План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
казахской школы по теме « Антонимы»
Класс: 5
Дата: 23.11.15
ТЕМА УРОКА: АНТОНИМЫ
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познакомить с понятием «антонимы», научить подбирать антонимы к словам, уметь находить антонимы в тексте, употреблять их в речи.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, развивать творческую, речевую и мыслительную активность.
3. Воспитывать у учащихся эстетические критерии правильной речи, прийти к выводу о роли слова в нашей жизни, учить употреблять в речи «добрые» слова.
МЕТОДЫ УРОКА: частично-поисковый, исследовательский
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: слово учителя, наблюдение и анализ языковых явлений, беседа, работа с книгой
СРЕДСТВА: учебник, наглядные средства, рабочие тетради, кроссворд, презентация, листы оценивания, карточки с заданиями.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
СТРУКТУРА УРОКА:
Повторение пройденного материала
Вступительное слово учителя
Поисковая деятельность
Знакомство с новым материалом
Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока
Постановка домашнего задания
.ХОД УРОКА
Организационный момент ( 3 мин)
-Здравствуйте дети!
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
Сегодня, на уроке мы будем путешествовать по стране русского языка
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
I Повторение пройденного материала.(5мин)
Класс разбивается на группы карточкам « Омонимы», « Синонимы»
1 группа «Омонимы» 2 группа « Синонимы»
1. Работа по группам.
-- Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по стране « Лексика».
Первая остановка « Синонимы»
Задание для группы « Омонимы»: (заносится почтовый ящик, в котором письмо Незнайки). Вот текст письма: «Синонимы - это слова-друзья. Можно, например, сказать: « Дюймовочка маленькая». А можно сказать по-другому. Как по-другому можно назвать маленькую Дюймовочку? Составьте синонимический ряд. (Крошечная, миниатюрная, небольшая, малюсенькая, микроскопическая)
Задание для группы « Синонимы»
а) | Огонь, осень, пламя, искра |
б) | Алфавит, чистописание, азбука, букварь |
в) | Шалун, конницы, кавалерия, |
г) | бросать, швырять, кидать, прыгать |
д) | пурга, дождь, ураган, буран |
3. задание ( индивидуальное )
Подбери синонимы к словам
Работа - | Плакать - | Сверкать - | Упасть - |
Печаль - | Смеяться - | Спешить - | Гигант - |
Дорога - | Большой - | Гореть - | дремучий (лес) - |
| | | |
Вторая остановка « Омонимы» ( 3 мин)
Слово учителя: Вспомните, что такое омонимы?
«Омонимы - слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. (например: мир - отступление войны, вселенная; брак – супружество, изъян в производстве)».
1. задание (индивидуальное)
Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок
Не хочет косой косить косой, говорит: « Коси коса».
Велели Поле полоть в поле.
Сидит, молчит, не ест, не пьет и током слезы точит, а старший брат свой нож берет, присвистывая, точит.
Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил.
2. задание Составить словосочетание с омонимами, все возможные варианты: например: бить /бить в колокол, бить ключом, бить соседа/
Ключ | Лист |
Скрипичный ключ Лесной ключ Ключ от сейфа Ключ к шифру Гаечный ключ | Осенний лист Больничный лист Бумажный лист Лист железа Лист календаря |
Молодцы все справились с заданиями, сейчас последняя остановка. Но, чтобы узнать, как называется тема нашего сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд.
КРОССВОРД ( 2 мин)
К данным словам подобрать слова с противоположным значением и заполнить ими горизонтальные строчки квадрата:
1. сухой ( влажный)
2. начинать (кончать)
3. ветер (затишье)
4. рыхлый (плотный)
5. трудолюбивый (ленивый)
6. короткий (длинный)
7. свет (темнота)
8. медлительный ( прыткий)
Тема нашего урока: Антонимы (объяснение новой темы)
Сейчас все садимся на поезд и вместе с Лексикой отправимся путешествовать в столицу нашей Родины – Астане. И, чтобы посетить все достопримечательности Астаны, вы должны выполнить задания.
Остановка « Байтерек» ( 4 мин)
Слово учителя: На улице антонимов живут веселые светлые слова и прямо противоположные по смыслу – скучные – мрачные. Интересное событие произошло однажды на этой улице. Дело в том, что скучные и мрачные слова, которые проживали в некоторых домиках и очень не любили осень. Они решили объединиться и рассказать о том, как скучно осенью. Прочитайте, как они назвали текст. (Хмурый осенний день.)
- Прочитайте текст-описание так, чтобы стало ясно, как скучно осенью. (Текст написан на доске.)
Хмурый осенний день.
Сегодня холодный пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет осенний мелкий дождик. Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Люди от дождя спрятались под зонты Скучная, унылая пора!
- Прочитали этот текст весёлые и светлые слова из этого же города и возмутились: «Не согласны! Разрешите нам встать на ваши места в тексте, обратились они к скучным и мрачным словам, - и мы покажем, какая это прекрасная пора – осень!» (идет замена выделенных слов).
- Прочитайте получившийся текст.
Ясный осенний день.
Сегодня теплый, солнечный день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо прозрачное, высокое. Люди любуются природой, сидя на лавочках. Под ногами шуршат сухие листья. Чудесная пора!
- Что описали весёлые и светлые жильцы города Антонима?
- Что общего в этих описаниях? (Осенняя пора.)
- Чем они отличаются?
- Какие слова помогли создать такие непохожие тексты?
Вывод: Антонимы помогают рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картины, передать разные чувства и настроения.
Остановка « ХАНШАТЫР» ( 3 мин)
Задание:
Каждой группе по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный…
Все антонимы всегда
Противоположны.
Слово учителя: - Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Антонимы – слова, с противоположным значением.
ОСТАНОВКА « АК ОРДА» работа с учебником стр.54 упражнение 126
( у доски) ( 5 мин)
Следующая остановка ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР « ДУМАН» ( 2-3 мин)
Сыграем в игру «Противоположные слова» . Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.
Большой — маленький;
Низкий — высокий;
Белый — черный;
Хороший — плохой;
Какой частью речи являются эти слова?
Мальчик — девочка;
Зима — лето.
Друг — враг
холод – жара.
- К какой части речи относятся данные слова
-Бездельничать – работать,
огорчаться – радоваться.
Сидеть - стоять
Какой частью речи являются эти слова
-Далеко – близко,
высоко – низко.
Какой частью речи являются эти слова?
У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вы встретились с антонимами – прилагательными, антонимы – наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( 3 мин)
Ой, дети, вижу я
Одолела вас дремота?
– Шевельнуться неохота?
– Всем командую: "Подъём!”
– Физкультминутку проведём.
Динамическая пауза «Игра наоборот»
Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
2. Вперед – назад
3. Вниз – вверх
4. Назад – вперед
5. Сесть – стоять
6. Подпрыгнул – присел
А теперь вместе с героями выполняем физкультминутку. Слайд физкультминутки.
А сейчас, посмотрим, кто тише сядет за парты мальчики или девочки.
Сейчас садятся девочки, а теперь мальчики
Сели ровненько, красиво
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
ОСТАНОВКА « АСТАНА-ОПЕРА» ( 5 мин)
Задание обеим группам: подобрать антонимы
Худой (человек) – толстый (человек)
Худой (карман) –полный (карман)
Близкий (путь) – далекий ( путь)
Близкий (человек) – чужой ( человек)
Высокий (голос) – низкий (голос)
Высокий (человек) – маленький ( человек)
Старый (волк) – молодой ( человек)
Старая (газета) – свежая ( газета)
Свежий хлеб - черствый ( хлеб)
Свежий воздух – тяжелый, спертый ( воздух)
Верный друг -
Верное решение- неправильное ( решение)
Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? ( Подбирая антонимы , надо обязательно обратить внимание на значение слова. Если, слова многозначные, то и антонимы могут быть различными).
ОСТАНОВКА « ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ» ( 2 мин)
- А сейчас закрепим наши знания.
Учитель кидает мяч, ученики ловят и отвечают.
Добрый друг - …………..(злой враг)
Теплый день - …………..(холодная ночь)
Хорошее начало - ……….(плохой конец)
Полезный труд - ………….(вредное безделье)
Утренний уход - …………..(вечерний приход)
Последнее поражение - …………(первая победа)
Молодцы! Все правильно подобрали антонимы.
А сейчас вспомним, что такое Синквейн и Акростих к теме урока
« Антоним» ( 4 мин)
Актуальный, активный
Меняет, обогащает, образует
Антонимы противоположные по значению слова
Антитеза
АНТОНИМ - активный, незаменимый, творческий, обучающий, настоящий, интересный, многозначный.
( Резервное задание)
А сейчас давайте подслушаем разговор мамы и её трёхлетней доченьки.
Вера, 3 года.
-Мамочка, давай попрыгаем с тобой вместе.
-Я уже старенькая, прыгать не могу!
Вера внимательно оглядела маму:
-Нет, мамочка, ты новенькая.
Ребята, правильно ли употреблены антонимы?
Найти неверно составленную пару антонимов.
А как надо было маленькой Вере ответить? (молоденькая)
Ребята , путешествие по городу Астана заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наших тетрадях.
Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, как вы усвоили знания о синонимах и антонимах.
Рефлексия: « Две звезды и одно пожелание» ( 1 мин)
Оценивание: ( 2 мин) каждый ученик оценивает себя, комментирует свою оценку, затем спикер каждой группы оценивает каждого члена группы. Группа оценивает работу спикера.
Комментарии учителя: ( 1 мин) Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Домашнее задание: с.54 упр.128 ( 1 мин)
Составить диалог на теме « Осень»
\