kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ «Горшеченская СОШ №2»

Разработка

открытого урока

по русскому языку

в 5 классе

«Фразеологизмы»

                                                                 Подготовила

учитель русского языка и литературы

                         Скокова О.В.,

                                                       1-я квалификационная категория

2014 г.

Открытый урок  русского языка по теме «Фразеологизмы» в  5 классе

Учитель: Скокова О.В.

Цели:

Образовательная

Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.

Развивающая

Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Развивать умение учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать, работать со словарями.

Воспитательная

Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд 1. Презентация

Слово учителя:

 Посмотрите на карту: пред вами страна.

 “Великая Лингва” зовется она.

 Слово “Язык” мы в значенье найдем.

 Кто же в стране этой, Лингве, живет?

 Кто наш язык, нашу речь создает?

- Ребята, вам интересно узнать, кто живет в стране языка, нашей речи?

Ответ ученика: Да, интересно.

Учитель: Жителями страны Великая Лингва являются звуки, слова, словосочетания и предложения. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этой стране. Помощником вашим буду я.

Учитель: Первая остановка в крае Поэзии.

II. Вы уже знаете, что слова употребляются в прямом и переносном значении, обратите внимание на экран и давайте вместе прочтем стихотворение В. Орлова, а вы мне скажете, где слова “ни пуха ни пера” употребляются в прямом, а где — в переносном значении?

Слайд 2

Рано утром

 Мама Квочка

 В класс отправила

 Сыночка.

 Говорила:

 - Не дерись,

 - Не дразнись,

 - Не петушись.

 Поспеши -

 Уже пора -

 Ну, ни пуха ни пера!

 Через час еле живой

 Петушок идет домой.

 Ковыляет еле-еле

 Он со школьного двора,

 А на нем и в самом деле

 Нет ни пуха, ни пера.

Учитель: В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?

Ответ ученика: Когда на нем нет ни пуха, ни пера - в прямом значении.

Учитель: А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении?

Ответ ученика: Эти слова можно заменить словом “Удачи”.

Учитель: Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера - это пожелание удачи?

Ответ ученика: Да, можем.

Учитель: А может быть такое пожелание “Ни пера”?

Ответ ученика: Нет, так не говорят.

Учитель: Значит, из сочетания ни пуха ни пера нельзя убрать слова, не изменив значения всего сочетания. Такие сочетания называются устойчивыми. И их, как мы выяснили, можно заменить синонимами.

III.

Учитель: А теперь из края Поэзии мы переезжаем в город Фразеологию.

Учитель демонстрирует ученикам две картинки, на которых проиллюстрированы фразеологизмы.

Слайд №3

Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит вешать лапшу на уши?

Ответ ученика: Это значит врать, обманывать.

Учитель: Правильно.

Учитель: А что значит мастер на все руки?

Ответ ученика: Это фраза значит — умелый.

Учитель: Ребята, такие фразы, как “Вешать лапшу на уши” и “Мастер на все руки” называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами.

Учитель обращает внимание детей на слайд №4.

Слайд №4

Вешать лапшу на уши – обманывать.

Мастер на все руки – умелый.

Фразеологизмы и есть тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа», тему урока:

“Фразеологизмы”

Слайд №5.

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, так как в составе фразеологизма нельзя заменить ни одно слово. Фразеологизм можно заменить синонимом. А что такое синоним?

Ответ ученика: Синоним — это близкое по лексическому значению слово или выражение.

Учитель: Верно.

IV.

Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Обратите внимание на экран.

Слайд №6

Душа в пятки.

Хоть шаром.

Закадычный.

Заклятый.

Учащиеся дополняют фразеологизмы. Ответы – слайд №7.

Учитель: Отлично, ребята, путь на гору Словосочетаний открыт! Слайд №8.

V.

Учитель: После трудного восхождения приятно охладиться. Вот перед нами озеро Правил. Слайд №9. Давайте посмотрим, о чем нам расскажут авторы учебника: с. 49

Ученик читает правила.

Учитель: Выберите из учебника определение фразеологизма и ответьте на вопрос: “Что является фразеологизмом?”

Ответ ученика: Фразеологизм — это устойчивое сочетание.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них?

Ответ ученика: Фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более образной.

Учитель: Значит, фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более эмоционально-окрашенной. Сравните слайд №10:

- Сережа на уроке работал плохо.

- Серёжа на уроке работал спустя рукава.

Слайд №11. Физкультминутка:        Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI.

Учитель: Из озера Правил мы попадаем в реку Синонимов. Ребята, подберите синоним к фразеологизму за тридевять земель. Слайд №12.

Ответ ученика: Синонимом к фразеологизму за тридевять земель является слово “далеко”.

VII.

Учитель: Слайд №13. Из реки синонимов мы взбираемся на Синтаксическую равнину. Записываем предложение и разбираем его по членам предложения:

Кощей унес царевну за тридевять земель.

Один ученик у доски подчеркивает слова как члены предложения.

Учитель: Не забудьте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения. Чем же является за тридевять земель?

Ответ ученика: Обстоятельством места.

Выполняем упражнение 506, с. 49 учебника (письменно).

Выполнение упражнения 507, с. 49 учебника (устно доказать, что фразеологизмы противоположны по своему значению).

VIII.

Учитель: Ребята, а теперь мы запишем отгадки к картинкам.

Слайд №14

Закhепление (задания по группам).

Задание 1 группы

Обратите внимание на ударение:

Гроша ломаного не стоит.

Семи пядей во лбу.

Львиная доля.

Смотреть сквозь пальцы.

Обвести вокруг пальца.

- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите значения перечисленных фразеологизмов.

Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится

Семи пядей во лбу – очень умный, способный

Львиная доля – огромная часть

Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать

Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить

Задание 2 группы

1. Как называются слова с противоположными значениями? Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

кот наплакал;                   хоть иголки собирай;

слова не вытянешь;         куры не клюют;

хоть глаз выколи;            рта не закрывают;

по чайной ложке;             на ночь глядя;

чуть свет;                          не покладая рук;

повесить нос;                    воспрянуть духом;

сидеть, сложа руки;         как кошка с собакой;

душа в душу;                   единым духом.

(Все слова даны на карточке, написаны в два столбика).

Задание 3 группы

Добавьте «нужное» слово во фразеологизм и запишите

Глеб у доски повесил …

Краснеет до корней …

Он в этот час, как говорится, готов сквозь …

О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?

Задание 4 группы

Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

     На ухо наступил …;

     покупать … в мешке;

     смотрит как … на новые ворота;

     биться как … об лед.

Задание 5 группы

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос и запишите подходящие по смыслу фразеологизмы из слов для справки.

 Как говорят …

     о кротком, безобидном человеке;

     о чувстве большой неловкости, стыда;

     о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

     о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

Слова для справки: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится.

IX. Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: выучить с. 49, выполнить упр. 508;  творческое задание (по желанию)- сделать рисунок к понравившемуся фразеологическому обороту.

Подведение итогов урока. Что такое фразеологизмы? Чем их можно заменить в русской речи?

Запишите два фразеологизма, которые связаны с мифами Древней Греции (метать громы и молнии – говорить гневно, раздраженно; пальма первенства – первое место).

Дополнительное  задание - вопрос:  родиной  какого   события  является Древняя Греция?

( Олимпийские игры). Слайд №15.

Выставление отметок  (по количеству кружков за правильные ответы в ходе урока): 1)больше красных-«5»; 2) синих-«4»; зеленых-«3».

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" »

МКОУ «Горшеченская СОШ №2»













Разработка

открытого урока

по русскому языку

в 5 классе

«Фразеологизмы»









Подготовила

учитель русского языка и литературы

Скокова О.В.,

1-я квалификационная категория







2014 г.

Открытый урок русского языка по теме «Фразеологизмы» в 5 классе

Учитель: Скокова О.В.

Цели:

Образовательная

Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.

Развивающая

Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Развивать умение учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать, работать со словарями.

Воспитательная

Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Слайд 1. Презентация

Слово учителя:

Посмотрите на карту: пред вами страна.

“Великая Лингва” зовется она.

Слово “Язык” мы в значенье найдем.

Кто же в стране этой, Лингве, живет?

Кто наш язык, нашу речь создает?

- Ребята, вам интересно узнать, кто живет в стране языка, нашей речи?

Ответ ученика: Да, интересно.

Учитель: Жителями страны Великая Лингва являются звуки, слова, словосочетания и предложения. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этой стране. Помощником вашим буду я.

Учитель: Первая остановка в крае Поэзии.

II. Вы уже знаете, что слова употребляются в прямом и переносном значении, обратите внимание на экран и давайте вместе прочтем стихотворение В. Орлова, а вы мне скажете, где слова “ни пуха ни пера” употребляются в прямом, а где — в переносном значении?

Слайд 2

Рано утром

Мама Квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

- Не дразнись,

- Не петушись.

Поспеши -

Уже пора -

Ну, ни пуха ни пера!

Через час еле живой

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Учитель: В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?

Ответ ученика: Когда на нем нет ни пуха, ни пера - в прямом значении.

Учитель: А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении?

Ответ ученика: Эти слова можно заменить словом “Удачи”.

Учитель: Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера - это пожелание удачи?

Ответ ученика: Да, можем.

Учитель: А может быть такое пожелание “Ни пера”?

Ответ ученика: Нет, так не говорят.

Учитель: Значит, из сочетания ни пуха ни пера нельзя убрать слова, не изменив значения всего сочетания. Такие сочетания называются устойчивыми. И их, как мы выяснили, можно заменить синонимами.

III.

Учитель: А теперь из края Поэзии мы переезжаем в город Фразеологию.

Учитель демонстрирует ученикам две картинки, на которых проиллюстрированы фразеологизмы.

Слайд №3

Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит вешать лапшу на уши?

Ответ ученика: Это значит врать, обманывать.

Учитель: Правильно.

Учитель: А что значит мастер на все руки?

Ответ ученика: Это фраза значит — умелый.

Учитель: Ребята, такие фразы, как “Вешать лапшу на уши” и “Мастер на все руки” называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами.

Учитель обращает внимание детей на слайд №4.

Слайд №4

Вешать лапшу на уши – обманывать.

Мастер на все руки – умелый.



Фразеологизмы и есть тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа», тему урока:

“Фразеологизмы”

Слайд №5.

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, так как в составе фразеологизма нельзя заменить ни одно слово. Фразеологизм можно заменить синонимом. А что такое синоним?

Ответ ученика: Синоним — это близкое по лексическому значению слово или выражение.

Учитель: Верно.

IV.

Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Обратите внимание на экран.

Слайд №6

Душа в пятки...

Хоть шаром...

Закадычный...

Заклятый...

Учащиеся дополняют фразеологизмы. Ответы – слайд №7.

Учитель: Отлично, ребята, путь на гору Словосочетаний открыт! Слайд №8.

V.

Учитель: После трудного восхождения приятно охладиться. Вот перед нами озеро Правил. Слайд №9. Давайте посмотрим, о чем нам расскажут авторы учебника: с. 49

Ученик читает правила.

Учитель: Выберите из учебника определение фразеологизма и ответьте на вопрос: “Что является фразеологизмом?”

Ответ ученика: Фразеологизм — это устойчивое сочетание.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них?

Ответ ученика: Фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более образной.

Учитель: Значит, фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более эмоционально-окрашенной. Сравните слайд №10:

- Сережа на уроке работал плохо.

- Серёжа на уроке работал спустя рукава.

Слайд №11. Физкультминутка: Потрудились – отдохнём!

Встанем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI.

Учитель: Из озера Правил мы попадаем в реку Синонимов. Ребята, подберите синоним к фразеологизму за тридевять земель. Слайд №12.

Ответ ученика: Синонимом к фразеологизму за тридевять земель является слово “далеко”.

VII.

Учитель: Слайд №13. Из реки синонимов мы взбираемся на Синтаксическую равнину. Записываем предложение и разбираем его по членам предложения:

Кощей унес царевну за тридевять земель.

Один ученик у доски подчеркивает слова как члены предложения.

Учитель: Не забудьте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения. Чем же является за тридевять земель?

Ответ ученика: Обстоятельством места.

Выполняем упражнение 506, с. 49 учебника (письменно).

Выполнение упражнения 507, с. 49 учебника (устно доказать, что фразеологизмы противоположны по своему значению).

VIII.



Учитель: Ребята, а теперь мы запишем отгадки к картинкам.

Слайд №14.





Закрепление (задания по группам).

Задание 1 группы

Обратите внимание на ударение:

Гроша ломаного не стоит.

Семи пядей во лбу.

Львиная доля.

Смотреть сквозь пальцы.

Обвести вокруг пальца.

- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите значения перечисленных фразеологизмов.

Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится

Семи пядей во лбу – очень умный, способный

Львиная доля – огромная часть

Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать

Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить

Задание 2 группы

1. Как называются слова с противоположными значениями? Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

кот наплакал; хоть иголки собирай;

слова не вытянешь; куры не клюют;

хоть глаз выколи; рта не закрывают;

по чайной ложке; на ночь глядя;

чуть свет; не покладая рук;

повесить нос; воспрянуть духом;

сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;

душа в душу; единым духом.

(Все слова даны на карточке, написаны в два столбика).

Задание 3 группы

Добавьте «нужное» слово во фразеологизм и запишите

Глеб у доски повесил …

Краснеет до корней …

Он в этот час, как говорится, готов сквозь …

О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?

Задание 4 группы

Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

На ухо наступил …;

покупать … в мешке;

смотрит как … на новые ворота;

биться как … об лед.

Задание 5 группы

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос и запишите подходящие по смыслу фразеологизмы из слов для справки.

Как говорят …

о кротком, безобидном человеке;

о чувстве большой неловкости, стыда;

о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

Слова для справки: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится.

IX. Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: выучить с. 49, выполнить упр. 508; творческое задание (по желанию)- сделать рисунок к понравившемуся фразеологическому обороту.

Подведение итогов урока. Что такое фразеологизмы? Чем их можно заменить в русской речи?

Запишите два фразеологизма, которые связаны с мифами Древней Греции (метать громы и молнии – говорить гневно, раздраженно; пальма первенства – первое место).

Дополнительное задание - вопрос: родиной какого события является Древняя Греция?

( Олимпийские игры). Слайд №15.

Выставление отметок (по количеству кружков за правильные ответы в ходе урока): 1)больше красных-«5»; 2) синих-«4»; зеленых-«3».














































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы"

Автор: Скокова Ольга Васильевна

Дата: 07.07.2015

Номер свидетельства: 222400

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме: "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "113601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410550556"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053052"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства