МКОУ «Горшеченская СОШ №2»
Разработка
открытого урока
по русскому языку
в 5 классе
«Фразеологизмы»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Скокова О.В.,
1-я квалификационная категория
2014 г.
Открытый урок русского языка по теме «Фразеологизмы» в 5 классе
Учитель: Скокова О.В.
Цели:
Образовательная
Заинтересовать учеников темой урока. Способствовать умению опознавать фразеологические обороты. Объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов. Способствовать развитию у учащихся культуры речи.
Развивающая
Обогатить фразеологизмами словарь пятиклассников. Способствовать умению самостоятельно применять знания, развитию логического мышления, интереса к предмету, творческой активности. Развивать умение учащихся работать в группах. Способствовать развитию умения аргументировать, работать со словарями.
Воспитательная
Способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Слайд 1. Презентация
Слово учителя:
Посмотрите на карту: пред вами страна.
“Великая Лингва” зовется она.
Слово “Язык” мы в значенье найдем.
Кто же в стране этой, Лингве, живет?
Кто наш язык, нашу речь создает?
- Ребята, вам интересно узнать, кто живет в стране языка, нашей речи?
Ответ ученика: Да, интересно.
Учитель: Жителями страны Великая Лингва являются звуки, слова, словосочетания и предложения. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этой стране. Помощником вашим буду я.
Учитель: Первая остановка в крае Поэзии.
II. Вы уже знаете, что слова употребляются в прямом и переносном значении, обратите внимание на экран и давайте вместе прочтем стихотворение В. Орлова, а вы мне скажете, где слова “ни пуха ни пера” употребляются в прямом, а где — в переносном значении?
Слайд 2
Рано утром
Мама Квочка
В класс отправила
Сыночка.
Говорила:
- Не дерись,
- Не дразнись,
- Не петушись.
Поспеши -
Уже пора -
Ну, ни пуха ни пера!
Через час еле живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Учитель: В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?
Ответ ученика: Когда на нем нет ни пуха, ни пера - в прямом значении.
Учитель: А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении?
Ответ ученика: Эти слова можно заменить словом “Удачи”.
Учитель: Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера - это пожелание удачи?
Ответ ученика: Да, можем.
Учитель: А может быть такое пожелание “Ни пера”?
Ответ ученика: Нет, так не говорят.
Учитель: Значит, из сочетания ни пуха ни пера нельзя убрать слова, не изменив значения всего сочетания. Такие сочетания называются устойчивыми. И их, как мы выяснили, можно заменить синонимами.
III.
Учитель: А теперь из края Поэзии мы переезжаем в город Фразеологию.
Учитель демонстрирует ученикам две картинки, на которых проиллюстрированы фразеологизмы.
Слайд №3
Учитель: Ребята, как вы думаете, что значит вешать лапшу на уши?
Ответ ученика: Это значит врать, обманывать.
Учитель: Правильно.
Учитель: А что значит мастер на все руки?
Ответ ученика: Это фраза значит — умелый.
Учитель: Ребята, такие фразы, как “Вешать лапшу на уши” и “Мастер на все руки” называются фразеологизмами или фразеологическими оборотами.
Учитель обращает внимание детей на слайд №4.
Слайд №4
Вешать лапшу на уши – обманывать.
Мастер на все руки – умелый.
Фразеологизмы и есть тема нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа», тему урока:
“Фразеологизмы”
Слайд №5.
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, так как в составе фразеологизма нельзя заменить ни одно слово. Фразеологизм можно заменить синонимом. А что такое синоним?
Ответ ученика: Синоним — это близкое по лексическому значению слово или выражение.
Учитель: Верно.
IV.
Учитель: А теперь нам предстоит нелегкая задача. Нам нужно взобраться на гору Словосочетаний. Путь будет открыт лишь тогда, когда мы эти словосочетания продолжим словами, которые всегда употребляются в данных фразеологизмах. Обратите внимание на экран.
Слайд №6
Душа в пятки.
Хоть шаром.
Закадычный.
Заклятый.
Учащиеся дополняют фразеологизмы. Ответы – слайд №7.
Учитель: Отлично, ребята, путь на гору Словосочетаний открыт! Слайд №8.
V.
Учитель: После трудного восхождения приятно охладиться. Вот перед нами озеро Правил. Слайд №9. Давайте посмотрим, о чем нам расскажут авторы учебника: с. 49
Ученик читает правила.
Учитель: Выберите из учебника определение фразеологизма и ответьте на вопрос: “Что является фразеологизмом?”
Ответ ученика: Фразеологизм — это устойчивое сочетание.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны фразеологизмы? Может быть, можно обойтись и без них?
Ответ ученика: Фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более образной.
Учитель: Значит, фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более эмоционально-окрашенной. Сравните слайд №10:
- Сережа на уроке работал плохо.
- Серёжа на уроке работал спустя рукава.
Слайд №11. Физкультминутка: Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI.
Учитель: Из озера Правил мы попадаем в реку Синонимов. Ребята, подберите синоним к фразеологизму за тридевять земель. Слайд №12.
Ответ ученика: Синонимом к фразеологизму за тридевять земель является слово “далеко”.
VII.
Учитель: Слайд №13. Из реки синонимов мы взбираемся на Синтаксическую равнину. Записываем предложение и разбираем его по членам предложения:
Кощей унес царевну за тридевять земель.
Один ученик у доски подчеркивает слова как члены предложения.
Учитель: Не забудьте, что фразеологизм — это устойчивое сочетание, синтаксически неделимое. А значит, он весь должен являться одним членом предложения. Чем же является за тридевять земель?
Ответ ученика: Обстоятельством места.
Выполняем упражнение 506, с. 49 учебника (письменно).
Выполнение упражнения 507, с. 49 учебника (устно доказать, что фразеологизмы противоположны по своему значению).
VIII.
Учитель: Ребята, а теперь мы запишем отгадки к картинкам.
Слайд №14
Закhепление (задания по группам).
Задание 1 группы
Обратите внимание на ударение:
Гроша ломаного не стоит.
Семи пядей во лбу.
Львиная доля.
Смотреть сквозь пальцы.
Обвести вокруг пальца.
- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите значения перечисленных фразеологизмов.
Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится
Семи пядей во лбу – очень умный, способный
Львиная доля – огромная часть
Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать
Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить
Задание 2 группы
1. Как называются слова с противоположными значениями? Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:
кот наплакал; хоть иголки собирай;
слова не вытянешь; куры не клюют;
хоть глаз выколи; рта не закрывают;
по чайной ложке; на ночь глядя;
чуть свет; не покладая рук;
повесить нос; воспрянуть духом;
сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;
душа в душу; единым духом.
(Все слова даны на карточке, написаны в два столбика).
Задание 3 группы
Добавьте «нужное» слово во фразеологизм и запишите
Глеб у доски повесил …
Краснеет до корней …
Он в этот час, как говорится, готов сквозь …
О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?
Задание 4 группы
Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.
На ухо наступил …;
покупать … в мешке;
смотрит как … на новые ворота;
биться как … об лед.
Задание 5 группы
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос и запишите подходящие по смыслу фразеологизмы из слов для справки.
Как говорят …
о кротком, безобидном человеке;
о чувстве большой неловкости, стыда;
о человеке, который пришел не вовремя, некстати;
о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.
Слова для справки: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится.
IX. Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: выучить с. 49, выполнить упр. 508; творческое задание (по желанию)- сделать рисунок к понравившемуся фразеологическому обороту.
Подведение итогов урока. Что такое фразеологизмы? Чем их можно заменить в русской речи?
Запишите два фразеологизма, которые связаны с мифами Древней Греции (метать громы и молнии – говорить гневно, раздраженно; пальма первенства – первое место).
Дополнительное задание - вопрос: родиной какого события является Древняя Греция?
( Олимпийские игры). Слайд №15.
Выставление отметок (по количеству кружков за правильные ответы в ходе урока): 1)больше красных-«5»; 2) синих-«4»; зеленых-«3».