Коммунальное государственное учреждение школа-гимназия « Женис»
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы Зам.директора
Убайдина Г.Т. Джанабекова Г.К.
Открытый урок по русскому языку на тему:
« Изменение имен существительных по числам»
Класс: 3 «Б»
Классный руководитель: Балгынбаева Ж.Б.
2015-2016 уч.год
Тема: Изменение имен существительных по числам.
Цели урока и задачи урока:
- Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
- Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;
- Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;
- Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
- Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Используемые технологии:
технология деятельностного обучения;
технология здоровьесбережения;
активизация внимания;
актуализация имеющихся знаний;
работа в группах;
метод развития критического мышления.
Оборудование и наглядный материал: Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, учебник русского языка издательства « Атамура».
Ход урока:
1.Психологический настрой:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.
( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)
2. Актуализация знаний: - Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.
Ветки голые стучат,
Галки чёрные кричат,
В тучах редких просинь,
Наступила…( осень).
Льдинка хрустнет тонко,
Крикнет птица звонко,
Будто есть попросит,
Наступила …(осень).
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Наступила … (осень).
- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с ветерком она попала к нам в класс на урок.
3. Мин.чистописания: Осень…. (звучит произведение музыки « Времена года» В.А.Моцарта)
4. Сообщение темы урока:
-Посмотрите на эти рисунки. Какой рисунок здесь лишний? Почему вы так считаете? (Ответы ребят)
Правильно, ребята, молодцы! Задайте вопрос к каждой картинке, какая это часть речи? Значит, эта часть речи может изменяться по числам.
Сегодня мы продолжим изучение имени существительного и узнаем, какие еще тайны скрываются в нем.
Но для начала, поиграем в игру « Да-нет»:
Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)
Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)
Имена существительные обозначают предмет? ( да)
Молодцы!
Значит что такое имя существительное? (ребята хором рассказывают правила)
Ребята,мы уже с вами узнали, что имя существительное изменяется по родам, сегодня мы поговорим об изменении имен существительных по числам.
Чтение правила на стр.60
Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в форме единственного и множественного числа. Например: гриб-грибы, береза-березы.
Сейчас нам предстоит работа в группах:
Дома
Цветок
Морозы
Столы
Нора
Моря
Трава
Снеговик
Котята
Собаки
Работа по учебнику (выполнение упражнения 168 стр 60)
Физ.минутка «Я,ты,он,она»
А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительные в единственном или во множественном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже в противоположном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.
Банка- молоко-
Рубашка- шкаф-
Брюки- мяч-
Дело- мед-
Ножницы- игра-
-Итак, что вы заметили? В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа и наоборот, некоторые слова нельзя поставить в форму единственного числа. Эти слова необходимо запомнить!
Например слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание –о-. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.
Игра на внимание «Пальто».
-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!
Всегда, всегда, всегда «пальто»
Оканчивается на «о».
Но вас сегодня, так и быть,
Я постараюсь с толку сбить.
Все гости разошлись. Но кто
Оставил в комнате….?
Пурга на улице люта,
Замёрзнуть можно без …
И всё ж ни сразу, ни потом
Гость не вернулся за …
С тревогой к вешалке иду,
Иду к забытому…
Ну, кто его оставил, кто?
Ах, это же мое… !
Вывешивается таблица неизменяемых слов:
Только множественное число
Только единственное число
ножницы
мед
каникулы
молоко
санки
тишина
шорты
кино
Работа у доски: ребята с каждой группы придумывают предложения со словами из таблицы.
Работа по картине ( групповая работа).
Запишите в первый столбик слова, обозначающих один предмет, а во 2 столбик - слова, обозначающие несколько предметов.
Единственное число
Множественное число
Работа по учебнику ( упр 169 стр 60)
Лучами, клесты, синицы, лягушата, ногами, корней, сосен (ребята находят сущ-е только мн. числа)
(проверка учителя)
Игра «Диалог» Ребята каждой группы на ходу готовят диалог с именами существительными ед. и мн. числа.
Рефлексия:
Ребята, давайте подведем итоги:
-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)
-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)
Повторение правила на изменение имен существительных по числам
( ребята бросают мяч друг другу, называя имена существительные ед. и мн. числа)
Итоги:
Результаты оценивания. Д/з упр 171 стр.61.
Ребята, перед вами лежат карточки для определения вашего настроения к концу урока, поделитесь своими впечатлениями.
Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном - листопад…
А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей.