Урок рассчитан и разработан для учащихся 6 класса. На этом уроке дети учатся знакомиться с глаголом, различать глагол от других частей речи, применять свои теоретические знания на практике, выполняя ряз заданий, упражнений. Применены интерактивные, креативные методы обучения, применены ИКТ. В конце урока дети подводят урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Глагол"»
Открытый урок – исследование «Глагол-сказуемое». 16.01.15 г.
Цели урока:
отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;
развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оргмомент.
Приветствие. Психологический настрой.
В тетрадях число, классная работа. (Оставить место для темы урока).
-Что такое подлежащие? -Чем оно чаще всего может быть выражено? -Работа с таблицей(у доски и в тетрадях).
Опрос д/з:
Способы выражения подлежащего:
Часть речи
Примеры
1.Имя существительное 2.Местоимение.
(записать примеры, подчеркнуть подлежащее, указать, чем оно выражено) – Помнить И.п. существительного и местоимения.
-Чем ещё может быть выражено подлежащее? ( словосочетанием, числительным + существительным) Привести пример.
III.Устная синтаксическая пятиминутка (На доске записаны предложения. Найти грамматическую основу).Помните!!!
Эпиграф:
Учись, смекалистым, активным будь.
И к знаниям откроешь путь.
-Итак, из каких членов предложения состоит грамматическая основа? (подлежащее и сказуемое). -Чем может выть выражено подлежащее, мы повторили. Теперь поработаем со сказуемым.!
Способы выражения сказуемого
Сказуемое может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кратким и полным прилагательным. Оно отвечает на вопросы : что делать? что сделать? что такое предмет? кто такой предмет? каков? какой предмет?
2.Как вы думаете? Что главнее, подлежащее или сказуемое в предложении? (послушайте детей).
Письмо другу - обмен информ ацией.
напишите, все, что знаете о существительном.
Сказуемое –это ...
Отвечает на вопрос...
Выражается ....
? Какой Главный член предложения более главней: подлежащее или сказуемое?
И сияет, и блестит, никому оно не льстит, а любому правду скажет, все как есть ему покажет.
Зеркало
4
Ползет, ползет, иголки везет.
Ёж
5
Возле печки греется, без водички моется.
Кошка
-В какой части загадки находится подлежащее? (в отгадке). -Какова его роль? (Оно только называет предмет речи) -Что дает главную информацию о предмете речи, как он действует. (сказуемое).
Вот видите, сколько может рассказать сказуемое о подлежащем ВЫВОД: Значит, сказуемое более важный главный член предложения.
.
-О каком члене предложения мы сегодня говорили? ( о сказуемом) -Что мы узнали о нем? Оно может быть выражено глаголом, существительным в И.п., кр.прилагательным и полным прилагательным
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И СКАЗУЕМОГО.
Учебник, учение, учиться.
Радость, радоваться, веселье.
Дружить, друг, дружба.
Помощь, поддержка, помогать.
- Перед вами на листочках-распечатках дана таблица, которую нам необходимо заполнить.
Член предложения
На какой вопрос отвечает
Какой частью речи выражается
Пример предложения
- Итак, что мы можем сказать о главных членах, опираясь на эту таблицу?
Откройте учебники, найдите определение главным членам предложения. Что нового о них вы узнали? Дополним таблицу.
- Скажите, а для чего нам нужно было заполнять таблицу, знать, на какие вопросы отвечают главные члены, какой частью речи являются?
(Правильно, чтобы уметь находить их в предложении. Таким образом, алгоритм нахождения главных членов предложения таков:
1. Выяснить, о чём говорится в предложении. 2. Задать вопрос к подлежащему. 3. Задать вопрос к сказуемому.
Слайд № 15.
Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
Слайд № 16
Слайд №17
Слайд №18
Слайд №19
Слайд № 20
Слайд №21
Вопросы:
Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.
На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?
Какими частями речи выражены главные члены предложения?
Для чего служат главные члены предложения?
Определите главные члены предложения. В зимнем лесу хлопочут с утра до вечера белки.
Вывод.
- Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным?
Слайд № 22
Домашнее задание: упр. , стр.;
Методы и приемы В каком падеже стоит существительное, выражающее подлежащее? (И.п., т.е. это действующий предмет). 1.Старый мостик смысли потоки дождя. 2.Сказки Пушкина читают все. 3.Город украшает бульвар. 4.Игрушечный танк мне подарил брат.
использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку.
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
Цели:
Обучающие цели:
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Формировать умения применять полученные знания на практике.
Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
Воспитывать умение работать в группах.
Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.
Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.
Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки
2. Вводная часть
- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”
(смотри слайд №3)
Ответ:
Л
И
Н
Г
В
И
С
Т
И
К
А
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
3. Основная часть
- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
Далеко мой стук слышится вокруг, Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)
Ответ:вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
- Назовите способ образования слов.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
2 команда
Начало слова – лес, конец – стихотворение, А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
3 команда
Начало – голос птицы, конец на дне пруда, А целое в музее найдете без труда. (Картина)
4 команда
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение”(смотри слайды №11, №12, №13, №14)
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
- Игра “Третий лишний”.Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)
1 команда
1.Пр…бежать домой
2.Пр…жадный мальчик
3.Пр…крутил шуруп
3 команда
1.Пр…шел в школу
2.Пр…длинная веревка
3.Пр…клеил марку
2 команда
1.Пр…летел в гнездо
2.Пр…добрая девочка
3.Пр…вязал бант
4 команда
1.Пр…плыл к берегу
2.Пр…мудрый пескарь
3.Пр…шил пуговицу
Ответ:лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)
Кроссворд.
Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
Как называется изменение имен существительных?
Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС
-Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы
возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения
Пушкин очень любил осень
возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое являетсяобращением.
Ответ:Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ
- Игра “Шифровальщик”(смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)
- Расставьте знаки препинания в схемах.
- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.
4. Заключительная часть
Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.
Презентация
Раздаточный материал
Звуки
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Существуют три основных типа сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
1. Глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений.
Кузнечик на лугу стрекочет в своей защитной плащ-палатке. (А.А. Тарковский) – изъявительное наклонение, настоящее время.
Сергей Сергеич, я пойду и буду ждать вас в кабинете. (А.С. Грибоедов) – изъявительное наклонение, будущее время(первый глагол – в форме будущего простого, второй – будущего составного; оба сказуемых – простые глагольные).
Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский) – изъявительное наклонение, прошедшее время.
Я никогда не знала б вас, не знала б горького мученья... (А.С. Пушкин) – условное наклонение.
2. К простым глагольным относят и сказуемые, у которых нет формального показателя наклонения, времени и грамматического подчинения подлежащему. Это сказуемые, выраженные:
- усеченными глагольными формами: толк, хвать, бац и т.д.
Легче тени Татьяна прыг в другие сени, с крыльца на двор... (А.С. Пушкин);
А князь Гвидон с берега душой печальной провожает бег их дальный; глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывет. (А.С. Пушкин);
Сюда спешу, хвать, об порог задел ногою и растянулся во весь рост. (А.С. Грибоедов);
- инфинитивом в значении изъявительного наклонения:
И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами, и вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь. (А.С. Пушкин)
В простых глагольных сказуемых употребляются глагольные формы одного наклонения в значении другого; тогда возникают дополнительные смысловые оттенки. Например, в предложении: Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри (А.С. Пушкин) форма повелительного наклонения употреблена в значении изъявительного (ср. как он ни бился), но с дополнительным значением условного (ср. как бы он ни бился).
Ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй хоть спереди, хоть с тыла (А.С. Грибоедов) повелительное наклонение в значении изъявительного создает дополнительный оттенок возможности (ветер может дуть откуда угодно – он ничему не помешает).
3. Простое глагольное сказуемое может быть выражено также:
- фразеологическим оборотом с главным словом – глаголом в спрягаемой форме:
Он опять лодыря гоняет;
- глаголом в спрягаемой форме + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)
Давайя поеду с тобой.
Обратите внимание:
1. форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;
2. словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);
3. модальная частица былообозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.
Я собрался было в цирк, но остался дома;
4. чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:
А. фразеологизм часто можно заменить одним словом:
одержать победу – победить;
иметь значение – значить;
дать обещание – обещать;
отдать приказ – приказать и др.;
Б. в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном можно:
Он повесил нос – нельзя: Он был нос;
Она сидела усталая – можно: Она была усталая;
Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением.
Наиболее распространёнными среди них являются следующие:
1. сочетание двух глагольных форм с частицей так (Удружил так удружил!);
2. сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму);
3. сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; «и» в данном случае – частица, не союз);
4. сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула);
5. сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест; Она ревмя ревёт).
Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.
Забыть бы обо всём.
Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.
Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.
1. Всё утро я ловлю рыбу (К. Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (К. Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Д. Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (А. Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (А. Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (А. Чаковский). 8. Я пойду позову маму (А. Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (И. Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (С. Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (С. Есенин). 13. День как будто дремал (К. Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (А. Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (К. Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (И. Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (А. Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (А. Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (И. Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (И. Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (В. Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе