На уроке используется учебник «Русский язык М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.».
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с правописанием имен прилагательных, мы поговорим о правописании суффиксов этой части речи.
Актуализация знаний, побуждение интереса к учению
1. Работа с текстом. Прочитайте название текста. (СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА) Определите по названию тему текста. О чем пойдёт речь в тексте?
Подсказки.
Снег падает, мелькает, вьётся, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
С.Есенин
Ты посмотри – какая красота! Вечерний снег мелькает еле-еле. Поляна лунным светом залита Вокруг немой заиндевелой ели.
С.Смирнов
2. Рассуждения учащихся.
3. Выразительно прочитайте текст. (Карточки с текстом у каждого ученика).
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По…..)
4. Подтвердились ваши гипотезы? (Если учащиеся не знают слово «гипотеза», провести разъяснительную работу). О чём текст? Какова основная мысль текста? Какие художественные средства вы увидели?
Объяснение нового материала
Выпишите в два столбика прилагательные, соответствующие данным схемам.
От каких слов образованы эти слова (от существительных). Какие суффиксы вы выделили? Что обозначают суффиксы в существительных? Что объединяет слова первой и второй групп? (учащихся смущает слово стеклянный).
Прочитайте стихотворение (у каждого ученика на парте)
Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно. А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно. Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи. Для прилагательных давно записано в учёных книжках: Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек. Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей – Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится. А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный. Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный, В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Добавьте слова на это правило в таблицу
(румяный, оловянный, деревянный, туманный). Сформулируйте тему нашего урока, чему должны научиться?
Познакомьтесь с правилом в учебнике (Русский язык. 6 класс.М., Просвещение, 2004).
Какая информация не встретилась в стихотворении? Прочитайте ещё одно стихотворение.
Вам скажет каждый джентльмен: Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-, И только ветреный с одною. Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- - С двумя -НН- получишь слово! А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья. Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!
Запишите в таблицу ещё одно слово.(ветреный).
Закрепление изученного материала
Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.
Основа существительных + -ан-, -ян-
Примеры
Исключения:
Основа существительных + -онн-, -енн-
Примеры
Исключение:
2. Основа существительных + -ин-
Примеры
2. Основа существительных на -н-+ -н-
Примеры
1.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчи…ую шкуру Осли…ые губы и ноздри вола. Б.Пастернак
2.И стоит берёза в со…ой тишине, И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин
3.Ты любишь ледя…ой январь, Безветрье, стужу зверскую. А я – лютующий февраль, Метель, позёмку дерзкую. С.Кирсанов
4.Свет луны, таинств…ый и дли…ый. Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл…ых Не разлюбит отчие поля.
5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь! – Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю, Я ведь давно эту белую книгу читаю, Этот с картинками вьюги стари….ый букварь.
6. Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг? С.Есенин
2. В каком стихотворении нет прилагательных на изученное правило? (текст № 6) Образуйте от двух существительных из этого стихотворения прилагательные с суффиксом -ин-.(петушиный, лебединый)
Проверка знаний
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:
Величество (природа)
Дерево (зодчество)
Простота и торжественность (интерьер)
Искренность (восхищение)
Восторженность (туристы)
Былина (размах)
V.Подведение итогов урока.
Фронтальная беседа с обучающимися
Рефлексия
Что удалось и не удалось на уроке?
Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?
VI. Оценивание,
выставление оценок
Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.
VII.Домашнее задание.
Цель: сообщение и разъяснение обучающимся домашнего задания. (новый теоретический материал, выписать из художественной литературы 9-10 предложений с изучаемой орфограммой, графически выделив ее)
1.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчи…ую шкуру Осли…ые губы и ноздри вола. Б.Пастернак
2.И стоит берёза в со…ой тишине, И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин
3.Ты любишь ледя…ой январь, Безветрье, стужу зверскую. А я – лютующий февраль, Метель, позёмку дерзкую. С.Кирсанов
4.Свет луны, таинств…ый и дли…ый. Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл…ых Не разлюбит отчие поля.
1.Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчи…ую шкуру Осли…ые губы и ноздри вола. Б.Пастернак
2.И стоит берёза в со…ой тишине, И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин
3.Ты любишь ледя…ой январь, Безветрье, стужу зверскую. А я – лютующий февраль, Метель, позёмку дерзкую. С.Кирсанов
4.Свет луны, таинств…ый и дли…ый. Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл…ых Не разлюбит отчие поля.
5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь! – Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю, Я ведь давно эту белую книгу читаю, Этот с картинками вьюги стари…ый букварь.
6. Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг? С.Есенин
5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь! – Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю, Я ведь давно эту белую книгу читаю, Этот с картинками вьюги стари…ый букварь.
6. Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг? С.Есенин