Актуализация знаний Запишите в тетрадях сегодняшнее число, подчеркните орфограммы (слайд1) А теперь проверим, как вы справились с домашней работой. Кто скажет, что вам было задано на дом? 1.Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого. -Найдите строку, в которой отражена основная мысль текста. Назовите прием, с помощью которого создается ритм строки. Как называется этот прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов. -Восстановим обычный порядок слов -Инверсия мешает быстро определить грамматическую основу: -Определите грамматическую основу Чем выражено подлежащее? Сказуемое? -Определите грамматическую основу второго и третьего предложения Что общего у всех этих предложений? Как называются предложения, состоящие только из главных членов? Как вы думаете, какой будет тема урока? Запишите тему урока (слайд2) | Отвечают на вопрос Основная мысль текста выражена в первом предложении: «Суровой осени печален поздний вид».) -Ритм строки создается через необычный порядок слов -Стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов называется инверсия -Поздний вид суровой осени печален вид печален. -они состоят из гл.членов Предложения состоящие только из главных членов называются нераспространенными Высказывают предположения о теме урока. | | |
Постановка учебной задачи Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы: Слайд №3 1)Познакомиться с… 2)Научиться … 3) Уметь… Осень вдохновляла многих поэтов и художников. Вот отрывок из стихотворения Ивана Бунина об осени, прочтите. (слайд5) Листопад Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (Иван Бунин) - Как вы думаете, почему у автора слово Осень написано с большой буквы? - Верно, поэт олицетворяет осень. Какой вы её себе представляете? - А вот и сама Осень пожаловала к нам в гости. (слайд № 6) - Поздоровайтесь с Осенью. - Спросите у Осени, нравится ли ей, когда поэты пишут про неё стихотворения? (слайд № 7) - Мы с вами закончили изучать тему «Главные члены предложения» и написали рассказ об осени, давайте покажем его нашей гостье и спросим, понравился ли он ей. (слайд № 8) - Почему же Осени не понравился рассказ? (слайд № 9) - Что мы должны сделать, чтобы сделать рассказ лучше? -А что значит распространить? Приведите синонимы к слову Одно из значений слова «Распространяться» – занимать, охватывать всё более широкое пространство, увеличиваться в размерах. (слайд № 10) | Читают стихотворение. Высказывают свои предположения. Описывают внешность предполагаемой Осени (царицы, королевы). Здороваются. Задают вопрос Осени. Читают ответ. (слайд№7) Формулируют вопрос к Осени о том, понравился ли ей их рассказ. -распространить предложения -прибавить, увеличить, расширить, обогатить | Повышение эмоционального состояния учащихся. Положительный настрой на предстоящую работу. Воспитание эстетического отношения к природе, поэзии. Переживание положительных эмоций, связанных с осенним походом. Развитие образного мышления, связной речи. | |
Изучение нового (7-8 минут) Демонстрация сл. № 11-16. Предложения немного напоминают картинку, составьте предложение по картинке (светит солнце) (слайд № 11) Но нам недостаточно только основы, добавим красок (в синем небе светит ласковое солнце) (слайд № 12-13) На доске предложения Составьте схемы этих предложений. Подумайте, чем отличаются нераспространенные предложения от распространенных? - Давайте обратимся к учебнику, посмотрим, правильный ли вы сделали вывод. Прочтите правило на стр.88. - Значит, нераспространенные предложения хуже, чем распространенные? - Чем мы с вами занимались? | Просматривают слайды. Забегая вперед, пытаются дополнить предложения второстепенными членами. Просматривают слайд, делают вывод об отличии нераспространенных предложений и распространенных предложений. Читают правило в учебнике, сравнивают со своими умозаключениями. Делают вывод о том, что значит: распространить предложение. | | |
Физминутка слайд №14 - А у нас – осенний листопад! - Ветер принес нам листья в кабинет. Ваша задача собрать листья цвета, совпадающего с цветом вашего настроения. | Встают, собирают по классу листья. Садятся на места. | Соблюдение режима здоровьесбереже-ния. Отдых от длительного положения сидя. | |
Закрепление (первичное) изученного (4-5 минут) - На ваших листьях с обратной стороны написаны слова. Вам необходимо из данных слов составить предложения, записать в тетрадь и определить какое оно: нераспространенное или распространенное. - Проверим, что у вас получилось. Характеризуя предложения, старайтесь говорить правильно. | Составляют предложения, записывают в тетрадь, характеризуют предложения по наличию второстепенных членов. Проверяют себя Характеризуют каждый своё предложение. Слушают выступления одноклассников. | Закрепляют изученный материал. Развивают словесно-логическое мышление. Совершенствуют навык связной речи. Воспитание уважительного отношения друг к другу. Навыки самоконтроля | |
Работа в группах по совершенствованию ранее написанного текста Слайд №15 возвращает к теме осени. - Ребята, как вы думаете, теперь мы сможем изменить наш текст так, чтобы он понравился Осени? Как вы будете это делать? Какой первый шаг? (распространим подлежащее) Следующий шаг какой? (распространим сказуемое) Следующий? (Запишем получившееся предложение) Раздает листы с текстом. Дает задание сделать текст более выразительным и информативным, распространив его предложения. (Приложение «1) (Характер подачи задания на листах различен: для слабых учащихся в скобке внизу даны вспомогательные слова; учащимся среднего уровня в скобках даны вопросы; учащиеся уровня выше среднего задание выполняют полностью самостоятельно) - После окончания выполнения задания учащиеся зачитывают тексты. - Как вы думаете, Осени понравились ваши тексты? Так какой вывод мы можем сделать? | Вновь возвращаются к тексту. Выполняют работу над его совершенствованием. Слушают тексты друг друга, оценивают похвалой качество новых рассказов одноклассников. Задают вопрос Осени. Читают ответ | Мотивация к выполнению задания. Развитие связной монологической речи, словесно-логического мышления. Умение слушать и высказывать оценочные суждения. | |
Диагностика результатов: Выборочный цифровой диктант. Слайд №14 Текст проецируется на экран. Учащиеся; сидящие на «первом варианте», должны выписывать из него только распространенные предложения. Учащиеся, сидящие на «втором варианте»- только нераспространенные предложения. 1.Вчера была гроза. 2.Молнии сверкали. 3.Гремел страшный гром. 4.Сначала на небе появились тучи. 5.Они тяжёлые, черные. 6.Затем ударили первые раскаты грома. 7.Все потемнело. 8.Наступила ночь. 9.Скоро непогода закончилась. 10.Ушли тучи. 11.Выглянуло солнышко.12. На улице приятно запахло свежестью. Проверка задания: работа в парах. | | | |
Итог урока. Рефлексия. Ребята, Давайте вспомним, какую цель мы ставили? - Мы достигли её? - Кто может дома рассказать как распространять предложение? - Как ваше настроение? А теперь, представьте себя лучиками солнца и разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. | Подводят итоги урока. Рисуют «рожицы» на «монетах». Получают оценки. Записывают в дневник домашнее задание. | Создание ситуации успеха. Положительные эмоции по поводу усвоения новых знаний и заслуженных оценок. | |