения из стихотворения Б.Заходера “Джонни”(слайд №18)
Жил на свете Джонни, Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечего покушать, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть. Нечего бояться, Нечего терять… Весело живётся, Нечего сказать!
11. Устная работа.
Отметь предложения, в которых допущена грамматическая ошибка.
А) Теперь ничего уже не изменить.
Б) Для чьего ты берешь велосипед?
В) Ничьего голоса не удавалось услышать.
Г) С чьего-то сарая ураганом снесло крышу.
12. Рефлексия.
Ребята, какие новые знания вы сегодня получили? Что запомнили? Попробуем составить синквейн.
(Примерно)
Местоимение.
Отрицательное, понятное.
Отрицает, склоняется, заменяет.
Очень любит односоставные предложения.
Отрицание.
13. Домашнее задание. Параграф 81, упр. 466
14. Дополнительный материал к уроку.
– Найдите местоимения по их морфологическим признакам:
Неопределенно – личное, стоит в дательном падеже (чему-нибудь).
Отрицательное , стоит в творительном падеже (ничем).
Личное, 3-го лица, ед. числа, стоит в родительном падеже (с него).
Отгадайте это слово:
Первый слог– личное местоимение, второй– звук, который издает лягушка. Вместе – овощ (тыква).
Творческая работа.
1).Пустые речи и слушать …. 2).Худо тому, кто не делает добра … 3).Упрямого …. не убедишь. 4)… ему на это … не ответил. 5).Я … здесь не знаю. 6).Вернуться домой не было … возможности.
Слова для справок: никакой, никому, нечего, никого, никто, ничего, ничем. (Раздаточный материал)