kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Местоимение (обобщающий урок).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Местоимение как часть речи. Обобщающий урок»

6 класс

ПОЯСНЕНИЯ К УРОКУ

При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

– подготовительный – стадия вызова;

– собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

– присвоение информации – стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи.

Цели:

1.Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;

– дополнить полученные ранее знания новыми;

– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.

2. Развивающие:

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

3.Воспитательные:

– воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного  получения новой информации по изучаемой теме.

 

Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске (может быть распечатана каждому ученику); медиа-проектор, слайд-презентация.

Оргмомент:                           

а) приветствие;

б) проверка готовности к уроку.                                                   

в) оформление тетради (число, классная работа, тема урока).

1.              Стадия вызова. Подготовительный  этап. Целеполагание.

А) Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,- это язык, главная задача  которого состоит, как вы думаете, в чем?.... (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их... (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Что обозначают имена существительные, прилагательные, числительные? Каждая из названных частей речи что-либо обозначает, а зачем нужно местоимение в речи?

Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из текста (распечатки текста у каждого ученика на столе). Текст читается без предложения, записанного в скобках.

(Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена).      

Он   б__жал у  самой  моей  н___ ги.   Когда я  останавливался  он   тоже ост_навливался.  Когда я  шел  быстрее  он  тоже б_жал  быстрее.   Он   (не) отст__вал от меня ни на шаг но на телефо(н, нн)ую станцию (не) пошел... Я п__гладил его по рыж_й спинке и он остался ждать меня у дв__рей. Но когда через несколько минут я вышел, его уже (не) было. Очевидно, его кто-то пр   гнал... И мне, понима__шъ, стало нехорошо, будто я предал и (не) уберег см__шного маленького друга!

Луговской

Б) Орфографическая и пунктуационная работа (ученики работают на карточке). Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. (Ученики объясняют орфограммы и постановку знаков препинания «по цепочке», по окончании работы для дополнительной самопроверки восстановленный текст выводится на экран)

В) Вопросы:

- Можно ли сказать, кто шел и кто бежал у самой ноги человека? Кто бы это мог быть?

- Найдите слова, которые заменяют автору словосочетание «кленовый лист».

- К какой части речи относятся эти слова?

-  Почему, когда я прочитала вам текст Луговского о кленовом листике, вы не поняли, о ком идет речь?

-  Можно ли начинать письменное или устное высказывание с местоимения?

Сегодня тема нашего урока «Местоимение как часть речи», подумайте, какова цель нашего урока, чему вы сегодня должны научиться?

Обобщить и систематизировать знания о местоимении.

 (отличать местоимение от других частей речи, знать постоянные и непостоянные признаки местоимений, разряды местоимений, его синтаксическую роль).

III.  Смысловая стадия.

1) Известный лингвист Александр Александрович Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок», настоящего живого слова, они не могут при себе иметь характеризующего эпитета… Они «как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».  (Записать в тетрадь-справочник)

Вопрос: назовите грамматическое значение местоимения

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.

Слово местоимение латинского происхождения: "ПРОМЕН", что в переводе обозначает "ВМЕСТО МЕНЯ".

Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.

Их свойство "указывать" отразилось в названии местоимений "вместо имени".

2. Выборочный слуховой диктант.

На слух определить количество местоимений в тексте:

1. Однажды я шел по лугу. 2. Ко мне пристала ласточка. 3. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала.              4. Я не понимал, что ей нужно… 5. Дома рассказал о ласточке деду. 6. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку.                         7. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых.                        8. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету.

(9 местоимений)

3. Выборочно-распределительный диктант (работа в парах).

Задание: составляем коллективно таблицу, распределяем местоимения по разрядам.

1) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов).

2) Услышал суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и - полетел за тридевять земель.

3) Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле.                     (И.А. Крылов)

4) Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. (В. Лебедев- Кумач).

5) Сторожка стояла на Боровом мху, на обширном болоте. Такие Болота в Рязанской области зовут мшарами. (К.Паустовский).

6) Мы выбрали место под крутояром, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня. ( К. Паустовский.)

4. Рассмотрим теперь, какую синтаксическую роль выполняют местоимения, то есть какими членами предложения они могут быть. Списать предложения, подчеркнуть местоимения как члены предложения.

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

А.А. Блок.

О Русь! В тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

Милее нет на свете края,

О родина моя!

Ф. Сологуб.

5. Вставить пропущенные местоимения

Снегири

В комнате было два окна, выходивших во двор. Под окнами росла большая черемуха. Весной …зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако. Летом … дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было … интересное, потому что на черемухе в … время года бывали частыми гостями снегири. … хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но … и сейчас очень легко представляю … эту сказочную картину.

(Я, она, всё, самое, это, себе, их).

Проверим: я, она, их – личные; себе – возвратное; все, самое – определительное, это – указательное.

Вывод: местоимению нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторы.

6. Редактирование предложений.

 1.Своя будущая профессия мне очень нравится. 2. Во сколько метрах от школы находится стадион? 3. Кто-то из девочек вбежала в класс.      4. Друзья решили, что чего-нибудь придумают.

 5. Больной попросил сестру налить себе воды. 6. На его никто не обращает внимания.

7. Укажите, как пишутся местоимения в следующих примерах:

Негде отдохнуть, не у кого спросить, вечером некуда пойти, какой-нибудь прохожий, нигде не видно, стул негде поставить, я никуда не выходил, никогда не забуду.

Кто-то чужой, рассказать нечто интересное, некого спросить, нечему завидовать, когда-либо встречу, кое-кто знает, некто неизвестный.

8. ИГРА «Составить диалог»

1. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил?  (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок?  (Нечего).

2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.

- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).

- Как вы справляетесь с домашними заданиями?

- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).

- С кем  любите проводить свободное время? (С кем-то).

Тест

IV.Стадия рефлексии.

а) Подведение итогов урока.

 -       Вспомним цель, поставленную в начале урока. Чему сегодня на уроке вы должны были научиться?

- Обобщим изученный материал. Эти разнообразные по значению слова достойны того, чтобы их считали самостоятельной частью речи. Мир местоимений широк и разнообразен. В  речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы   наша речь без них.  

б) Составление в рабочих тетрадях опорного конспекта.

в)     Оценки за урок.

Д/З Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны местоимения в речи?»

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Местоимение (обобщающий урок). »

Тема: «Местоимение как часть речи. Обобщающий урок»

6 класс

ПОЯСНЕНИЯ К УРОКУ


При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

– подготовительный – стадия вызова;

– собственно восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

– присвоение информации – стадия рефлексии.

Цели:

1.Образовательные:

– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;

– дополнить полученные ранее знания новыми;

– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.

2. Развивающие:

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

3.Воспитательные:

– воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что «местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению, указательные слова»; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.

Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске (может быть распечатана каждому ученику); медиа-проектор, слайд-презентация.


№ п/п

Этап урока

Расчетное время

1

Оргмомент

1-2 мин.

2.

Стадия вызова.

7 мин.

3.

Смысловая стадия.


25мин.

4.

Рефлексия

5 -6 мин.

5.

Подведение итогов урока (оценка деятельности учеников, домашнее задание)

2 мин.


Ход урока



№ этапа урока

Содержание

Пояснения

I.

Оргмомент:

а) приветствие;

б) проверка готовности к уроку.

в) оформление тетради (число, классная работа, тема урока).

Слад 1.

II.

  1. Стадия вызова. Подготовительный этап. Целеполагание.

А) Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,- это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем?.... (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их... (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Что обозначают имена существительные, прилагательные, числительные? Каждая из названных частей речи что-либо обозначает, а зачем нужно местоимение в речи?

Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из текста (распечатки текста у каждого ученика на столе). Текст читается без предложения, записанного в скобках.

(Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена).

Он б__жал у самой моей н ги. Когда я останавливался он тоже ост_навливался. Когда я шел быстрее он тоже б_жал быстрее. Он (не) отст__вал от меня ни на шаг но на телефо(н, нн)ую станцию (не) пошел... Я п__гладил его по рыж_й спинке и он остался ждать меня у дв__рей. Но когда через несколько минут я вышел его уже (не) было. Очевидно, его кто-то пр гнал... И мне, понима__шъ, стало нехорошо, будто я предал и (не) уберег см__шного маленького друга!

Луговской

Б) Орфографическая и пунктуационная работа (ученики работают на карточке). Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. (Ученики объясняют орфограммы и постановку знаков препинания «по цепочке», по окончании работы для дополнительной самопроверки восстановленный текст выводится на экран).

В) Вопросы:

- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? Кто бы это мог быть?

- Найдите слова, которые заменяют автору словосочетание «кленовый лист».

- К какой части речи относятся эти слова?

  • Почему, когда я прочитала вам текст Луговского о кленовом листике, вы не поняли, о ком идет речь?

  • Можно ли начинать письменное или устное высказывание с местоимения?

  • Сегодня тема нашего урока «Местоимение как часть речи», подумайте, какова цель нашего урока, чему вы сегодня должны научиться?

  • Обобщить и систематизировать знания о местоимении

(отличать местоимение от других частей речи, знать постоянные и непостоянные признаки местоимений, разряды местоимений, его синтаксическую роль).

Слайд 2







СЛАЙД 3



















СЛАЙД 3










СЛАЙД 4


III.

Смысловая стадия.

1) Известный лингвист Александр Александрович Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок», настоящего живого слова, они не могут при себе иметь характеризующего эпитета… Они «как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». (Записать в тетрадь-справочник)

Вопрос: назовите грамматическое значение местоимения.

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них.

Слово местоимение латинского происхождения: "ПРОМЕН", что в переводе обозначает "ВМЕСТО МЕНЯ".

Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение.

Их свойство "указывать" отразилось в названии местоимений "вместо имени".


2. Выборочный слуховой диктант.

На слух определить количество местоимений в тексте:

1. Однажды я шел по лугу. 2. Ко мне пристала ласточка. 3. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. 4. Я не понимал, что ей нужно… 5. Дома рассказал о ласточке деду. 6. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. 7. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. 8. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету.

(9 местоимений)

- Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:

  • Я – им.п., (подл.),

  • Ей – д.п.,

  • Ко мне – д.п.,

  • Он – им.п.,

  • Она – им.п.,

  • Надо мной – т.п.,

  • Около меня – р.п.,

  • Их – р.п.


3. Выборочно-распределительный диктант (работа в парах).

Задание: составляем коллективно таблицу, распределяем местоимения по разрядам.

Личные

Я, мы

Возвратные


Вопросительные


Относительные


Неопределённые


Отрицательные


Притяжательные

Наш, мой

Указательные

Тот, этот

Определительные

Другой



1) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов).

2) Услышав суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и - полетел за тридевять земель.

3) Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. (И.А. Крылов)

4) Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. (В. Лебедев-Кумач).

5) Сторожка стояла на Боровом мху, на обширном болоте. Такие Болота в Рязанской области зовут мшарами. (К. Паустовский).

6) Мы выбрали место под крутояром, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня. (К. Паустовский.)


4. Рассмотрим теперь, какую синтаксическую роль выполняют местоимения, то есть какими членами предложения они могут быть. Списать предложения, подчеркнуть местоимения как члены предложения.


Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

А.А. Блок.


О Русь! В тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

Милее нет на свете края,

О родина моя!

Ф. Сологуб.


5. Вставить пропущенные местоимения

Снегири

В комнате было два окна, выходивших во двор. Под окнами росла большая черемуха. Весной …зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако. Летом … дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было … интересное, потому что на черемухе в … время года бывали частыми гостями снегири. … хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но … и сейчас очень легко представляю … эту сказочную картину.

(Я, она, всё, самое, это, себе, их).

Проверим: я, она, их – личные; себе – возвратное; все, самое – определительное, это – указательное.

Вывод: местоимению нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторы.

6. Редактирование предложений.

1.Своя будущая профессия мне очень нравится. 2. Во сколько метрах от школы находится стадион? 3. Кто-то из девочек вбежала в класс. 4. Друзья решили, что чего-нибудь придумают.

5. Больной попросил сестру налить себе воды. 6. На его никто не обращает внимания.


7. Укажите, как пишутся местоимения в следующих примерах:

Негде отдохнуть, не у кого спросить, вечером некуда пойти, какой-нибудь прохожий, нигде не видно, стул негде поставить, я никуда не выходил, никогда не забуду.

Кто-то чужой, рассказать нечто интересное, некого спросить, нечему завидовать, когда-либо встречу, кое-кто знает, некто неизвестный.


8. ИГРА «Составить диалог»

1. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? ( Никто).
– Какой пример тебя затруднил? (Никакой).
– Чей ответ был плохим? (Ничей).
– Кого винить, если сам виноват? (Некого).
– Что исправить, если нет ошибок? (Нечего).

2. Ответьте на вопросы одним неопределенным местоимением.

- Что вы сейчас читаете из художественной литературы? (Нечто).

- Как вы справляетесь с домашними заданиями?

- Кто ваш друг? ( Кто-то, некто).

- С кем любите проводить свободное время? (С кем-то).


Тест

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто


2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное


3. Отметь ряд, в котором оба местоимения с частицами пишутся раздельно.

1) не верил (ни)(во)что, (ни)(перед)чем не останавливаться.

2) не ответил (ни)чего, (кое)кто из товарищей.

3) с (не)которых пор, кто(то)стучит в окно.

4) (не)чего делать, разговаривать (не)(о)чем.


4. Укажите неверное утверждение.

а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…

а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым


6. Укажите ряд, в котором есть только местоимение:

а) кто, потому что, где;

б) который, так как, когда;

в) себя, рыбачий, наш;

г) нас, вас, твой.

7. Укажите ряд, в котором только притяжательные местоимения:

а) мой, другой, кто-то

б) чей, свой, никто

в) себя, я, наш;

д) наш, свой, ваш


8. Укажите ряд, в котором только определительное местоимение:

а) некоторый, всякий, твой;

б) самый, мой, некто;

в) нечто, ваш, другой;

г) любой, иной, другой.


9. Укажите ряд, в котором только относительное местоимение:

а) нисколько, несколько, сколько;

б) какой, самый, другой;

в) кто, некто, никто;

г) который, что, где;

10. Укажите ряд, в котором только отрицательные местоимения:

а) некто, кто-либо, некого;

б) нечто, ничего; что-либо;

в) никакой, какой, такой;

г) никто, никакой, ничто




Слайд 5



























































Слайд 10





























Слайд 13


























Слайд 14



















Слайд 15



























Слайд 19

IV.

Стадия рефлексии.

а) Подведение итогов урока.

- Вспомним цель, поставленную в начале урока. Чему сегодня на уроке вы должны были научиться?

- Обобщим изученный материал. Эти разнообразные по значению слова достойны того, чтобы их считали самостоятельной частью речи. Мир местоимений широк и разнообразен. В речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Без них обойтись нельзя. Постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества. Местоимения создают нам речевое удобство, экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них.

Составление в рабочих тетрадях опорного конспекта.


Местоимение



Вопрос

Кто? Что?

Какой? Чей?

Сколько?

Указывает


предмет

признак

количество

Заменяет


Сущ.

Прилагат.

числительное





б) Достигли ли поставленную перед собой цель? В корзинку бросить флажок: «Полезно, «Интересно, «Скучно, «Трудно».


в) Оценки за урок.

Д/З Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны местоимения в речи?»



Приложение 1

Карточка ученика

Карточка 1. Вставь пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Он б__жал у самой моей н__ги. Когда я ост_навливался он тоже ост_навливался*. Когда я шел быстрее он тоже бежал быстрее*. Он (не) отст__вал от меня ни на шаг но на телефо(н, нн)ую станцию (не) пошел..*. Я п__гладил его по рыж__ й спинке и он остался ждать меня у дв__рей*. Но когда через несколько минут я вышел, его уже (не) было. Очевидно, его кто-то пр_гнал... И мне, понима__шь, стало нехорошо, будто я пр_дал и (не) уберег см шного маленького друга!

Карточка 2.

1) Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой. (М.Ю.Лермонтов).

2)Услышал суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и - полетел за тридевять земель.

3) Помертвело чисто поле, нет уж дней тех светлых боле. (И.А. Крылов)

4) Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек. (В. Лебедев- Кумач).

5) Сторожка стояла на Боровом мху, на обширном болоте. Такие Болота в Рязанской области зовут мшарами. (К.Паустовский).

6) Мы выбрали место под крутояром, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня. ( К. Паустовский.)

Карточка 3

В комнате было два окна, выходивших во двор. Под окнами росла большая черемуха. Весной …зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако. Летом … дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было … интересное, потому что на черемухе в … время года бывали частыми гостями снегири. … хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но … и сейчас очень легко представляю … эту сказочную картину.

Карточка 4

(Н…)где отдохнуть, н…( у)кого спросить, вечером (н…)куда пойти, какой(нибудь) прохожий, (н…)где не видно, стул (н…)где поставить, я (н…)куда не выходил, (н…)когда не забуду, кто(то) чужой, рассказать (н…)что интересное, (н…)кого спросить, (н….)чему завидовать, когда(либо) встречу, (кое)кто знает, (н…)кто неизвестный.





Разряды местоимений-прилагательных



Разряды местоимений.

На какой вопрос отвечают?

Местоимения.

Личные

■ ■■■■ - ■ -

Кто? Что?

Я, ты, он, она, мы, вы, они.

Возвратное

Кого?

Себя

Вопросительные


Кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?, каков? (формируют вопросительные предложения.)

Относительные


Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков (связывают части сложного предложения.)

Неопределенные

Кто? Что? Чей? Какой? Сколько?

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо. Кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные

Кто? Что? Какой? Сколько?



Никто, ничто, ничей, никакой, некого, нечего.

Притяжательные

Чей?

Мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

Указательные

Какой? Сколько?

Тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные

Какой? Кто?

Весь, всякий, сам, каждый, самый, любой, иной, другой.


Тест

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто

2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное

3. Отметь ряд, в котором оба местоимения с частицами пишутся раздельно.

1) не верил (ни)(во)что, (ни)(перед)чем не останавливаться.

2) не ответил (ни)чего, (кое)кто из товарищей.

3) с (не)которых пор, кто(то)стучит в окно.

4) (не)чего делать, разговаривать (не)(о)чем.

4. Укажите неверное утверждение.

а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…

а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым

6. Укажите ряд, в котором есть только местоимение:

а) кто, потому что, где;

б) который, так как, когда;

в) себя, рыбачий, наш;

г) нас, вас, твой.

7. Укажите ряд, в котором только притяжательные местоимения:

а) мой, другой, кто-то

б) чей, свой, никто

в) себя, я, наш;

д) наш, свой, ваш

8. Укажите ряд, в котором только определительное местоимение:

а) некоторый, всякий, твой;

б) самый, мой, некто;

в) нечто, ваш, другой;

г) любой, иной, другой.

9. Укажите ряд, в котором только относительное местоимение:

а) нисколько, несколько, сколько;

б) какой, самый, другой;

в) кто, некто, никто;

г) который, что, где;

10. Укажите ряд, в котором только отрицательные местоимения:

а) некто, кто-либо, некого;

б) нечто, ничего; что-либо;

в) никакой, какой, такой;

г) никто, никакой, ничто


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Местоимение (обобщающий урок).

Автор: Черноусова Татьяна Михайловна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Местоимение  - обобщающий урок"
    ["seo_title"] => string(35) "miestoimieniieobobshchaiushchiiurok"
    ["file_id"] => string(6) "272737"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452057809"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Обобщающий урок по русскому языку в казахских классах "Разряды местоимений" "
    ["seo_title"] => string(87) "obobshchaiushchii-urok-po-russkomu-iazyku-v-kazakhskikh-klassakh-razriady-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "138791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417606856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тема: «Обобщающий урок по теме «Части речи и словосочетания»"
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-chasti-riechi-i-slovosochietaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448549757"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "урок русского языка по ФГОС Отрицательные местоимения презентация 6 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-po-fgos-otritsatiel-nyie-miestoimieniia-priezientatsiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425225489"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока на тему "Смотрится отлично""
    ["seo_title"] => string(42) "konspekt_uroka_na_temu_smotritsia_otlichno"
    ["file_id"] => string(6) "587248"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632316571"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства