kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Отрицательные и неопределённые местоимения. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 8-го класса.

Тема: Отрицательные и неопределённые местоимения.

Цель: сформировать умения различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений; развивать внимание и память; стимулировать творческую активность детей.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

І. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа

- Посмотрите на экран, прочитайте текст. (слайд № 1)

Был случай, когда вода взорвала целый дом в пять этажей и убила двадцать три человека.
Это было в Америке много лет тому назад. Как же это могло случиться?
Дело в том. что в этом доме была фабрика.
В нижнем этаже здания в большую печку был вмонтирован огромный котёл. Воды в нём помешалось столько же. сколько в небольшом пруду.
Когда печку топили, вода в этом котле кипела, а пар шёл по трубе в паровую машину.
Один раз машинист зазевался и не подкачал вовремя воды. В котле воды осталось совсем мало. А печка продолжала топиться. От этого стенки котла раскалились. Машинист об этом не подумал — взял да и пустил воду в раскалённый котёл.
Когда вода попадает на раскалённое железо, то она вся сразу превращается в пар.
То же самое случилось и тут. Вода превратилась в пар. его скопилось в котле столько, что котёл не выдержал и лопнул.
Вот такая страшная вещь водяной пар!
Когда дрова в печке трещат, это значит, что их взрывает вода. Совсем сухих дров не бывает, вода в дровах присутствует всегда. От такого сильного жара она превращается в пар и с треском разрывает волокна дерева.
По Л/. Ильину.

- Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

- Что вы знаете об указательных и определительных местоимениях ? (слайд № 2) 

Указательные местоимения (тот, этот, такой, таков, столько, сей) служат для выделения среди других ка- кого-либо определённого предмета, признака, количества:

Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей (А. Фет).

- Определительные местоимения (весь, всякий, каждый, любой, самый, сам, иной, другой) указывают на признак предмета: Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления (Р. Бах).

Местоимения каждый, любой, самый, всякий указывают на один предмет из ряда однородных.

Местоимения весь, всякий определяют предмет как нечто нераздельное.

Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который производит действие.

Местоимение самый обозначает высшую степень признака, служит для образования превосходной степени прилагательных.

Местоимения иной, другой указывают, что предмет не этот, не данный, не такой.

Определительные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.

В предложении определительные местоимения являются определениями, местоимение сам может выступать в роли подлежащего и дополнения.

ІІ. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся и выучим ещё два разряда местоимений отрицательные и неопределённые. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.(слайд № 3)  

  1. Посмотрите на таблицу (слайд №4)
  2. Прочитайте стихотворение И. Михайлова.

Какие местоимения в нем употреб­ляются и с какой целью? Выпишите их и объясните, как они образованы. Обратите внимание на особенности произношения. (слайд №5)

Жило-было (ни/не)что.                (Ни/не)кого не замечало,

Не умело (не/ни)чего.                  Лучше всех себя считало.

Взад-вперед оно ходило              А про это (не/ни)чего

И ни с кем не говорило.               И сказать-то (не/ни)чего!

3.Работа в парах. (раздаточный материал) .(слайд № 6,7) 

Первый ученик читает вопрос, второй отвечает, подбирая вместо точек нужную частицу. К какому разряду относятся эти местоимения? Как они образованы?

  1. Скажите, кто сегодня садился к компьютеру? — Кто., из седьмого класса что., искал.
  2. Кто мне звонил сегодня? Что просил передать? — Кто., звонил, но.чего передавать не просил.
  3. Кого вы ждете? — Антона, он с кем., разговаривает по телефону.
  4. Олег,  ты давал кому-нибудь номер моего  мобильного  телефо­на? — Я не давал, а Оля кому, давала.
  5. Когда вы катались на скутере? — В последний раз вчера, правда, на каком., стареньком.

Первый ученик читает предложение, второй преобразует его в вопроси­тельное, употребляя вместо выделенных слов местоимения с частицами -то, -либо.

Образец. Летом они ездили в Карпаты. — Они ездили летом куда-то?

1. По вечерам она ни к кому не ходила в гости. 2. Ольгу никто не будет встречать в аэропорту. 3. Иван зашел в кабинет после звонка и включил компьютер. 4. В новогодние каникулы я ездил в Чернов­цы с одноклассниками. 5. Я много интересного узнал о декабристах, когда жил в Каменке. 6. С двумя или тремя игроками сборной города по футболу я знаком.

4. Как же пишутся местоимения с частичками не и ни. (Слайд №8)

5. Выпишите  из  стихотворения   Б.  Заходера  отрицательные  местоимения и объясните их правописание и произношение.(слайд№9)

Жил на свете Джонни,        Не к чему стремиться,

Знаете его?                              Не о чем жалеть.

Не было у Джонни                  Нечего бояться,

Ровно ничего!                          Нечего терять.

Нечего покушать,                    Весело живется,

Нечего надеть,                         Нечего сказать!

  1. Чем отличаются значения местоимений некто и никто? Составьте с ними предложения и запишите. Объясните правописание и произношение место­имений. ( слайд№10)

1. Предлоги пишутся отдельно от местоимений, как и от других частей речи:у него, с ним, со мной, надо мной.
    2. Частицыниинепишутся слитно в следующих отрицательных и неопределённых местоимениях:никто, ничто, никакой, ничей; нечего, некого, некто, нечто, некоторый, некий, несколько.
    3. Если частицыниинеотделены от последующего местоимения предлогом, то они пишутся раздельно:никого, нони у кого;никем, нони с кем.
    4. В отрицательных и неопределённых местоимениях под ударением пишется частицане,если же ударение падает не на частицу, то пишетсяни:некто – никто, нечто – ничто, некий – ничей, некоторый – никакой, не с кем – ни с кем, не у кого – ни у кого, не от чего – ни от чего.

  1. .(слайд №11)

Спишите, раскрывая скобки. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Выберите одну из пословиц и расскажите, в какой ситуации ее употребле­ние будет уместным.

1. (Ни/не)чьими похвалами не возносись. 2. Не ошибается тот, кто (ни/не)чего не делает. 3. (Ни/не)чего тому страшиться, кто (ни/ не)чего не боится. 4. (Ни/не)(с)кого спрашивать, когда сам виноват. 5. Родную мать (ни/не)кем не заменишь. 6. Остался (ни/не)(при)чем.

  1. .Рефлексия. Повторение изученного на уроке. (слайд № 12)

1. Укажите правильное утверждение.

А Под ударением в местоимении пишется ни, без ударения — не.

Б Кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями пи­шутся слитно.

В Если между кое, не, ни и местоимением есть предлог, то пишем раздельно.

2.Какие местоимения называются отрицательными, а какие неопределёнными?

3.Раскажите правило написания частиц не и ни с местоимениями.

V. Домашнее задание. (слайд № 13)

Выполните одно из заданий.

А Письменно преобразуйте словосочетания так, чтобы местоимения писа­лись раздельно.

Нечему радоваться, никого не спрашивать, нет никакой ручки, некому приходить, нечем связать, нечего есть.

В Спишите текст, вставляя подходящие местоимения в нужной форме. Про­комментируйте орфограммы.

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудить­ся, если можно выиграть. в. телевизионной игре, или поймать. счастье в. лотерее? Но. выигрыш или приз не дадут человеку. радости,. счастья,. может подарить труд.

Справка: какой-то, что-то, какой-либо, свой, который, никакой, такой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Отрицательные и неопределённые местоимения. 8 класс»

Урок русского языка для 8-го класса .

Тема: Отрицательные и неопределённые местоимения.

Цель: сформировать умения различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений; развивать внимание и память; стимулировать творческую активность детей.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

І. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа

- Посмотрите на экран, прочитайте текст. (слайд № 1)

Был случай, когда вода взорвала целый дом в пять этажей и убила двадцать три человека.
Это было в Америке много лет тому назад. Как же это могло случиться?
Дело в том. что в этом доме была фабрика.
В нижнем этаже здания в большую печку был вмонтирован огромный котёл. Воды в нём помешалось столько же. сколько в небольшом пруду.
Когда печку топили, вода в этом котле кипела, а пар шёл по трубе в паровую машину.
Один раз машинист зазевался и не подкачал вовремя воды. В котле воды осталось совсем мало. А печка продолжала топиться. От этого стенки котла раскалились. Машинист об этом не подумал — взял да и пустил воду в раскалённый котёл.
Когда вода попадает на раскалённое железо, то она вся сразу превращается в пар.
То же самое случилось и тут. Вода превратилась в пар. его скопилось в котле столько, что котёл не выдержал и лопнул.
Вот такая страшная вещь водяной пар!
Когда дрова в печке трещат, это значит, что их взрывает вода. Совсем сухих дров не бывает, вода в дровах присутствует всегда. От такого сильного жара она превращается в пар и с треском разрывает волокна дерева.
По Л/. Ильину.

- Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

- Что вы знаете об указательных и определительных местоимениях ? (слайд № 2)

Указательные местоимения (тот, этот, такой, таков, столько, сей) служат для выделения среди других ка- кого-либо определённого предмета, признака, количества:

Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей (А. Фет).

- Определительные местоимения (весь, всякий, каждый, любой, самый, сам, иной, другой) указывают на признак предмета: Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления (Р. Бах).

Местоимения каждый, любой, самый, всякий указывают на один предмет из ряда однородных.

Местоимения весь, всякий определяют предмет как нечто нераздельное.

Местоимение сам указывает на лицо или предмет, который производит действие.

Местоимение самый обозначает высшую степень признака, служит для образования превосходной степени прилагательных.

Местоимения иной, другой указывают, что предмет не этот, не данный, не такой.

Определительные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам.

В предложении определительные местоимения являются определениями, местоимение сам может выступать в роли подлежащего и дополнения.


ІІ. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся и выучим ещё два разряда местоимений отрицательные и неопределённые. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока.(слайд № 3)

  1. Посмотрите на таблицу (слайд №4)

  2. Прочитайте стихотворение И. Михайлова.

Какие местоимения в нем употреб­ляются и с какой целью? Выпишите их и объясните, как они образованы. Обратите внимание на особенности произношения. (слайд №5)

Жило-было (ни/не)что. (Ни/не)кого не замечало,

Не умело (не/ни)чего. Лучше всех себя считало.

Взад-вперед оно ходило А про это (не/ни)чего

И ни с кем не говорило. И сказать-то (не/ни)чего!

3.Работа в парах. (раздаточный материал) .(слайд № 6,7)

Первый ученик читает вопрос, второй отвечает, подбирая вместо точек нужную частицу. К какому разряду относятся эти местоимения? Как они образованы?

  1. Скажите, кто сегодня садился к компьютеру? — Кто., из седьмого класса что., искал.

  2. Кто мне звонил сегодня? Что просил передать? — Кто., звонил, но ..чего передавать не просил.

  3. Кого вы ждете? — Антона, он с кем., разговаривает по телефону.

  4. Олег, ты давал кому-нибудь номер моего мобильного телефо­на? — Я не давал, а Оля кому, давала.

  5. Когда вы катались на скутере? — В последний раз вчера, правда, на каком., стареньком.

Первый ученик читает предложение, второй преобразует его в вопроси­тельное, употребляя вместо выделенных слов местоимения с частицами -то, -либо.

Образец. Летом они ездили в Карпаты. — Они ездили летом куда-то?

1. По вечерам она ни к кому не ходила в гости. 2. Ольгу никто не будет встречать в аэропорту. 3. Иван зашел в кабинет после звонка и включил компьютер. 4. В новогодние каникулы я ездил в Чернов­цы с одноклассниками. 5. Я много интересного узнал о декабристах, когда жил в Каменке. 6. С двумя или тремя игроками сборной города по футболу я знаком.

4. Как же пишутся местоимения с частичками не и ни. (Слайд №8)








5. Выпишите из стихотворения Б. Заходера отрицательные местоимения и объясните их правописание и произношение.(слайд№9)

Жил на свете Джонни, Не к чему стремиться,

Знаете его? Не о чем жалеть.

Не было у Джонни Нечего бояться,

Ровно ничего! Нечего терять...

Нечего покушать, Весело живется,

Нечего надеть, Нечего сказать!

  1. Чем отличаются значения местоимений некто и никто? Составьте с ними предложения и запишите. Объясните правописание и произношение место­имений. ( слайд№10)

1. Предлоги пишутся отдельно от местоимений, как и от других частей речи: у него, с ним, со мной, надо мной.
    2. Частицы ни и не пишутся слитно в следующих отрицательных и неопределённых местоимениях: никто, ничто, никакой, ничей; нечего, некого, некто, нечто, некоторый, некий, несколько.
    3. Если частицы ни и не отделены от последующего местоимения предлогом, то они пишутся раздельно: никого, но ни у кого; никем, но ни с кем.
    4. В отрицательных и неопределённых местоимениях под ударением пишется частица не, если же ударение падает не на частицу, то пишется ни: некто – никто, нечто – ничто, некий – ничей, некоторый – никакой, не с кем – ни с кем, не у кого – ни у кого, не от чего – ни от чего.

7.Работа в парах.(слайд №11)

Спишите, раскрывая скобки. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки. Выберите одну из пословиц и расскажите, в какой ситуации ее употребле­ние будет уместным.

1. (Ни/не)чьими похвалами не возносись. 2. Не ошибается тот, кто (ни/не)чего не делает. 3. (Ни/не)чего тому страшиться, кто (ни/ не)чего не боится. 4. (Ни/не)(с)кого спрашивать, когда сам виноват. 5. Родную мать (ни/не)кем не заменишь. 6. Остался (ни/не)(при)чем.

IV.Рефлексия. Повторение изученного на уроке. (слайд № 12)

1. Укажите правильное утверждение.

А Под ударением в местоимении пишется ни, без ударения — не.

Б Кое-, -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями пи­шутся слитно.

В Если между кое, не, ни и местоимением есть предлог, то пишем раздельно.

2.Какие местоимения называются отрицательными, а какие неопределёнными?

3.Раскажите правило написания частиц не и ни с местоимениями.

V. Домашнее задание. (слайд № 13)

Выполните одно из заданий.

А Письменно преобразуйте словосочетания так, чтобы местоимения писа­лись раздельно.

Нечему радоваться, никого не спрашивать, нет никакой ручки, некому приходить, нечем связать, нечего есть.

В Спишите текст, вставляя подходящие местоимения в нужной форме. Про­комментируйте орфограммы.

В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудить­ся, если можно выиграть ... в ... телевизионной игре, или поймать ... счастье в ... лотерее? Но ... выигрыш или приз не дадут человеку ... радости, ... счастья, ... может подарить труд.

Справка: какой-то, что-то, какой-либо, свой, который, никакой, такой.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме: Отрицательные и неопределённые местоимения. 8 класс

Автор: Полегка Юлия Валерьевна

Дата: 10.10.2016

Номер свидетельства: 348075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства