Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема. Притяжательные местоимения.
Цель: 1. обучающая: познакомить с разрядом притяжательных местоимений, с морфологическими признаками
2. развивающая: находить притяжательные местоимения и обосновывать свой выбор;
определять их морфологические признаки и синтаксическую роль, осознанное лингвистическое умение находить в тексте и характеризовать местоимения.
3.воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучению языка
Оборудование: таблица «Притяжательные местоимения», презентация.
Ход урока.
I Организационный момент.
Цифровой диктант.
Я буду диктовать словосочетания с отрицательными местоимениями, а вы если это местоимение пишется с приставкой НИ, ставите цифру 1, а если с приставкой НЕ – 2.
Н…чего не получалось,
Н…чего терять
Н…какие варианты не подходили
Н…что не помогало,
Н…кому было помочь,
Н…кому не удалось решить
Н…кого винить
Н…чему поучиться
Н…чьих советов не слушали
Н…кем восхищаться
Самопроверка
1,2,1,1,2,1,2,2,1,2.
II Актуализация пройденных знаний.
1.Просклонять местоимения я, ты, он.
2. –Слитно или раздельно? Не или ни? Записать отрицательные местоимения с предлогами. Составить сними словосочетания или предложения.
Никем (с), ничто (за), нечему (к), ничто (во), никого (от).
3. Фронтальный опрос.
а) Как образованы отрицательные местоимения? (от вопросительных с помощью приставок не- и ни-)
б) Когда приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях пишутся слитно и раздельно? (если местоимение употребляется с предлогом, то пишется раздельно)
в) что выражают отрицательные местоимения? (отсутствие чего-либо)
III Усвоение новых знаний.
- Прочитайте словосочетания в таблице. Попытайтесь определить значение данных словосочетаний.Притяжательные местоимения (таблица) Мой, твой, наш, ваш, свой указывают, какому лицу принадлежит предмет и отвечают на вопрос чей? (чьё? чья? чьи?).
-В каком столбике прилагательные, а в каком местоимения? Определите род и число.
мамин брат
твой дом
М.р. ед.ч.
волчья нора
моя книга
Ж.р. ед.ч.
заичьи уши
наши дела
Мн.ч.
воронье гнездо
своё окно
Ср.ред.ч
-Притяжательные местоимения, как и прилагательные, изменяются по числам, по родам и падежам. В предложении данные местоимения являются определениями.
Просклоняем притяжательное местоимение: наш, ваш, свой.
И. твой дом
Р. твоего дома
Д. к твоему дому
В. твой дом
Т. твоим домом
П. о твоём доме
В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме Р.п.: его, её, их.
Формы родительного падежа личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.
IV. Формирование умений и навыков умственной деятельности.
- Упражнение 522. Спишите текст, подчеркните притяжательные местоимения, обозначьте падеж.
- Работа по группам. Упр. 523 - 1 группа. Заменить выделенные существительные местоимениями.
- 2 группа - упр. 524. Поставить вопросы к выделенным местоимениям.
4. Развитие речи.
-Устраните недочёты. В каких предложениях местоимения употреблены неправильно?
его
Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями.
своими
Крылов упорно работал над его баснями.
Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином.
свою
Девочка отдала подруге их книгу.
3.-Правильное употребление местоимений- ваша главная задача. Надо говорить : их, а не ихний, ихних, ихнем.
ГОВОРИТЕ: ИХ
(не ихний)
4. упражнение 407. – Устраните недочёты в употреблении местоимений. Спишите.
В 1-м вместо «ихних»- их; во2-м – «ихнем» - их, в 3-м – «его» - свою;
в 4-м – «его» –их; в 5-м – «её» - их.
5. Поговорим о вежливости. Учебник стр. 198 упр. 525.
Вывод: местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
6. Работа с предложением.
– Исправьте ошибку в предложении. Запишите верный вариант.
Он был так расстроен, что даже курица клевала его червяков.
– В предложении два местоимения. Найдите их. Какое из них личное?
– Чьи были червяки?
– К какому разряду относится прилагательное, обозначающее принадлежность предмета тому или иному лицу?
– Сформулируйте определение притяжательных местоимений.
Учащиеся выполняют упражнения под звездочкой на с. 180 и приходят к выводу, что притяжательные местоимения склоняются так же, как и прилагательные.
7. Лингвистическая задача.
Ответьте на вопрос: почему нет Н в местоимениях из следующих предложений:
1. За ее домом начиналось уже поле.
2. У его стола стояла книжная полка.
8. Лингвистическая задача.
– Замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными. Какие формы местоимений вы употребили?
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
И у нас во дворе слышал я однажды
Как ребята говорят: ихний, ейный, кажный,
Чтобы вы никогда не попали в лужу,
Их, его и ее говорить вам нужно.
Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам.
(А. Хайт.)
Индивидуальная работа по карточкам.
Задание: исправьте ошибки, вставьте пропущенные знаки препинания, найдите притяжательные местоимения, укажите их род, число, падеж.
1. Вдруг настречу мой хароший
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
Па алее прохадил.
2. И гаворит крокодил
Пожалуйте ваше виличество!
Кокоша поставь самавар!
И Тотоша зажги эликтричество.
3. Не баимся мы ево,
Великана тваего:
Мы зубами
Мы клыками мы копытами его.
4. Бабочька-красавица
Кушайте варенье!
Или вам не нравиться
Наше угащенье?
Игра «Третий лишний»
1) я, мы, мой;
2) ваш, ты, твой;
3) наш, свой, он.
Итог урока.
Что общего и различного между притяжательными местоимениями и притяжательными прилагательными?
-О каких местоимениях мы на уроке говорили?
-Что вы узнали о притяжательных местоимениях?
-Очень хорошо работали на уроке….
-Чуть слабее, но очень старались….
Остальным надо хорошо и упорно поработать ещё дополнительно.
Домашнее задание.
Упр.528. Озаглавьте текст. Списать, подчеркивая одной чертой местоимения, и при списывании укажите в скобках разряд местоимения, обозначьте падеж.