kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие грамотного письма на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие грамотного письма на уроках русского языка

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чу С.В. 

Я работаю учителем в сельской школе 18 лет. Срок немалый, и за эти годы я убедилась в том, что уровень грамотности наших детей катастрофически падает.

Слушая и читая отчёты (с высоким процентом успешности) о проведённых экспериментах по введению ЕНТ, об аттестациях школ в некоторых регионах мысленно задаю себе вопрос: “Неужели только в нашей школе дела обстоят так, мягко говоря, “не очень”… И сразу же появляется другой: “Делаю что-то не так я или причина в чём-то другом…”

Анализирую ситуацию постоянно. Не буду освещать здесь свои выводы, но попытаюсь представить вам те способы и приёмы, благодаря которым моя работа на уроках русского языка заметна.

Главнейшая, на мой взгляд, цель учителя русского языка нашего времени – развить речь и грамотность учащихся. Что делать, чтобы цель достигалась? Может быть, я не оригинальна и даже не права, но кое-какие результаты всё-таки есть, и я уверена, что выбрала правильный путь.

Когда мои уроки в расписании стоят первыми, я обращаю внимание детей на то, какой сегодня восход, какие узоры появились за ночь на окне и какой эффект даёт солнышко (сейчас ребята сами обращают моё внимание на это фантастической красоты зрелище). В эти минуты ребятишки высказываются наперебой, у них возникают такие сравнения (чего не всегда добьёшься на традиционном уроке развития речи)!!! Приведу в пример несколько: небо похоже на слоёный пирог, облака как паруса, солнце похоже на только что испечённый оладушек. В такой день можно предложить детям написать сочинение-миниатюру “Художник мороз”, “Картинная галерея деда Мороза” и другие… Если на школьном стадионе проходит урок физкультуры и головы детей, как бы я ни старалась увлечь их суффиксами или спряжениями, повёрнуты в сторону окна, я разрешаю им 2-3 минутки посмотреть, чем занимаются их друзья. Мы все вместе обсуждаем бег лыжников и прыжки в длину, а потом возвращаемся к теме урока. Удовлетворив желание детей, я “убиваю двух зайцев”: своеобразная физминутка и развитие речи. Такие моменты словотворчества возникают довольно-таки часто, сами собой, поэтому они идут от души в тот момент, когда она крылата. А это, я считаю, очень ценно. Ведь только ежедневные упражнения “по собственному хотению” дают максимальный результат.

Все написанные сочинения я храню в красиво оформленных конвертах, папках, коробках, которые долгое время находятся на виду у всех. Самые яркие работы дети собственноручно переписывают в толстенную книгу “Золотые страницы нашего творчества”. Я всегда искренне радуюсь, когда на переменах учащиеся заняты чтением чужих работ, причём делают это без принуждения. Это ведь тоже развитие речи – обогатить себя интересным речевым оборотом, метафорой, сравнением.

Современные дети очень любят разгадывать сканворды, кроссворды с картинками и т.д. К моему маленькому учительскому счастью, такой продукции выпускается очень много. Дети приносят в школу разгаданные журналы, я очень тщательно просматриваю все иллюстрации, вырезаю картинки, группирую их по темам, наклеиваю на листы бумаги и пишу задание. Приведу пример: наклеены картинки с изображением циркуля, цилиндра, рации, цыплёнка, цыгана, черепахи (нужно указать стрелочкой на панцирь, чтобы детям было понятно), циферблата и т.д. Задания могут варьироваться: 1) запишите словами, распределяя в 2 столбика: в первый – с буквой И после Ц, во второй – с Ы; 2) запишите словами, подчеркните орфограмму “Буквы И-Ы после Ц” и т.д. Такие карточки отлично работают при изучении темы “Имя существительное”, но и по другим темам тоже можно придумать что-нибудь интересное. Например, наклеены картинки с изображением лисы, бабушки, зимы, села и т.д. Задание: запишите словами, образуйте от них прилагательные и определите их разряд (распределите по столбикам и т.д.).

Готовые детские кроссворды тоже здорово помогают в работе. Около моего кабинета имеется постоянно обновляющийся уголок. Здесь я вывешиваю найденные в журналах интересные кроссворды, филворды, и прочие “…ворды”, которые дети на переменах разгадывают то коллективно, то в одиночку. Если у них что-то не получается, спрашивают меня (иногда я и сама принимаю участие в коллективных разгадываниях). Здесь главное – постоянно менять задания. Если в первое время кроссвордами интересовались только “ботаники”, то сейчас здесь можно увидеть любого. Такой вид работы с детьми позволяет и развивать речь, и вырабатывать грамотность

В последнее время в нашем районе активно развернулось конкурсное движение. Победа одного ребёнка повлекла за собой желание многих участвовать в конкурсах. Ребятня пытается писать стихотворения на заданные темы, рифмы; детские работы публикуются в школьной газете “Созвездие”, что тоже является стимулом к творчеству…

Так сложилось, что грамотную, правильную речь сельские ребятишки могут услышать только в школе. С пелёнок впечатываются в сознание такие словоформы, как “взади”, “сёдня”, “чё”, “ихний”, “еслив”, “покласть”, и другие. Не ленюсь исправлять такие “шедевры” даже на переменах, в разговорах с детьми во внеурочное время. Не сразу, но многие словечки исчезают, преображаются в нормативные.

С повышением уровня грамотности всё не так, как хотелось бы, но тоже определённые положительные сдвиги есть. Твёрдо убеждена в том, что тесты – это тесты, а диктанты – дело святое. Провожу их очень часто. Виды диктантов: словарные, программированные, “немые” (тоже включается развитие речи) - выбираю в зависимости от темы.

Очень нравятся моим детям “немые” диктанты: в класс “приходит посылка” (это может быть просто подборка картинок), в которой лежат разные предметы (гвоздик, карандашик, шарик, платочек, кубик и т.д.). Я вынимаю предметы из коробки, а дети записывают то, что видят, распределяя слова по столбикам: в первый пишут существительные с суффиксом –ЕК-, а во второй – с суффиксом –ИК-. Варианты задания могут быть разными: образовать прилагательные с суффиксами –АН- (-ЯН-), -ОНН-, -ЕНН- (в коробке лежат игрушечный лев, утёнок, песок в пакетике, камень и т.д.).

Если нужно сэкономить урочное время (быстро проверяется), хорош программированный диктант. На листочках штампом заранее нанесена таблица:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель диктует слова, называя их порядковый номер, а дети ставят только точки или крестики на пересечении номера слова и нужного варианта ответа. Например: 1) каменный, 2) утиный, 3) осенний, 4) лунный, 5) станционный, 6) комариный и т.д. Выполнив работу, дети соединяют точки ломаной линией.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Н

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НН

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время проверки учитель сравнивает линии ребят со своим вариантом. Интересно, быстро, удобно.

В этом учебном году решила пойти по пути эксперимента. Контрольные диктанты провожу по “открытым” текстам. В первый день изучения новой темы в классном уголке помещаю лист с шестью текстами контрольных диктантов. Главное условие – ни одной неизученной орфограммы или пунктограммы. Например:

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие грамотного письма на уроках русского языка »

Развитие грамотного письма на уроках русского языка Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чу С.В. Я работаю учителем в сельской школе 18 лет. Срок немалый, и за эти годы я убедилась в том, что уровень грамотности наших детей катастрофически падает.

Слушая и читая отчёты (с высоким процентом успешности) о проведённых экспериментах по введению ЕНТ, об аттестациях школ в некоторых регионах мысленно задаю себе вопрос: “Неужели только в нашей школе дела обстоят так, мягко говоря, “не очень”… И сразу же появляется другой: “Делаю что-то не так я или причина в чём-то другом…”

Анализирую ситуацию постоянно. Не буду освещать здесь свои выводы, но попытаюсь представить вам те способы и приёмы, благодаря которым моя работа на уроках русского языка заметна.

Главнейшая, на мой взгляд, цель учителя русского языка нашего времени – развить речь и грамотность учащихся. Что делать, чтобы цель достигалась? Может быть, я не оригинальна и даже не права, но кое-какие результаты всё-таки есть, и я уверена, что выбрала правильный путь.

Когда мои уроки в расписании стоят первыми, я обращаю внимание детей на то, какой сегодня восход, какие узоры появились за ночь на окне и какой эффект даёт солнышко (сейчас ребята сами обращают моё внимание на это фантастической красоты зрелище). В эти минуты ребятишки высказываются наперебой, у них возникают такие сравнения (чего не всегда добьёшься на традиционном уроке развития речи)!!! Приведу в пример несколько: небо похоже на слоёный пирог, облака как паруса, солнце похоже на только что испечённый оладушек. В такой день можно предложить детям написать сочинение-миниатюру “Художник мороз”, “Картинная галерея деда Мороза” и другие… Если на школьном стадионе проходит урок физкультуры и головы детей, как бы я ни старалась увлечь их суффиксами или спряжениями, повёрнуты в сторону окна, я разрешаю им 2-3 минутки посмотреть, чем занимаются их друзья. Мы все вместе обсуждаем бег лыжников и прыжки в длину, а потом возвращаемся к теме урока. Удовлетворив желание детей, я “убиваю двух зайцев”: своеобразная физминутка и развитие речи. Такие моменты словотворчества возникают довольно-таки часто, сами собой, поэтому они идут от души в тот момент, когда она крылата. А это, я считаю, очень ценно. Ведь только ежедневные упражнения “по собственному хотению” дают максимальный результат.

Все написанные сочинения я храню в красиво оформленных конвертах, папках, коробках, которые долгое время находятся на виду у всех. Самые яркие работы дети собственноручно переписывают в толстенную книгу “Золотые страницы нашего творчества”. Я всегда искренне радуюсь, когда на переменах учащиеся заняты чтением чужих работ, причём делают это без принуждения. Это ведь тоже развитие речи – обогатить себя интересным речевым оборотом, метафорой, сравнением.

Современные дети очень любят разгадывать сканворды, кроссворды с картинками и т.д. К моему маленькому учительскому счастью, такой продукции выпускается очень много. Дети приносят в школу разгаданные журналы, я очень тщательно просматриваю все иллюстрации, вырезаю картинки, группирую их по темам, наклеиваю на листы бумаги и пишу задание. Приведу пример: наклеены картинки с изображением циркуля, цилиндра, рации, цыплёнка, цыгана, черепахи (нужно указать стрелочкой на панцирь, чтобы детям было понятно), циферблата и т.д. Задания могут варьироваться: 1) запишите словами, распределяя в 2 столбика: в первый – с буквой И после Ц, во второй – с Ы; 2) запишите словами, подчеркните орфограмму “Буквы И-Ы после Ц” и т.д. Такие карточки отлично работают при изучении темы “Имя существительное”, но и по другим темам тоже можно придумать что-нибудь интересное. Например, наклеены картинки с изображением лисы, бабушки, зимы, села и т.д. Задание: запишите словами, образуйте от них прилагательные и определите их разряд (распределите по столбикам и т.д.).

Готовые детские кроссворды тоже здорово помогают в работе. Около моего кабинета имеется постоянно обновляющийся уголок. Здесь я вывешиваю найденные в журналах интересные кроссворды, филворды, и прочие “…ворды”, которые дети на переменах разгадывают то коллективно, то в одиночку. Если у них что-то не получается, спрашивают меня (иногда я и сама принимаю участие в коллективных разгадываниях). Здесь главное – постоянно менять задания. Если в первое время кроссвордами интересовались только “ботаники”, то сейчас здесь можно увидеть любого. Такой вид работы с детьми позволяет и развивать речь, и вырабатывать грамотность

В последнее время в нашем районе активно развернулось конкурсное движение. Победа одного ребёнка повлекла за собой желание многих участвовать в конкурсах. Ребятня пытается писать стихотворения на заданные темы, рифмы; детские работы публикуются в школьной газете “Созвездие”, что тоже является стимулом к творчеству…

Так сложилось, что грамотную, правильную речь сельские ребятишки могут услышать только в школе. С пелёнок впечатываются в сознание такие словоформы, как “взади”, “сёдня”, “чё”, “ихний”, “еслив”, “покласть”, и другие. Не ленюсь исправлять такие “шедевры” даже на переменах, в разговорах с детьми во внеурочное время. Не сразу, но многие словечки исчезают, преображаются в нормативные.

С повышением уровня грамотности всё не так, как хотелось бы, но тоже определённые положительные сдвиги есть. Твёрдо убеждена в том, что тесты – это тесты, а диктанты – дело святое. Провожу их очень часто. Виды диктантов: словарные, программированные, “немые” (тоже включается развитие речи) - выбираю в зависимости от темы.

Очень нравятся моим детям “немые” диктанты: в класс “приходит посылка” (это может быть просто подборка картинок), в которой лежат разные предметы (гвоздик, карандашик, шарик, платочек, кубик и т.д.). Я вынимаю предметы из коробки, а дети записывают то, что видят, распределяя слова по столбикам: в первый пишут существительные с суффиксом –ЕК-, а во второй – с суффиксом –ИК-. Варианты задания могут быть разными: образовать прилагательные с суффиксами –АН- (-ЯН-), -ОНН-, -ЕНН- (в коробке лежат игрушечный лев, утёнок, песок в пакетике, камень и т.д.).

Если нужно сэкономить урочное время (быстро проверяется), хорош программированный диктант. На листочках штампом заранее нанесена таблица:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель диктует слова, называя их порядковый номер, а дети ставят только точки или крестики на пересечении номера слова и нужного варианта ответа. Например: 1) каменный, 2) утиный, 3) осенний, 4) лунный, 5) станционный, 6) комариный и т.д. Выполнив работу, дети соединяют точки ломаной линией.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Н

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НН

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во время проверки учитель сравнивает линии ребят со своим вариантом. Интересно, быстро, удобно.

В этом учебном году решила пойти по пути эксперимента. Контрольные диктанты провожу по “открытым” текстам. В первый день изучения новой темы в классном уголке помещаю лист с шестью текстами контрольных диктантов. Главное условие – ни одной неизученной орфограммы или пунктограммы. Например:



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие грамотного письма на уроках русского языка

Автор: ЧУ Светлана Владимировна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад:Пути  формирования функциональной грамотности учащихся по русскому языку."
    ["seo_title"] => string(79) "dokladputiformirovaniiafunktsionalnoighramotnostiuchashchikhsiaporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "275316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452538406"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Формирование орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "168130"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423193767"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства