Дата: 27.02.2019г.
Предмет: русский урок.
Класс: 5
Тема: «Род имён существительных».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока: Научиться определять род имён существительных.
Задачи урока:
1.Познакомиться с грамматическим признаком имён существительных –
родом. Учить определять род имён существительных.
2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования
алгоритма ответа; развивать коммуникативные навыки через работу в
группах, оценку и самооценку деятельности.
3.Воспитывать умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать
и доказывать свою точку зрения.
Оборудование: таблицы, карточки, картинки.
Ход урока.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1.Организационный момент (психологический настрой на урок).
- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и
думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с
другом.
Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем
предметам.
- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)
Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён
существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они
обладают.
.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.СЛАЙД№1
Упр.213
III. ПОВТОРЕНИЕ.СЛАЙД№2
- Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? (имя сущ.)
- Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой
теме.
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
2. Имя существительное бывает только одушевлённым.
3. Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
4. Имя существительное изменяется по числам.
5. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
6. Радостный – это имя существительное существительном…
7..В предложении имя существительное является чаще всего сказуемым
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
СЛАЙД№3.
Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их. (СЛАЙД 5)
Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, комн..та, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно.
-Как вы думаете, по каким признакам можно сгруппировать эти существительные?
Проверка (слайд) оценка 13-14 – 5; 12-11-10 – 4; 9-8-7-3;
Тема урока: Род имен существительных
2.Сообщение целей урока.
Сегодня на уроке мы будем работать над темой род имен
существительных. Мы должны научиться распределять по родам имена
существительные
Слайд: правильный ответ
– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!
– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради).
А теперь приготовились делать открытие!
Муж. род. Он мой. , -а, -я , нулев. стол дядя папа
Жен.род. Она моя. -а, -я, ь парта земля рожь
Ср. р. Оно мое. -о, -е. дело солнце
Вывод: Все существительные делятся на 3 большие группы: мужской,
женский, средний род.
-Как мы их будем различать? (в этом нам помогут окончания)
- Какого рода бывают имена существительные?
- Какие слова можно подставить к словам мужского рода. Какие
окончания?
- Какие слова можно подставить к словам женского рода. Какие
окончания?
- Какие слова можно подставить к словам среднего рода. Какие
окончания?
Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его. ( на доске)
Женский род запомню я и скажу «она моя».
И запомню род мужской, и опять скажу «он мой».
Средний род – «оно моё» - это правило моё.
3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 224СЛАЙД№6
Чтение по ролям.
-О чем повествуется в тексте?
-Чему учит текст?
1 ряд – М. р.: ..., …, …,
2 ряд – Ж. р.: …, …, …,
3 ряд – Ср. р.: .., …, …,
Работа с учебником. Прочитаем пар. Что нового узнали?
Закрепление материала.
Выполнить упр. По книге.
7.Физкультминутка.
-Проведем физминутку. Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем, мы руки подаем.
VI. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Поставьте глаголы в прошедшее время. Согласуйте их с существительными. Картофель (зазеленеть). Молодежь (петь). Яблоко (зреть). Полотенце (висеть). Рояль (стоять).
Картофель зазеленел. Молодежь пела. Яблоко зрело. Полотенце висело. Рояль стоял.
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.СЛАЙД№97
Запписать сущ ж.м.и ср. рода по картине.
Работа с текстом
Творческое задание: по рядам составить меню, опред. род, сост словосоч.
VIII . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
IX. РЕФЛЕКСИЯ.
- Над какой темой работали?
- Что для вас было самым интересным на уроке?
- Что было сложным?
- Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?
«СВЕТОФОР»
Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
Оценки
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-Выучить правило, с 95.
-Упр. 226