Развитие грамотного письма на уроках русского языка
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чу С.В.
Я работаю учителем в сельской школе 18 лет. Срок немалый, и за эти годы я убедилась в том, что уровень грамотности наших детей катастрофически падает.
Слушая и читая отчёты (с высоким процентом успешности) о проведённых экспериментах по введению ЕНТ, об аттестациях школ в некоторых регионах мысленно задаю себе вопрос: “Неужели только в нашей школе дела обстоят так, мягко говоря, “не очень”… И сразу же появляется другой: “Делаю что-то не так я или причина в чём-то другом…”
Анализирую ситуацию постоянно. Не буду освещать здесь свои выводы, но попытаюсь представить вам те способы и приёмы, благодаря которым моя работа на уроках русского языка заметна.
Главнейшая, на мой взгляд, цель учителя русского языка нашего времени – развить речь и грамотность учащихся. Что делать, чтобы цель достигалась? Может быть, я не оригинальна и даже не права, но кое-какие результаты всё-таки есть, и я уверена, что выбрала правильный путь.
Когда мои уроки в расписании стоят первыми, я обращаю внимание детей на то, какой сегодня восход, какие узоры появились за ночь на окне и какой эффект даёт солнышко (сейчас ребята сами обращают моё внимание на это фантастической красоты зрелище). В эти минуты ребятишки высказываются наперебой, у них возникают такие сравнения (чего не всегда добьёшься на традиционном уроке развития речи)!!! Приведу в пример несколько: небо похоже на слоёный пирог, облака как паруса, солнце похоже на только что испечённый оладушек. В такой день можно предложить детям написать сочинение-миниатюру “Художник мороз”, “Картинная галерея деда Мороза” и другие… Если на школьном стадионе проходит урок физкультуры и головы детей, как бы я ни старалась увлечь их суффиксами или спряжениями, повёрнуты в сторону окна, я разрешаю им 2-3 минутки посмотреть, чем занимаются их друзья. Мы все вместе обсуждаем бег лыжников и прыжки в длину, а потом возвращаемся к теме урока. Удовлетворив желание детей, я “убиваю двух зайцев”: своеобразная физминутка и развитие речи. Такие моменты словотворчества возникают довольно-таки часто, сами собой, поэтому они идут от души в тот момент, когда она крылата. А это, я считаю, очень ценно. Ведь только ежедневные упражнения “по собственному хотению” дают максимальный результат.
Все написанные сочинения я храню в красиво оформленных конвертах, папках, коробках, которые долгое время находятся на виду у всех. Самые яркие работы дети собственноручно переписывают в толстенную книгу “Золотые страницы нашего творчества”. Я всегда искренне радуюсь, когда на переменах учащиеся заняты чтением чужих работ, причём делают это без принуждения. Это ведь тоже развитие речи – обогатить себя интересным речевым оборотом, метафорой, сравнением.
Современные дети очень любят разгадывать сканворды, кроссворды с картинками и т.д. К моему маленькому учительскому счастью, такой продукции выпускается очень много. Дети приносят в школу разгаданные журналы, я очень тщательно просматриваю все иллюстрации, вырезаю картинки, группирую их по темам, наклеиваю на листы бумаги и пишу задание. Приведу пример: наклеены картинки с изображением циркуля, цилиндра, рации, цыплёнка, цыгана, черепахи (нужно указать стрелочкой на панцирь, чтобы детям было понятно), циферблата и т.д. Задания могут варьироваться: 1) запишите словами, распределяя в 2 столбика: в первый – с буквой И после Ц, во второй – с Ы; 2) запишите словами, подчеркните орфограмму “Буквы И-Ы после Ц” и т.д. Такие карточки отлично работают при изучении темы “Имя существительное”, но и по другим темам тоже можно придумать что-нибудь интересное. Например, наклеены картинки с изображением лисы, бабушки, зимы, села и т.д. Задание: запишите словами, образуйте от них прилагательные и определите их разряд (распределите по столбикам и т.д.).
Готовые детские кроссворды тоже здорово помогают в работе. Около моего кабинета имеется постоянно обновляющийся уголок. Здесь я вывешиваю найденные в журналах интересные кроссворды, филворды, и прочие “…ворды”, которые дети на переменах разгадывают то коллективно, то в одиночку. Если у них что-то не получается, спрашивают меня (иногда я и сама принимаю участие в коллективных разгадываниях). Здесь главное – постоянно менять задания. Если в первое время кроссвордами интересовались только “ботаники”, то сейчас здесь можно увидеть любого. Такой вид работы с детьми позволяет и развивать речь, и вырабатывать грамотность
В последнее время в нашем районе активно развернулось конкурсное движение. Победа одного ребёнка повлекла за собой желание многих участвовать в конкурсах. Ребятня пытается писать стихотворения на заданные темы, рифмы; детские работы публикуются в школьной газете “Созвездие”, что тоже является стимулом к творчеству…
Так сложилось, что грамотную, правильную речь сельские ребятишки могут услышать только в школе. С пелёнок впечатываются в сознание такие словоформы, как “взади”, “сёдня”, “чё”, “ихний”, “еслив”, “покласть”, и другие. Не ленюсь исправлять такие “шедевры” даже на переменах, в разговорах с детьми во внеурочное время. Не сразу, но многие словечки исчезают, преображаются в нормативные.
С повышением уровня грамотности всё не так, как хотелось бы, но тоже определённые положительные сдвиги есть. Твёрдо убеждена в том, что тесты – это тесты, а диктанты – дело святое. Провожу их очень часто. Виды диктантов: словарные, программированные, “немые” (тоже включается развитие речи) - выбираю в зависимости от темы.
Очень нравятся моим детям “немые” диктанты: в класс “приходит посылка” (это может быть просто подборка картинок), в которой лежат разные предметы (гвоздик, карандашик, шарик, платочек, кубик и т.д.). Я вынимаю предметы из коробки, а дети записывают то, что видят, распределяя слова по столбикам: в первый пишут существительные с суффиксом –ЕК-, а во второй – с суффиксом –ИК-. Варианты задания могут быть разными: образовать прилагательные с суффиксами –АН- (-ЯН-), -ОНН-, -ЕНН- (в коробке лежат игрушечный лев, утёнок, песок в пакетике, камень и т.д.).
Если нужно сэкономить урочное время (быстро проверяется), хорош программированный диктант. На листочках штампом заранее нанесена таблица:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Н
НН
Учитель диктует слова, называя их порядковый номер, а дети ставят только точки или крестики на пересечении номера слова и нужного варианта ответа. Например: 1) каменный, 2) утиный, 3) осенний, 4) лунный, 5) станционный, 6) комариный и т.д. Выполнив работу, дети соединяют точки ломаной линией.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Н
+
+
НН
+
+
+
+
Во время проверки учитель сравнивает линии ребят со своим вариантом. Интересно, быстро, удобно.
В этом учебном году решила пойти по пути эксперимента. Контрольные диктанты провожу по “открытым” текстам. В первый день изучения новой темы в классном уголке помещаю лист с шестью текстами контрольных диктантов. Главное условие – ни одной неизученной орфограммы или пунктограммы. Например: