Открытый урок по русскому языку "Понятие о предложении" 4 класс
Открытый урок по русскому языку "Понятие о предложении" 4 класс
Тема: Понятие о предложении
Цели урока:
Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
Совершенствование орфографических навыков. Развитие мышления, умение рассуждать.
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
Дети: Мы говорили о предложениях.
Учитель:: Все ли вы знаете о них?
Дети: Нет.
Учитель: Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.
3. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Понятие о предложении" 4 класс »
Тема: Понятие о предложении
Цели урока:
Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях; введение в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения.
Совершенствование орфографических навыков. Развитие мышления, умение рассуждать.
Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках русского языка?
Дети: Мы говорили о предложениях.
Учитель:: Все ли вы знаете о них?
Дети: Нет.
Учитель: Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа, познакомиться с видами предложений. Давайте постараемся получить от этой работы удовольствие.
3. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную. (Проверка: учащиеся меняются тетрадями с друг другом)
4. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите главные члены предложения.
Дети: Подлежащее и сказуемое.
Учитель: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Дети: Существительным, местоимением и другими частями речи.
Учитель: Чем может быть сказуемое?
Дети: Сказуемое может выражаться глаголом, именем существительным и другими частями речи.
Учитель: Какую речь приятно слушать?
Дети: Спокойную, размеренную, без добавления слов “ну, э-э-э” и т. д.
Учитель: О ком в народе сложили пословицу: «Говорит, словно горох сыплет о стену»?
Дети: О тех, кто говорит очень быстро.
5. Изучение нового материала.
1. Анализ языкового материала.
Учитель: Прочитайте текст, записанный на доске.
Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
Учитель: О чем текст?
Дети: О тополе.
Учитель: Какую пользу приносит это дерево?
Дети: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары. Учитель: А что еще вам известно об этом дереве?
Дети: Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
Учитель: Назовите главные члены каждого предложения.
Дети: Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.
Учитель: А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения. Все ли понятно?
Дети: Нет.
Учитель: А что помогает, уточняет прочитанное?
Дети: Другие слова, другие члены предложения.
Учитель: Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
2. Осознание формулировки определения понятия.
Дети: Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. Второстепенные члены предложения служит, чтобы уточнить прочитанное.
3. Запись текста.
Учитель: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Подчеркните главные члены предложения.
Учитель: Сделайте вывод, используя это правило.
Дети: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.
6. Физкультминутка
7. Закрепление.
1. Орфографическая зарядка.
Учитель: Я читаю слова с проверяемой безударной гласной, а вы должны подобрать проверочное слово .
Дети: Плохая шутка до добра не доведет. Умелые руки не знают скуки.
Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Запишите ту пословицу, которая вам понравилась больше.
3. Распространение предложений.
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения А. Плещеева.
Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях.
Учитель: Встретили ли вы нераспространенные предложения? Какие?
Дети: Осень наступила. Высохли цветы.
Учитель: Распространите их, т. е. добавьте второстепенные члены предложения.
4. Игра «Кто быстрее?».
Учитель: Каждому ряду я раздам листок с текстом, где по очереди вы должны выделить главные члены предложения. Какой ряд быстрее и качественнее выполнит эту работу, тот и выиграет.
По воскресеньям мы с папой гуляем в парке. На прогулку я всегда беру угощение для птиц и зверей. Мы крошим хлеб и бросаем крошки уткам. Белочку я кормлю из рук печеньем.
(При проверке используется взаимопроверка.)
5. Работа с предложением.
Учитель: Запишите в тетрадь предложение
Метель очень ласково одела деревца елового царства.
Учитель: Теперь выпишите первую букву каждого слова. Какое слово у вас получилось?
Дети: Молодец!
Учитель: Вы действительно молодцы, очень хорошо поработали!