I. Организационный момент. Мотивация на учебную деятельность. (2 мин.)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Прежде, чем начать урок
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
II. Актуализация знаний.(6 мин.)
Проверка домашнего задания путём заполнения таблицы. «По цепочке»
Таблица на доске
Формообразующие частицы
Смысловые (модальные) частицы
Отрицательные частицы
Ехалбы
Принеси-ка
Пусть царит
более точным.
Именно (уточн.)
Как (воскл.)
даже(усил.)
Разве (вопр.)
Вряд ли (сомн.)
Самовар-то(усилен.)
вот(указ.)
только (огранич.)
103. Подчеркните частицы, с укажите их значение. Морфологический разбор двух частиц (на выбор).
1. Ехал бы далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно (уточн.) в это время раздался звонок. 3. Как (воскл.) красива бабочка! 4. Отдельные вершины даже(усил.) летом сверкали белоснежными шапками. 5. Принеси-ка мне воды. 6. Разве (вопр.) можно обижать слабых?7. Пусть в каждом доме царит согласие. 8. Вряд ли (сомн.) следовало идти этой дорогой. 9. Самовар-то(усилен.) можно было оставить дома.10. Звёзды низко, вот(указ.) они, только (огранич.) руку протяни. 11. Ответ Тани был более точным.
III. Целеполагание. Определение темы и целей урока.(3 мин.)
- Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Отрицательные частицы)
- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о частицах, которые называются ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ.
Записать в тетрадях: дата, классная работа, тема.
- Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова И.А. Крылова: «Человек не получит от общества ни благодарности, ни славы, если его труд не приносит ни пользы, ни радости».
(Записать в тетрадь)
- Как вы понимаете это высказывание?
- Вставьте пропущенные буквы в высказывание, записанное на доске.
- Все именно так записали отрицательные частицы?
- Мы можем быть уверены в том, что мы правильно записали отрицательные частицы? Почему? (Не можем быть уверены, потому что мы не знаем условия написания частиц НЕ и НИ).
-Какая же главная цель стоит сегодня перед вами? (Научиться различать написания НЕ и НИ)
Итак, цель нашего урока: правила написания частиц НЕ и НИ;выяснить смысл, который передают частицы.
IV. Первичное усвоение новых знаний.(1 мин.)
- Итак, ребята, у нас недостаточно знаний, чтобы объяснить орфографию в этом предложении. Так что же нам делать? Где взять знания?
- Давайте попробуем устроить «мозговой штурм».
1)Анализ языкового материала (создание проблемной ситуации). (1 мин.)
Ветер не утихал.
В шкатулке лежали не драгоценности.
Снег в конце марта уже не белый.
Дождь не прекращался целую неделю.
За две недели не выпало ни капли дождя.
Ни метель, ни мороз не остановили путников.
У меня нет ни копейки.
Не бывает ни серых, ни белых пингвинов.
Начало решения проблемы (выдвижение гипотез). (2 мин.)
Коллективное решение проблемы, обобщение наблюдений. (1 мин.)
Проверка правильности решения проблемы, чтение правила по учебнику.(3 мин.)
Стр. 174 -175 (1-2)
V. Первичная проверка понимания. Построение алгоритма. (3 мин.)
Различение НЕ и НИ
НЕ
НИ
Ветер не утихал.
В шкатулке лежали не драгоценности.
Снег в конце марта уже не белый.
Дождь не прекращался целую неделю.
За две недели не выпало ни капли дождя.
Ни метель, ни мороз не остановили путников.
У меня нет ни копейки.
Не бывает ни серых, ни белых пингвинов.
1. Передает отрицание.
1. Усиливает отрицание, выраженное:
частице НЕ,
словами НЕТ, НЕЛЬЗЯ.
2.Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный.
2.Если опустить частицу, смысл не изменится, но предложение будет менее выразительным.
Работа с сарбонками, составление кластера. (Работа в группах).
(На отдельных столах лежат карточки (сарбонки) с основными терминами по теме урока. Надо из них сложить кластер, по которому ещё раз сформулировать правило. Кластер представляет один представитель от группы).
Оценка работы группы.
Итак, еще раз давайте сформулируем правило.
ВЫВОД: «не» - отрицательная частица, если ее опустить, смысл изменяется на противоположный;
«ни» - усиливающая частица, если ее опустить, смысл не изменится, предложение
будет менее выразительным.
VI. Первичное закрепление. (Упражнения на отработку навыков новых знаний). (15 мин.)
- Давайте рассмотрим примеры употребления частиц в газетной статье «Старость – совесть молодости». Текст перед вами.
Чтение текста «Старость – совесть молодости».
I. То, что сегодня в общественном транспорте не уступают место старшим, очевидно. Но, чтобы пенсионеров на ходу выталкивали из автобуса — это уже верх безнравственности.
Седовласый старичок, пытается войти в автобус. Его не пускают.
- Я инвалид Великой Отечественной, еду в больницу, — говорит дедушка.
- У меня нет льготных мест, — отвечает водитель, — так что платите или выходите!
Когда же старичок сказал, что не будет ни платить, ни выходить и все равно доедет, водитель просто выгнал его прямо на глазах у честного народа.
II. Люди, которые поспешили к нему, чтобы оказать первую помощь, будто прозрели после того, как пострадавший тихим спокойным голосом сказал: "Когда меня, сопливого пацана, забирали на фронт, я даже ни слова против не сказал. Пять лет бегал под пулями. На фронте оставил здоровье, потерял жену, один воспитал троих детей, которые, стали достойными людьми, разъехались по всей стране. Неужели я не заслужил, чтобы в старости на меня хотя бы не плевали?!"
III. Время сейчас сложное. Люди заняты собой.Им нет дела ни до ближнего, ни до стариков. А ведь ветеранов войны становится все меньше. Их можно на пальцах пересчитать. Они умирают. Причем, многие отходят в мир иной неспокойно, без мира в душе, всеми забытые. И, несмотря на это, они не требуютни почестей, ни наград. А свою старость коротают с одним лишь желанием — чтобы мы не спешили их хоронить.
Работа с текстом. (В парах)
- Докажите, что это текст?
- Определите тему текста.
- Определите основную мысль текста.
- Сформулируйте основную мысль текста, употребив отрицательные частицы.
- Выписать сочетания с отрицательными частицами, объяснить написание.
Проверка выполненного задания с объяснением. (3 человека)
I. Не уступают; не пускают; не будет ни платить, ни выходить.
II. Даже ни слова не сказал; не заслужил; не плевали.
III. Нет ни до ближнего, ни до стариков; не требуют ни почестей, ни наград; не спешили.
Оценка работы в парах. (Сравни себя с соседом).
Индивидуальная работа. (Графический диктант Е или И).
- Даётся 8 предложений с пропущенными буквами. Предложения не списывать, записать только букву, которую вы вставите на месте пропуска.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…)горы (н…)лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.
Самопроверка по эталону.
Самооценка работы.
- Вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её? Тогда давайте вернёмся к эпиграфу урока и объясним написание частиц в этом предложении.
VII. Информация о д/з; инструктаж по его выполнению. (3 мин.)
П.71, стр. 174-175
- Я предлагаю вам вспомнить сокровищницы народной мудрости и записать пословицы и поговорки, в которых есть частицы НЕ и НИ.
- Если задание окажется не под силу, выполните упр. 431.
- Скоро вся страна будет праздновать великий праздник – День Победы, поэтому предлагаю написать сочинение – миниатюру на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто», использую в нем отрицательные частицы НЕ и НИ.
VIII. Выставление итоговых оценок. Самооценка.(2 мин)
- А сейчас оцените себя сами в соответствии с критериями, которые вы видите на доске.
Давайте подведём итог нашего занятия. Закончите фразы:
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
мне захотелось…
- Спасибо за урок! Всего вам доброго. Успехов!
«Светофор»
- Отрицательных частиц много. (Нет)
- Частица НЕ формообразующая. (Нет)
- Частица НИ усиливает отрицание. (Да)
- Частица НЕ придаёт предложению отрицательный смысл. (Да)
- Если частицу НЕ убрать, предложение будет менее выразительным. (Нет)
103. Подчеркните частицы, с укажите их значение. Морфологический разбор двух частиц (на выбор).
1. Ехал бы далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно (уточн.) в это время раздался звонок. 3. Как (воскл.) красива бабочка! 4. Отдельные вершины даже(усил.) летом сверкали белоснежными шапками. 5. Принеси-ка мне воды. 6. Разве (вопр.) можно обижать слабых?7. Пусть в каждом доме царит согласие. 8. Вряд ли (сомн.) следовало идти этой дорогой. 9. Самовар-то(усилен.) можно было оставить дома.10. Звёзды низко, вот(указ.) они, только (огранич.) руку протяни. 11. Ответ Тани был более точным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
103. Подчеркните частицы, сверху укажите их значение.Две частицы разобрать морфологически.
1. Ехал(бы) далече, да болят плечи (поговорка). 2. Именно в это времяра..дался звонок. 3. Как красива бабочка(.!?) 4. О..дельные вершины даже летом св..ркали(бело)снежными шапками. 5. Принеси(ка) мне воды. 6. Разве можно обижать слабых(.!?) 7. Пусть в каждом доме царит с..гласие. 8. Вряд(ли)следовало идти этой д..рогой. 9. Самовар(то)можно было оставить дома.10. Звёзды ни..ко, вот они, только рукупрот..ни. 11. Ответ Тани был более точ(ь?)ным.
«5»
1) Полно излагает изученный материал, дает правильные определения терминов;
2) обнаруживает понимание материала, мо-жет обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и само-стоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литератур-ного языка.
«4»
дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
1) излагает материал неполно и допус-кает неточности в определении поня-тий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и дока-зательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследова-тельно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2»
1) обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала;
2) допускает ошибки в формули-ровке определений и правил, иска-жающие их смысл;
3) беспорядочно и неуверенно изла-гает материал.
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось…
мне захотелось…
РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ
СМЫСЛОВЫЕ
ГЛАГОЛ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ
НЕ
НИ
ОТРИЦАЕТ
УСИЛИВАЕТ ОТРИЦАНИЕ
ЕСЛИ УБРАТЬ, МЕНЯЕТСЯ СМЫСЛ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЕСЛИ УБРАТЬ, СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯНЕ МЕНЯЕТСЯ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
ЧАСТИЦЫ
«Старость – совесть молодости».
I.То, что сегодня в общественном транспорте не уступают место старшим, очевидно. Но, чтобы пенсионеров на ходу выталкивали из автобуса — это уже верх безнравственности.
Седовласый старичок, пытается войти в автобус. Его не пускают.
- Я инвалид Великой Отечественной, еду в больницу, — говорит дедушка.
- У меня нет льготных мест, — отвечает водитель, — так что платите или выходите!
Когда же старичок сказал, что не будет ни платить, ни выходить и все равно доедет, водитель просто выгнал его прямо на глазах у честного народа.
II.Люди, которые поспешили к нему, чтобы оказать первую помощь, просто прозрели после того, как пострадавший тихим спокойным голосом сказал: "Когда меня, сопливого пацана, забирали на фронт, я даже ни слова против не сказал. Пять лет бегал под пулями. На фронте оставил здоровье, потерял жену, один воспитал троих детей, которые, стали достойными людьми, разъехались по всей стране. Неужели я не заслужил, чтобы в старости на меня хотя бы не плевали?!"
III.Время сейчас сложное. Люди заняты собой. Им нет дела ни до ближнего, ни до стариков. А ведь ветеранов войны становится все меньше. Их можно на пальцах пересчитать. Они умирают. Причем, многие отходят в мир иной неспокойно, без мира в душе, всеми забытые. И, несмотря на это, они не требуютни почестей, ни наград. А свою старость коротают с одним лишь желанием — чтобы мы не спешили их хоронить.
«Старость – совесть молодости».
I.То, что сегодня в общественном транспорте не уступают место старшим, очевидно. Но, чтобы пенсионеров на ходу выталкивали из автобуса — это уже верх безнравственности.
Седовласый старичок, пытается войти в автобус. Его не пускают.
- Я инвалид Великой Отечественной, еду в больницу, — говорит дедушка.
- У меня нет льготных мест, — отвечает водитель, — так что платите или выходите!
Когда же старичок сказал, что не будет ни платить, ни выходить и все равно доедет, водитель просто выгнал его прямо на глазах у честного народа.
II.Люди, которые поспешили к нему, чтобы оказать первую помощь, просто прозрели после того, как пострадавший тихим спокойным голосом сказал: "Когда меня, сопливого пацана, забирали на фронт, я даже ни слова против не сказал. Пять лет бегал под пулями. На фронте оставил здоровье, потерял жену, один воспитал троих детей, которые, стали достойными людьми, разъехались по всей стране. Неужели я не заслужил, чтобы в старости на меня хотя бы не плевали?!"
III.Время сейчас сложное. Люди заняты собой. Им нет дела ни до ближнего, ни до стариков. А ведь ветеранов войны становится все меньше. Их можно на пальцах пересчитать. Они умирают. Причем, многие отходят в мир иной неспокойно, без мира в душе, всеми забытые. И, несмотря на это, они не требуютни почестей, ни наград. А свою старость коротают с одним лишь желанием — чтобы мы не спешили их хоронить.
«Старость – совесть молодости».
I.То, что сегодня в общественном транспорте не уступают место старшим, очевидно. Но, чтобы пенсионеров на ходу выталкивали из автобуса — это уже верх безнравственности.
Седовласый старичок, пытается войти в автобус. Его не пускают.
- Я инвалид Великой Отечественной, еду в больницу, — говорит дедушка.
- У меня нет льготных мест, — отвечает водитель, — так что платите или выходите!
Когда же старичок сказал, что не будет ни платить, ни выходить и все равно доедет, водитель просто выгнал его прямо на глазах у честного народа.
II.Люди, которые поспешили к нему, чтобы оказать первую помощь, просто прозрели после того, как пострадавший тихим спокойным голосом сказал: "Когда меня, сопливого пацана, забирали на фронт, я даже ни слова против не сказал. Пять лет бегал под пулями. На фронте оставил здоровье, потерял жену, один воспитал троих детей, которые, стали достойными людьми, разъехались по всей стране. Неужели я не заслужил, чтобы в старости на меня хотя бы не плевали?!"
III.Время сейчас сложное. Люди заняты собой. Им нет дела ни до ближнего, ни до стариков. А ведь ветеранов войны становится все меньше. Их можно на пальцах пересчитать. Они умирают. Причем, многие отходят в мир иной неспокойно, без мира в душе, всеми забытые. И, несмотря на это, они не требуютни почестей, ни наград. А свою старость коротают с одним лишь желанием — чтобы мы не спешили их хоронить.
Индивидуальная работа. Графический диктантЕ или И.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…) горы (н…) лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.
Индивидуальная работа. Графический диктантЕ или И.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…) горы (н…) лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.
Индивидуальная работа. Графический диктантЕ или И.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…) горы (н…) лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.
Индивидуальная работа. Графический диктантЕ или И.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…) горы (н…) лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.
Индивидуальная работа. Графический диктантЕ или И.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…) горы (н…) лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.
Индивидуальная работа. Графический диктантЕ или И.
1) Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие.
2)Я (н…) слышал раскатов грома.
3) На берегу озера нет (н…) деревца.
4)Во всей деревне (н…) видно (н…) огонька.
5) Ученик (н…) написал сочинение и поэтому (н…) принёс тетрадь.
6) Ей (н…) нравились (н…) горы (н…) лес.
7) Многие животные (н…) любят громкие звуки.
8) Из прочитанного письма Петька (н…) помнил (н…) строчки.