| 2 минуты | -Ребята, добрый день! (слайд 1)Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок русского языка принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Меня зовут меня Марина Николаевна. Присаживайтесь. Откройте тетради, и запишите число, классная работа. (слайд 2) | Приветствуют учителя. Открывают тетради, записывают с комментариями. | Словесный (слово учителя) | Личностные УУД: - формирование умения действия смыслообразования, желание выполнять учебные действия. |
| 5 минут | Сейчас мы с вами проведем Блицопрос «Что я знаю о главных и второстепенных членах предложения». Закончите предложения: 1.Слова в предложении называются… 2.Грамматическая основа предложения… 4. В основу предложения входят 5. Подлежащее называется… 6. Сказуемое называется…
7. Подлежащее в предложении подчеркивается… 8. Сказуемое в предложении подчеркивается… 9. Все члены предложения, кроме главных – это … 10. Подлежащее и сказуемое главные члены предложения, так как… 11.По цели высказывания предложения бывают… 12. По интонации они могут быть… Молодцы, правильно! Мы с вами вспомнили всю информацию по теме предложения. Обратите внимание на слайд. Что на нем представлено? (слайд 3) Выделите устно грамматическую основу в предложениях. Постройте схемы этих предложений у себя в тетради. В чем различия этих предложений? Проверьте, так ли у вас получилось. (слайд 4) Ребята, а знаете ли вы, как называют предложения, в которых есть только грамматическая основа? А предложения, в которых есть второстепенные члены предложения? Затрудняетесь ответить? Сегодня нам предстоит узнать важную и новую информацию. Прочитаем и запомним ее. | - членами предложения - это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое. - два слова - о ком или о чем говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы кто? или что? - что говорится о подлежащем, и обычно отвечает на вопросы что делает? Или что сделает? - одной чертой - двумя чертами - это второстепенные члены предложения - они выражают главную мысль предложения - повествовательные, вопросительные и побудительные - восклицательными и невосклицательными - предложения Строят схемы предложений в тетради - в первом предложении только подлежащее и сказуемое, а во втором еще есть второстепенные члены предложения; второе предложение более красочнее передает речь. - нет (нераспространенные предложения) -нет (распространенные предложения) - да Открывают учебник, читают правила | Словесный (система вопросов, диалог, беседа) Фронтальная работа Наглядный (электронная презентация) | Метапредметные: Познавательные: - формирование представления об особенностях предложений, определении распространенное или нераспространенное предложение, преобразовании распространенных и нераспространенных предложениях Регулятивные: - осуществление самооценки; - развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; Коммуникативные: - умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; - развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; |
| 15 минут | Откройте учебник на стр. 132 (сто тридцать второй) и прочитайте правила в синей рамке. А теперь вы можете ответить на эти вопросы? (слайд 5) (слайд 6) схема Молодцы! (слайд 7)Тема нашего урока будет: распространенные и нераспространенные предложения. Давайте попытаемся ответить на вопросы в серой рамке на стр. 132 (сто тридцать второй). Как вы думаете, что означает слово распространить? Вот предложение: краснела малина. Распространите его. Как вы это сделаете? Так, хорошо! А что значит не распространить? Молодцы, правильно! Приведите примеры нераспространенных предложений. Молодцы! А какие предложения чаще встречаются в художественных произведениях – распространенные или нераспространенные, которые дают дополнительную информацию: где было событие, как оно происходило, каким было? Конечно, вы правы! С помощью распространенных предложений наша речь становится богаче, ярче. 1.Как ты думаешь, какие предложения мы чаще употребляем в речи – распространенные или нераспространенные? 2. Как определить, распространённое предложение или нераспространенное? Хорошо, правильно! Сейчас мы с вами поупражняемся в определении распространенных и нераспространенных предложений. Обратите внимание на слайд. На слайде представлены предложения. 1 ряд будет определять нераспространенные предложения, 2 ряд – распространенные предложения. По поднятой руке. 1.Проходили дни. 2.Мальчики пришли на речку. 3.Солнце палило. 4.Ребята прыгнули в тёплую воду. 5.Костя заплыл очень далеко. 6.Мальчики заволновались. 7.Они забегали. 8.И тогда Костя поплыл к берегу. (слайд 8) 1 ряд, почему вы выбрали именно эти предложения?
2 ряд, почему вы выбрали такие предложения?
Молодцы! Вы отлично справились с заданием. | - да, 1. предложения, которые состоят только из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого), называются нераспространенными; 2. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространенными. - это значит увеличить, сделать более обширным - нужно добавить второстепенный член предложения: краснела вкусная малина. - не увеличивать, не расширять, оставить все как обычно - Наступило утро. Светит солнце. Я гуляю. Собака лает. И др. - распространенные - я думаю что распространенные, потому что в своей речи мы часто используем прилагательные и другие части речи для полного выражения наших чувств и эмоций - нужно выделить главные члены предложения, и если есть второстепенные члены предложения, то значит это предложение распространенные, а если нет – нераспространенное . - 1 ряд – 1, 3, 6,7. - 2 ряд – 2, 4,5,8. - потому что у них есть только главные члены предложения, а значит они нераспространенные - потому что в них есть второстепенные члены предложения, которые указывают о том, что происходит, где происходит и когда, а значит это распространенное предложение | Словесный (диалог, система вопросов) Наглядный (электронная презентация) Фронтальная работа Работа в парах | Личностные УУД: - формирование умения взаимовыручки, старательности, мотивации достижения успеха; - формирование умения действия смыслообразования, желание выполнять учебные действия. Метапредметные: Познавательные: - формирование представления об особенностях предложений, определении распространенное или нераспространенное предложение, преобразовании распространенных и нераспространенных предложениях Регулятивные: - осуществление самооценки; - развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; Коммуникативные: - умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; - развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Предметные: - развитие умений находите, преобразовывать распространенные и нераспространенные предложения, формирование умений определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения в предложении. |
| 18 минут | Сейчас в парах выполните упражнение на стр.133 (сто тридцать третьей) упр. 412. Прочитай. Используя имена прилагательные, сделай эти предложения распространенными. Что для этого нужно? Запиши. Покажи графически связь слов в предложении. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно На выполнение задания у вас 5 минут. Записывайте в тетрадь по образцу. Пишите красиво, спинки ровные. Закончили? Тогда приступим к проверке. (слайд 8) Каким получилось первое предложение? Каким получилось второе предложение? Каким получилось третье предложение? Каким получилось четвертое предложение? Молодцы! Все правильно сделали! Какую роль играют прилагательные в предложении? Следующее упражнение 413 (четыреста тринадцатое). Прочитай. Сделай эти предложения нераспространенными. Запиши. Подчеркни грамматические основы. Выполняем его индивидуально, каждый сам. На работу у вас 5 минут. (слайд 10) Закончили? Тогда проверяем. Молодцы, все верно! Какой вывод мы можем сделать выполнив это упражнение? | Выполняют в парах упр. 412 - определить грамматическую основу и задать вопрос от подлежащего задаем вопрос, например: наступило утро, утро (какое?) летнее. Выполняют упражнение в парах - да - наступило летнее утро, что? – утро (подлежащее), что сделало? – наступило (сказуемое), утро какое? – летнее (прилагательное, второстепенный член предложения). - высохла утренняя роса, что? – роса (подлежащее), что сделала? - высохла (сказуемое), роса какая? – утренняя (прилагательное, второстепенный член предложения) - раскрылись красивые цветы, что? – цветы (подлежащее), что сделала? - раскрылись (сказуемое), цветы какие? - красивые (прилагательное, второстепенный член предложения) - запорхали яркие бабочки, кто? – бабочки (подлежащее), что сделали? - запорхали (сказуемое), бабочки какие? – яркие (прилагательное, второстепенный член предложения). - украшают предложение, делают нашу речь выразительной, красивой, яркой Слушают учителя, выполняют упражнение. - ветер гонит, пойдет дождь, лес шумит. - из распространенного предложения можно преобразовывать распространенное, выделив грамматическую основу в предложении, которая и является нераспространенным предложением | Словесный (слово учителя) Наглядный (электронная презентация, карточки с самостоятельной работой) Фронтальная работа Индивидуальная работа | Метапредметные: Познавательные: - формирование представления об особенностях предложений, определении распространенное или нераспространенное предложение, преобразовании распространенных и нераспространенных предложениях Регулятивные: - осуществление самооценки; - развитие умения самостоятельно формулировать тему урока; Коммуникативные: - умение слушать и слышать других, принимать другую точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; - развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - развитие умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Предметные: - развитие умений находите, преобразовывать распространенные и нераспространенные предложения, формирование умений определять грамматическую основу и второстепенные члены предложения в предложении. |
| 3 минуты | Я раздам вам листочки с тестом. Вам даны предложения, вы должны выбрать правильную характеристику предложения и записать правильный ответ. Я гуляю – поветсв., невосклиц., с двумя главными членами предложения, нераспространенные. а Папа купил мне игрушку – повеств., невосклиц., с двумя главными членами предложения и второстепенными членами предложения, распространенное. а Мы победили! – повеств., восклиц., с двумя главными членами предложения, нераспространенное. в Артамон цветы принёс Мальвине? – вопросит., с двумя главными членами предложения и второстепенными членами предложения, распространенное.б Что было трудно изучить, но интересно? Что было непонятно? Какое задание вызвало затруднение? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться? | Отвечают на вопросы - Научились задавать подходящие вопросы от подлежащего и сказуемого и подбирать второстепенные члены для распространения предложения, убирать второстепенные члены и делать нераспространенными. | Словесный (слово учителя, диалог) Фронтальная работа | Метапредметные: Регулятивные: - осуществление самооценки; |