kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммунальное государственное учреждение школа-гимназия « Женис»

Утверждаю:                                                            Согласовано:                             

Директор школы                                                  Зам.директора

Убайдина Г.Т.                                                         Джанабекова  Г.К.        

Открытый урок по русскому языку  на тему:

« Изменение имен существительных по числам»

Класс:  3 «Б»

Классный руководитель: Балгынбаева Ж.Б.

                                      2015-2016 уч.год

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели урока и задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
  2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;
  3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;
  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока:  Урок освоения новых знаний. 
Используемые  технологии:
технология  деятельностного обучения; 
технология  здоровьесбережения; 
активизация внимания; 
актуализация имеющихся знаний; 
работа в группах; 
метод развития критического мышления. 
Оборудование и наглядный материал:  Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, учебник русского языка издательства « Атамура».

Ход урока:

1.Психологический настрой:

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)

2. Актуализация знаний:   - Ребята, сегодня  я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с  ветерком она попала к нам в класс на урок.

3. Мин.чистописания:  Осень…. (звучит произведение  музыки « Времена года» В.А.Моцарта)

4. Сообщение темы урока: 

-Посмотрите на эти рисунки. Какой рисунок здесь лишний? Почему вы так считаете? (Ответы ребят)

Правильно, ребята, молодцы! Задайте вопрос к каждой картинке, какая это часть речи?  Значит, эта часть речи может изменяться по числам.

Сегодня мы продолжим изучение имени существительного и узнаем, какие еще тайны скрываются в нем.

Но для начала, поиграем в игру « Да-нет»:

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Молодцы!

Значит что такое имя существительное? (ребята хором рассказывают правила)

Ребята,мы уже с вами узнали, что имя существительное изменяется по родам, сегодня мы поговорим об изменении имен существительных по числам.

Чтение правила на стр.60

Имена существительные изменяются по числам. Они могут  употребляться в форме единственного и множественного числа. Например: гриб-грибы, береза-березы.

Сейчас нам предстоит работа в группах:

Дома

Цветок

Морозы

Столы

Нора

Моря

Трава

Снеговик

Котята

Собаки

Работа по учебнику  (выполнение упражнения 168 стр 60)

Физ.минутка «Я,ты,он,она»

 А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительные в единственном  или во множественном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже в противоположном  числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

Банка-                     молоко-

Рубашка-                шкаф-

Брюки-                   мяч-

Дело-                      мед-

Ножницы-            игра-

-Итак, что вы заметили? В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа и наоборот, некоторые слова нельзя поставить в форму единственного числа. Эти слова необходимо запомнить!

Например слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание –о-. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же мое… !

Вывешивается таблица неизменяемых слов:

Только множественное число

Только единственное число

ножницы

мед

каникулы

молоко

санки

тишина

шорты

кино

Работа у доски:   ребята с каждой группы придумывают предложения со словами из таблицы.

Работа по  картине   ( групповая работа).

Запишите в первый столбик слова, обозначающих один предмет, а во 2 столбик - слова, обозначающие несколько предметов.

Единственное число

Множественное число

Работа по учебнику ( упр 169 стр 60)

Лучами, клесты, синицы, лягушата, ногами, корней, сосен (ребята находят сущ-е только мн. числа)

(проверка учителя)

Игра «Диалог» Ребята каждой группы  на ходу готовят диалог с именами существительными ед. и мн. числа.

Рефлексия:

Ребята, давайте подведем итоги:

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Повторение правила на изменение имен существительных по числам

( ребята бросают мяч друг другу, называя имена существительные ед. и мн. числа)

 Итоги:  

Результаты оценивания.  Д/з упр 171 стр.61.

Ребята, перед вами лежат карточки для определения вашего настроения к концу урока, поделитесь своими впечатлениями.

Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном -  листопад…

А вам я желаю, чтобы какой  стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам"»

Коммунальное государственное учреждение школа-гимназия « Женис»



Утверждаю: Согласовано:

Директор школы Зам.директора

Убайдина Г.Т. Джанабекова Г.К.









Открытый урок по русскому языку на тему:

« Изменение имен существительных по числам»



Класс: 3 «Б»

Классный руководитель: Балгынбаева Ж.Б.

















2015-2016 уч.год



Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели урока и задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;

  2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;

  3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;

  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;

  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:

  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: Урок освоения новых знаний. 
Используемые технологии:
технология деятельностного обучения; 
технология здоровьесбережения; 
активизация внимания; 
актуализация имеющихся знаний; 
работа в группах; 
метод развития критического мышления. 
Оборудование и наглядный материал: Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, учебник русского языка издательства « Атамура».

Ход урока:

1.Психологический настрой:

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)

2. Актуализация знаний: - Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).



Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).



Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с ветерком она попала к нам в класс на урок.

3. Мин.чистописания: Осень…. (звучит произведение музыки « Времена года» В.А.Моцарта)

4. Сообщение темы урока:

-Посмотрите на эти рисунки. Какой рисунок здесь лишний? Почему вы так считаете? (Ответы ребят)

Правильно, ребята, молодцы! Задайте вопрос к каждой картинке, какая это часть речи? Значит, эта часть речи может изменяться по числам.

Сегодня мы продолжим изучение имени существительного и узнаем, какие еще тайны скрываются в нем.

Но для начала, поиграем в игру « Да-нет»:

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Молодцы!

Значит что такое имя существительное? (ребята хором рассказывают правила)

Ребята,мы уже с вами узнали, что имя существительное изменяется по родам, сегодня мы поговорим об изменении имен существительных по числам.

Чтение правила на стр.60

Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в форме единственного и множественного числа. Например: гриб-грибы, береза-березы.

Сейчас нам предстоит работа в группах:

Дома


Цветок


Морозы


Столы


Нора


Моря


Трава


Снеговик


Котята


Собаки














Работа по учебнику (выполнение упражнения 168 стр 60)

Физ.минутка «Я,ты,он,она»

А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительные в единственном или во множественном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже в противоположном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

Банка- молоко-

Рубашка- шкаф-

Брюки- мяч-

Дело- мед-

Ножницы- игра-

-Итак, что вы заметили? В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа и наоборот, некоторые слова нельзя поставить в форму единственного числа. Эти слова необходимо запомнить!

Например слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание –о-. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же мое… !

Вывешивается таблица неизменяемых слов:

Только множественное число

Только единственное число

ножницы

мед

каникулы

молоко

санки

тишина

шорты

кино


Работа у доски: ребята с каждой группы придумывают предложения со словами из таблицы.


Работа по картине ( групповая работа).

Запишите в первый столбик слова, обозначающих один предмет, а во 2 столбик - слова, обозначающие несколько предметов.


Единственное число

Множественное число


Работа по учебнику ( упр 169 стр 60)

Лучами, клесты, синицы, лягушата, ногами, корней, сосен (ребята находят сущ-е только мн. числа)

(проверка учителя)

Игра «Диалог» Ребята каждой группы на ходу готовят диалог с именами существительными ед. и мн. числа.

Рефлексия:

Ребята, давайте подведем итоги:

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Повторение правила на изменение имен существительных по числам

( ребята бросают мяч друг другу, называя имена существительные ед. и мн. числа)

Итоги:

Результаты оценивания. Д/з упр 171 стр.61.

Ребята, перед вами лежат карточки для определения вашего настроения к концу урока, поделитесь своими впечатлениями.



Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном - листопад…

А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей.



ильная










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам"

Автор: Балгынбаева Жулдыз Баймахановна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок русского языка. Тема: Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-tiema-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "201930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429154388"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_voprosam_sk"
    ["file_id"] => string(6) "403591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490556744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_russkomu_iazyku_izmienieniie_imien_sushchiestvitie"
    ["file_id"] => string(6) "407537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491573757"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства