kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок в 5 классе на тему "Нераспространенные и распространенные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе на тему "Нераспространенные и распространенные предложения"

Цель учителя: сформировать у учащихся умения отличать нераспространённые предложения от распространенных, научить распространять предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе на тему "Нераспространенные и распространенные предложения"»


СЦЕНАРИй УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Модуль ( раздел) Синтаксис

Тема урока «Нераспространенные и распространенные предложения»


Цель ученика: научиться отличать нераспространённые предложения от распространенных, уметь распространять предложения.


Цель учителя: сформировать у учащихся умения отличать нераспространённые предложения от распространенных, умения распространять предложения.

Задачи ученика: развитие интеллектуального и речевого потенциала: накопление словаря, развитие связной монологической и диалогической речи, словесно-логического и образного мышления.; умение объяснять языковые явления.






Задачи учителя: Способствовать развитию интеллектуального и речевого потенциала учащихся: накоплению словаря, развитию связной монологической и диалогической речи, словесно-логического и образного мышления.

Способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся.

Создать условия для воспитания эстетического отношения к природе; уважительного отношения друг к другу. развивать мотивацию к иссле­довательской деятельности; умение объяснять языковые явления.

Опорные понятия, термины: нераспространенные, распространенные предложения, главные и второстепенные члены предложения

Новые понятия, термины: распространять

Домашнее задание:



Этапы урока


Деятельность учащихся  

Дидактическое оснащение каждого этапа

Формы и виды учебной деятельности

Какие УУД развиваются 

Организационный (1-2 минуты)

Прозвенел звонок для нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»




Актуализация знаний

Запишите в тетрадях сегодняшнее число, подчеркните орфограммы (слайд1)

А теперь проверим, как вы справились с домашней работой.

Кто скажет, что вам было задано на дом?

1.Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого.

-Найдите строку, в которой отражена основная мысль текста.

Назовите прием, с помощью которого создается ритм строки.

Как называется этот прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов.

-Восстановим обычный порядок слов

-Инверсия мешает быстро опре­делить грамматическую основу:

-Определите грамматическую основу

Чем выражено подлежащее? Сказуемое?

-Определите грамматическую основу второго и третьего предложения

Что общего у всех этих предложений?

Как называются предложения, состоящие только из главных членов?

Как вы думаете, какой будет тема урока?

Запишите тему урока (слайд2)

Отвечают на вопрос

Основная мысль текста выражена в первом предло­жении: «Суровой осени печален поздний вид».)

-Ритм строки создается через необычный порядок слов

-Стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов называется инверсия

-Позд­ний вид суровой осени печален

вид печален.

-они состоят из гл.членов

Предложения состоящие только из главных членов называются нераспространенными

Высказывают предположения о теме урока.



Постановка учебной задачи

Сформулируйте цели нашего урока, опираясь на его тему.

Используйте опорные фразы: Слайд №3

1)Познакомиться с…

2)Научиться …

3) Уметь…

Осень вдохновляла многих поэтов и художников.

Вот отрывок из стихотворения Ивана Бунина об осени, прочтите. (слайд5)

Листопад

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой. (Иван Бунин)

- Как вы думаете, почему у автора слово Осень написано с большой буквы?

- Верно, поэт олицетворяет осень. Какой вы её себе представляете?

- А вот и сама Осень пожаловала к нам в гости. (слайд № 6)

- Поздоровайтесь с Осенью.

- Спросите у Осени, нравится ли ей, когда поэты пишут про неё стихотворения? (слайд № 7)

- Мы с вами закончили изучать тему «Главные члены предложения» и написали рассказ об осени, давайте покажем его нашей гостье и спросим, понравился ли он ей. (слайд № 8)

- Почему же Осени не понравился рассказ? (слайд № 9)

- Что мы должны сделать, чтобы сделать рассказ лучше?

-А что значит распространить? Приведите синонимы к слову

Одно из значений слова «Распространяться» занимать, охватывать всё более широкое пространство, увеличиваться в размерах. (слайд № 10)

Читают стихотворение. Высказывают свои предположения.



Описывают внешность предполагаемой Осени (царицы, королевы).

Здороваются. Задают вопрос Осени.

Читают ответ. (слайд№7)

Формулируют вопрос к Осени о том, понравился ли ей их рассказ.











-распространить предложения

-прибавить, увеличить, расширить, обогатить

Повышение эмоционального состояния учащихся. Положительный настрой на предстоящую работу. Воспитание эстетического отношения к природе, поэзии.

Переживание положительных эмоций, связанных с осенним походом.

Развитие образного мышления, связной речи.





Изучение нового (7-8 минут) Демонстрация сл. № 11-16.

Предложения немного напоминают картинку, составьте предложение по картинке (светит солнце) (слайд № 11)

Но нам недостаточно только основы, добавим красок (в синем небе светит ласковое солнце) (слайд № 12-13)

На доске предложения

Составьте схемы этих предложений.

Подумайте, чем отличаются нераспространенные предложения от распространенных?

- Давайте обратимся к учебнику, посмотрим, правильный ли вы сделали вывод. Прочтите правило на стр.88.

- Значит, нераспространенные предложения хуже, чем распространенные?

- Чем мы с вами занимались?

Просматривают слайды. Забегая вперед, пытаются дополнить предложения второстепенными членами.

Просматривают слайд, делают вывод об отличии нераспространенных предложений и распространенных предложений.

Читают правило в учебнике, сравнивают со своими умозаключениями.

Делают вывод о том, что значит: распространить предложение.




















Физминутка слайд №14

- А у нас – осенний листопад!

- Ветер принес нам листья в кабинет. Ваша задача собрать листья цвета, совпадающего с цветом вашего настроения.

Встают, собирают по классу листья. Садятся на места.

Соблюдение режима здоровьесбереже-ния. Отдых от длительного положения сидя.


Закрепление (первичное) изученного (4-5 минут)

- На ваших листьях с обратной стороны написаны слова. Вам необходимо из данных слов составить предложения, записать в тетрадь и определить какое оно: нераспространенное или распространенное.

- Проверим, что у вас получилось. Характеризуя предложения, старайтесь говорить правильно.

Составляют предложения, записывают в тетрадь, характеризуют предложения по наличию второстепенных членов.

Проверяют себя

Характеризуют каждый своё предложение. Слушают выступления одноклассников.

Закрепляют изученный материал. Развивают словесно-логическое мышление.

Совершенствуют навык связной речи.

Воспитание уважительного отношения друг к другу. Навыки самоконтроля


Работа в группах по совершенствованию ранее написанного текста

Слайд №15 возвращает к теме осени.

- Ребята, как вы думаете, теперь мы сможем изменить наш текст так, чтобы он понравился Осени? Как вы будете это делать? Какой первый шаг? (распространим подлежащее)

Следующий шаг какой? (распространим сказуемое)

Следующий? (Запишем получившееся предложение)

Раздает листы с текстом. Дает задание сделать текст более выразительным и информативным, распространив его предложения.

(Приложение «1) (Характер подачи задания на листах различен: для слабых учащихся в скобке внизу даны вспомогательные слова; учащимся среднего уровня в скобках даны вопросы; учащиеся уровня выше среднего задание выполняют полностью самостоятельно)

- После окончания выполнения задания учащиеся зачитывают тексты.

- Как вы думаете, Осени понравились ваши тексты?

Так какой вывод мы можем сделать?



Вновь возвращаются к тексту. Выполняют работу над его совершенствованием.

Слушают тексты друг друга, оценивают похвалой качество новых рассказов одноклассников.

Задают вопрос Осени.

Читают ответ




Мотивация к выполнению задания.



Развитие связной монологической речи, словесно-логического мышления.

Умение слушать и высказывать оценочные суждения.



Включение изученного в систему знаний (7-8 минут)

1.Игра «Добавь слово»

Первый игрок называет слово-подлежащее. Следующий добавляет свое слово-сказуемое. Остальные добавляют второстепенные члены предложения.

Побеждает ряд у которого получится самое длинное и логичное предложение.

1ряд- украсила осень

2 ряд -Падают листья.
3 ряд -Пошёл дождь.

  1. Выполнение упр.180




Диагностика результатов: Выборочный цифровой диктант. Слайд №14

Текст проецируется на экран. Учащиеся; сидящие на «первом варианте», должны выписывать из него только распространенные предложения. Учащиеся, сидящие на «втором варианте»- только нераспространенные предложения.

1.Вчера была гроза. 2.Молнии сверкали. 3.Гремел страшный гром. 4.Сначала на небе появились тучи. 5.Они тяжёлые, черные. 6.Затем ударили первые раскаты грома. 7.Все потемнело. 8.Наступила ночь. 9.Скоро непогода закончилась. 10.Ушли тучи. 11.Выглянуло солнышко.12. На улице приятно запахло свежестью.

Проверка задания: работа в парах.






Итог урока. Рефлексия.

Ребята, Давайте вспомним, какую цель мы ставили?

- Мы достигли её?

- Кто может дома рассказать как распространять предложение?

- Как ваше настроение?

А теперь, представьте себя лучиками солнца и разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Подводят итоги урока. Рисуют «рожицы» на «монетах». Получают оценки. Записывают в дневник домашнее задание.

Создание ситуации успеха. Положительные эмоции по поводу усвоения новых знаний и заслуженных оценок.












Приложение 2 слова на листьях

1. Горела заря.

2. Блестит чистое зеркало воды.
3.Пожелтели листья
4. Медленно падают березовые листья на воду.
5. Осень царствует.

6. В поле стоит одинокая берёза.

7. Вдали раскинулось поле.

8. На лугу цветут васильки, ромашки.

9. Справа виднеется лес.

11. Наступила золотая осень.

12. Цветут поздние цветы.

13. Багряные листья медленно падают на землю.

14. Перелетные птицы улетают в теплые края.

15. Бушуют сильные ветры.

16. Темные тучи закрывают голубое небо.

17.Наступила осень.

18.Цветут цветы.

19.Листья падают.

20.Птицы улетают.

21. Бушуют ветры.

22.Тучи закрывают.

23. Стоит берёза.

24. Раскинулось поле.

25. Цветут васильки, ромашки.

26. Виднеется лес.













(Приложение 1)

Распространите предложения.

Осень. Солнышко светит. Плывут облака. Дует ветерок. Листья падают и шуршат. Мальчики и девочки идут. Они радуются.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________























(Приложение 1)


Распространите предложения.


Осень. (наступила, золотая, тихо)

Солнышко светит. (ласково, осеннее)

Плывут облака. ( по небу, медленно)

Дует ветерок. ( холодный)

Листья падают и шуршат. (медленно, (под)ногами)

Мальчики и девочки идут ( осеннему, по парку)

Они радуются. (Осенний, нас, красками, яркими)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Приложение №2


Лист индивидуальных достижений: _________________________________________________________________

Тема «Синтаксис».

№ урока/ Дата

Урок







Оценка за неделю

1. Понимаю учебную задачу: определяю тему и цель урока








2. Умею работать самостоятельно








3. Умею составлять схему, модель правила








4. Умею применять правило при выполнении заданий








5. Умею быть внимательным








6. Умею работать в группе/паре: не перебивать другого, выслушивать и уважать мнение других








7. Умею оценивать свою деятельность








8. САМООЦЕНКА ЗА УРОК

Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)

Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок в 5 классе на тему "Нераспространенные и распространенные предложения"

Автор: Зулай Алиевна Батарова

Дата: 10.05.2020

Номер свидетельства: 549172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тема : Однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(43) "tiema-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "192984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427549537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Открытый урок Однородные члены предложения 8 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421991843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Открытый урок "Предложение-единица языка и речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "otkrytyi-urok-priedlozhieniie-iedinitsa-iazyka-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "113291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409826758"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку "Понятие о предложении" 4 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-poniatiie-o-priedlozhienii-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163904"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422548774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка на тему  "Распространенные и нераспространенные предложения" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-rasprostraniennyie-i-nierasprostraniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207587"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430557652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства