kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коммунальное государственное учреждение школа-гимназия « Женис»

Утверждаю:                                                            Согласовано:                             

Директор школы                                                  Зам.директора

Убайдина Г.Т.                                                         Джанабекова  Г.К.        

Открытый урок по русскому языку  на тему:

« Изменение имен существительных по числам»

Класс:  3 «Б»

Классный руководитель: Балгынбаева Ж.Б.

                                      2015-2016 уч.год

Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели урока и задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
  2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;
  3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;
  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока:  Урок освоения новых знаний. 
Используемые  технологии:
технология  деятельностного обучения; 
технология  здоровьесбережения; 
активизация внимания; 
актуализация имеющихся знаний; 
работа в группах; 
метод развития критического мышления. 
Оборудование и наглядный материал:  Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, учебник русского языка издательства « Атамура».

Ход урока:

1.Психологический настрой:

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)

2. Актуализация знаний:   - Ребята, сегодня  я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с  ветерком она попала к нам в класс на урок.

3. Мин.чистописания:  Осень…. (звучит произведение  музыки « Времена года» В.А.Моцарта)

4. Сообщение темы урока: 

-Посмотрите на эти рисунки. Какой рисунок здесь лишний? Почему вы так считаете? (Ответы ребят)

Правильно, ребята, молодцы! Задайте вопрос к каждой картинке, какая это часть речи?  Значит, эта часть речи может изменяться по числам.

Сегодня мы продолжим изучение имени существительного и узнаем, какие еще тайны скрываются в нем.

Но для начала, поиграем в игру « Да-нет»:

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Молодцы!

Значит что такое имя существительное? (ребята хором рассказывают правила)

Ребята,мы уже с вами узнали, что имя существительное изменяется по родам, сегодня мы поговорим об изменении имен существительных по числам.

Чтение правила на стр.60

Имена существительные изменяются по числам. Они могут  употребляться в форме единственного и множественного числа. Например: гриб-грибы, береза-березы.

Сейчас нам предстоит работа в группах:

Дома

Цветок

Морозы

Столы

Нора

Моря

Трава

Снеговик

Котята

Собаки

Работа по учебнику  (выполнение упражнения 168 стр 60)

Физ.минутка «Я,ты,он,она»

 А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительные в единственном  или во множественном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже в противоположном  числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

Банка-                     молоко-

Рубашка-                шкаф-

Брюки-                   мяч-

Дело-                      мед-

Ножницы-            игра-

-Итак, что вы заметили? В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа и наоборот, некоторые слова нельзя поставить в форму единственного числа. Эти слова необходимо запомнить!

Например слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание –о-. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же мое… !

Вывешивается таблица неизменяемых слов:

Только множественное число

Только единственное число

ножницы

мед

каникулы

молоко

санки

тишина

шорты

кино

Работа у доски:   ребята с каждой группы придумывают предложения со словами из таблицы.

Работа по  картине   ( групповая работа).

Запишите в первый столбик слова, обозначающих один предмет, а во 2 столбик - слова, обозначающие несколько предметов.

Единственное число

Множественное число

Работа по учебнику ( упр 169 стр 60)

Лучами, клесты, синицы, лягушата, ногами, корней, сосен (ребята находят сущ-е только мн. числа)

(проверка учителя)

Игра «Диалог» Ребята каждой группы  на ходу готовят диалог с именами существительными ед. и мн. числа.

Рефлексия:

Ребята, давайте подведем итоги:

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Повторение правила на изменение имен существительных по числам

( ребята бросают мяч друг другу, называя имена существительные ед. и мн. числа)

 Итоги:  

Результаты оценивания.  Д/з упр 171 стр.61.

Ребята, перед вами лежат карточки для определения вашего настроения к концу урока, поделитесь своими впечатлениями.

Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном -  листопад…

А вам я желаю, чтобы какой  стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам"»

Коммунальное государственное учреждение школа-гимназия « Женис»



Утверждаю: Согласовано:

Директор школы Зам.директора

Убайдина Г.Т. Джанабекова Г.К.









Открытый урок по русскому языку на тему:

« Изменение имен существительных по числам»



Класс: 3 «Б»

Классный руководитель: Балгынбаева Ж.Б.

















2015-2016 уч.год



Тема: Изменение имен существительных по числам.

Цели урока и задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;

  2. Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;

  3. Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;

  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;

  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:

  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: Урок освоения новых знаний. 
Используемые технологии:
технология деятельностного обучения; 
технология здоровьесбережения; 
активизация внимания; 
актуализация имеющихся знаний; 
работа в группах; 
метод развития критического мышления. 
Оборудование и наглядный материал: Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, учебник русского языка издательства « Атамура».

Ход урока:

1.Психологический настрой:

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)

2. Актуализация знаний: - Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).



Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).



Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с ветерком она попала к нам в класс на урок.

3. Мин.чистописания: Осень…. (звучит произведение музыки « Времена года» В.А.Моцарта)

4. Сообщение темы урока:

-Посмотрите на эти рисунки. Какой рисунок здесь лишний? Почему вы так считаете? (Ответы ребят)

Правильно, ребята, молодцы! Задайте вопрос к каждой картинке, какая это часть речи? Значит, эта часть речи может изменяться по числам.

Сегодня мы продолжим изучение имени существительного и узнаем, какие еще тайны скрываются в нем.

Но для начала, поиграем в игру « Да-нет»:

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? ( да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

Молодцы!

Значит что такое имя существительное? (ребята хором рассказывают правила)

Ребята,мы уже с вами узнали, что имя существительное изменяется по родам, сегодня мы поговорим об изменении имен существительных по числам.

Чтение правила на стр.60

Имена существительные изменяются по числам. Они могут употребляться в форме единственного и множественного числа. Например: гриб-грибы, береза-березы.

Сейчас нам предстоит работа в группах:

Дома


Цветок


Морозы


Столы


Нора


Моря


Трава


Снеговик


Котята


Собаки














Работа по учебнику (выполнение упражнения 168 стр 60)

Физ.минутка «Я,ты,он,она»

А теперь давайте немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительные в единственном или во множественном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже в противоположном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

Банка- молоко-

Рубашка- шкаф-

Брюки- мяч-

Дело- мед-

Ножницы- игра-

-Итак, что вы заметили? В русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе, и их нельзя поставить в форму множественного числа и наоборот, некоторые слова нельзя поставить в форму единственного числа. Эти слова необходимо запомнить!

Например слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное среднего рода имеет всегда окончание –о-. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

-Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же мое… !

Вывешивается таблица неизменяемых слов:

Только множественное число

Только единственное число

ножницы

мед

каникулы

молоко

санки

тишина

шорты

кино


Работа у доски: ребята с каждой группы придумывают предложения со словами из таблицы.


Работа по картине ( групповая работа).

Запишите в первый столбик слова, обозначающих один предмет, а во 2 столбик - слова, обозначающие несколько предметов.


Единственное число

Множественное число


Работа по учебнику ( упр 169 стр 60)

Лучами, клесты, синицы, лягушата, ногами, корней, сосен (ребята находят сущ-е только мн. числа)

(проверка учителя)

Игра «Диалог» Ребята каждой группы на ходу готовят диалог с именами существительными ед. и мн. числа.

Рефлексия:

Ребята, давайте подведем итоги:

-Какие же тайны скрывает число имён существительных? (есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)

-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном? ( имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)

Повторение правила на изменение имен существительных по числам

( ребята бросают мяч друг другу, называя имена существительные ед. и мн. числа)

Итоги:

Результаты оценивания. Д/з упр 171 стр.61.

Ребята, перед вами лежат карточки для определения вашего настроения к концу урока, поделитесь своими впечатлениями.



Вот и подошёл к концу наш урок. А за окном - листопад…

А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение оставалось хорошим, а успехи в школе радовали вас и ваших родителей.



ильная










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам"

Автор: Балгынбаева Жулдыз Баймахановна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок русского языка. Тема: Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-tiema-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "201930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429154388"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок русского языка 3 класс "Именительный падеж: кто? что?"."
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_3_klass_imienitiel_nyi_padiezh_kto_chto"
    ["file_id"] => string(6) "390854"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486897919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока на тему "Изменение имен существительных по вопросам (склонение). Названия падежей.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_izmienieniie_imien_sushchiestvitiel_nykh_po_voprosam_sk"
    ["file_id"] => string(6) "403591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490556744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект открытого урока по русскому языку "Изменение имен существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_russkomu_iazyku_izmienieniie_imien_sushchiestvitie"
    ["file_id"] => string(6) "407537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491573757"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по родам""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "306755"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458196800"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1770 руб.
2530 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства