Открытый урок по русскому языку.
5 класс.
Тема Имя прилагательное как часть речи.
Цель Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок – открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.
- постановка целей и задач урока.
Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.
Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да)
Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.
Запись темы.
Имя прилагательное.
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?
Ученики: чередование гласных в корне слова.
Как вы понимаете смысл названия части речи?
Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».
- Изучение новой темы.
Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.
Значение
Признак
предмета
1.
-
Вопросы
Какой? Чей?
Каков?
2.
-
3.
Род (в ед. числе), падеж, число
Морфологиче-ские признаки
-
Синтакси-ческая роль
Сказуемое
4.
-
Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту – стихотворению С. Есенина:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
- Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.
- Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его характеристику.
- Какую картину природы вы себе представили?
- Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?
- Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).
- Как вы понимаете выражения?
4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).
Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.
(Работа в группах.)
Задание:
Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?
1 группа.
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий- к конуре.
2 группа.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И. Токмакова.)
Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:
1, 2 группы – роса жемчужная
3, 4 группы – озеро серебряное.
- Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?
(Существительное.)
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?
(род, число)
- Определите род и число существительных.
- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?
(Нет, они согласуются.)
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
(Нет.)
Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Открываем таблицу.
Физкультминутка.
- Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.