Открытый интегрированный урок русского языка
и информатики в 7 «Б» классе.
Тема: «Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению».
Предмет: русский язык, информатика
Тип урока: интегрированный урок повторения по информатике, изучения и первичного закрепления знаний по русскому языку с помощью ИКТ.
Педагогические средства, формы: сообщения учащихся, частично-поисковая форма, закрепление навыков.
Вид деятельности учащихся: индивидуальный, коллективный.
Информационно-методическое обеспечение: компьютеры; интерактивная доска.
Цели урока:
1. Образовательная:
Выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить синтаксическую роль наречий в предложении, в тексте для « живописания действия». Определять разряды наречий по значению.
Повторение отработка технологии форматирования, редактирования текста средствами текстового процессора MS Word.
2. Развивающая: Расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь детей ; развивать их умение анализировать , мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.
Развить память, внимание, познавательные интересы и интеллектуальные способности при работе за компьютером.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение и уважение к русскому языку, формировать интерес к изучению предмета на примере художественных текстов, воспитать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность при работе за компьютером.
2. Анализ заданий по теме урока:
- для осознанного усвоения изучаемого материала применяется метод рассуждения и объяснения, задания логически выстроены для поэтапного восприятия информации;
- учитывая коррекционную направленность урока и индивидуальные особенности детей, все задания имеют чёткую формулировку, и после выполнения каждого задания происходит момент проговаривания и закрепления полученной информации для более устойчивого её запоминания;
- абсолютно все упражнение рассчитаны на развитие аудиальной, визуальной памяти и кинестетическое восприятие материала;
- через поэтические тексты и творческие задания происходит формирование интересов учащихся к изучению материала, так как все ценности и смыслы ребёнок черпает именно из художественных текстов классики.
3. Оборудование урока, средства обучения:
- учебник русского языка под редакцией Э.Д.Сулейменовой, Алматы, «Атамура», 2012г
- Н. Ермеков, Н. Стифутина. Информатика: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. – Алматы: Атамұра, 2012 г.
- презентация по теме « Наречие»,
- индивидуальные листы с заданиями (кроссворды, тесты),
- дидактический материал, художественные тексты,
- пословицы, поговорки, загадки, ребусы по тему «Наречие – красноречие».
Эпиграф к уроку написан на доске.
« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (М.Горький)
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Настрой детей на урок, на готовность воспринимать новый материал.
II. Актуализация внимания обучающихся и подготовка к активной УПД. Создание чувства уверенности в собственных силах.
2.1.Учитель обращается к ученикам с вопросом, любят ли они отгадывать ребусы, загадки.
На доске несколько ребусов со словами – наречиями. (Слайд №1). Разгадав их, дети выходят на тему урока. Запись даты и темы в тетрадях.
2.2. Чтение эпиграфа к уроку. (Слайд№2). Согласны ли вы с этими словами?
III. Подготовка к восприятию нового материала, целеполагание.
- Дети, давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. Во-первых, научиться определять наречие как часть речи, вспомнить его признаки, во-вторых, выяснить какую синтаксическую роль играют они в предложении, в-третьих, что они нам дают в речи и для чего служат.
IV. Усвоение новых знаний.
4.1. Знакомство с наречием. Стук в дверь. Входит ученик, здоровается. Представляется самостоятельной частью речи, относящейся к глаголу или его особым формам. Главный морфологический признак – неизменяемость «ни при каких обстоятельствах» , хотя в предложении является именно обстоятельством. Узнали меня? Ученик открывает на доске (слайд №3), где представлены его морфологические признаки, и садится за стол работать с классом.
4.2. Работа с учебником. Обратимся к параграфу 29. Стр.105. Прочтите. Что вы можете сказать об образовании наречий? Какие морфемы участвуют? Привести несколько примеров, назвать способы образования наречий.
4.2.От слов - к словосочетанию. На доске написан ряд сочетаний.
-Ребята, сейчас вам необходимо правильно поставить вопросы в данных словосочетаниях. Индивидуальная работа на компьютере.
Учащиеся открывают папку «Наречия» и файл «Вопросы к наречиям» на компьютер и выполняют задание: «Отредактируй содержимое файла. Набери вопросы так, чтобы они соответствовали наречиям».
Прочитать ___________вслух
Идти ___________вперёд
Приехал ____________ вчера
Сказал ____________ сгоряча
Отдал _____________ много
Смотреть _____________ вверх
Разрезать ____________ пополам
Оказаться __________ рядом
- От какой части речи мы ставим вопрос?( от глагола)
- Так кто же обслуживает наречие ? ( глагол)
Учитель говорит о том , что существительное обслуживает прилагательное( примеры).
- Какую роль играют наречия в словосочетании? Посмотрите, пожалуйста, на эпиграф к уроку, в словах А.М.Горького есть это определение. ( уточняют глагол, а также прилагательное или другое наречие).
Учитель информирует учащихся, что наречие в переводе с латинского означает « приглаголивание», учёные считают , что оно должно быть связано с глаголом, уточнять его. Как часть речи , наречие сформировалось только в 18 веке и продолжает развиваться до сих пор. Очень подвижная часть речи, везде успевает: и вправо, и влево, и вниз, и вверх, и вперед, и назад... По вопросу оно показывает, где, как, когда происходит действие. Учитель помогает детям сделать вывод: если прилагательное обозначает признак предмета, то наречие обозначает признак действия, признак другого признака либо признак предмета( очень редко: шапка набекрень, куртка нараспашку).
Наречия могут относиться не только к глаголу, но и к другим частям речи. Правда, намного реже. РУБАШКА НАВЫПУСК, ВОЛОСЫ ТОРЧКОМ, ЧЕРЕСЧУР СЛОЖНАЯ.
Вывод делают дети, записывают его в тетрадь и отвечают на вопрос учителя, что такое наречие, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как ведёт себя по отношению к глаголу ( уточняет его).
4.3. Творческая минутка. В подтверждение последнего высказывания учитель на примере афоризмов показывает детям, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, уместно используя её в разговоре, расширяя тем самым круг употребления наречий и обогащая свою речь . Данным заданием проверяется умение детей оперативно мыслить , сжимать информацию и выделять главное.
Задание: Заменить афоризм одним словом. Индивидуальная работа на компьютере.
Учащиеся открывают папку «Наречия» и файл «Фразеологизмы» на компьютер и выполняют задание: «Отредактируй содержимое файла. Напротив каждого афоризм набери соответствующее наречие».
Плакать в три ручья - горько
Кот наплакал - мало
Из рук вон - плохо
Рукой подать - близко
Во весь дух - быстро
Яблоку негде упасть - тесно
Черепашьим шагом - медленно
На край света - далеко
Душа в душу - дружно
Спустя рукава - плохо
Бок о бок - рядом
Учащиеся могут добавить свои примеры.
Физминутка. Данил проводит несколько упражнений, а затем спрашивает, какие наречия он называл.
Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте тихо, правильно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.
4.3. Работа с текстом ( Слайд№4). Аудирование.
Найти наречия и определить его значение. Взаимопроверка ( обмен тетрадями) в парах. Индивидуальная работа на компьютере.
Учащиеся открывают папку «Наречия» и файл «Текст», после заполнения таблицы на компьютере на доске появляются – ответы.(Слайд №5). Оценки на полях- «5»-1 ошибка, «4»-2 ошибки, «3»-3 ош.
4.4. Последняя цель урока – это наблюдение за ролью и употреблением наречий в тексте, что они нам дают, какой делают нашу речь, каким членом предложения чаще всего являются наречия. Самая сложная работа с русским языком – это работа с художественным текстом.
Учитель раздаёт карточки. Настраивает учащихся на выразительное чтение стихотворений , на хорошую дикцию, за которой необходимо следить во время чтения.
Карточка.( На доске).
Прочитайте внимательно поэтические тексты.
1. Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве! ( Ф.Тютчев)
Какой образ создаёт автор? Какие части речи помогают передать мироощущение писателя? Какова смысловая роль наречий в данном четверостишии?
2. Послушайте еще одно стихотворение:
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылит(ть)ся слегка,
И уныло по ровному полю
Разливает(ть)ся песнь ямщика.
Задание: Найти все наречия, выписать в тетрадь,
Подобрать к ним синонимы, антонимы.
Учитель говорит о том, что наречия служат для выражения состояния души человека и состояния природы. Идеал – гармония души человека и природы.
- Какой делают нашу речь наречия? ( Точной, образной , выразительной) Обратимся ещё раз к высказыванию А.М.Горького-- Слайд№2 ( ученик читает эпиграф урока).
Попробуем убрать наречия из стихотворения №2. Что изменилось? ( Текст потерял свою образность, выразительность). Мы не знаем, как звенит колокольчик, как звучит песнь ямщика, как пылится дорога.
- Подумайте, что значит однозвучно ? ( монотонно). Каким синонимом можно заменить наречиеслегка? ( чуть-чуть, немножко). А к наречию уныло подберите синонимы ( грустно, жалобно, печально, протяжно ).
Вывод. Роль наречий в тексте очевидна. Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее.
- Разберём предложение в первом стихотворении. Выясним синтаксическую роль наречий. ( Дети производят синтаксический разбор предложения и определяют , каким членом предложения является наречие, подчёркивают его).
Вывод. Наречия в предложении чаще всего бывают обстоятельством и подчёркиваются _._._._
4.5. Самостоятельная работа. Разгадать кроссворд с наречиями. Проверка (слайд №6).
1. Уклониться в сторону. 2. Запомнить надолго. 3. Сделать что-то очень быстро. 4. Прийти в нужный час. 5. Бежать, догоняя кого-то. 6. Разбить на мелкие кусочки.
(Вбок, навек, наспех, вовремя, вдогонку, вдребезги)
Индивидуальные задания: Карточки 3-4 уч-ся по определению значения наречия.
Загадки о наречии.
Найди в загадках наречия.
1) Вечером наземь слетает, Ночь на земле прибывает, Утром опять улетает. (Роса) | 3) Крупно, дробно зачастил, Всю землю напоил. (Дождь) |
4) Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, осенью оживает. (Снег) |
2) Громко стучит, звонко кричит, А что говорит, никому не понять И мудрецам не узнать. (Гром) |
5. Что вверх корнем растёт? (Сосулька) |
6. Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд) |
3) Сперваблеск, за блеском треск, За треском плеск. (Молния, гром, дождь) |
7. Кругом вода, а с питьём беда. (Море) |
5.Рефлексия. Индивидуальное тестирование в программе «Мой тест».
5.1. Тестирование “Наречие-это...”
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречие – служебная часть речи.
Наречие не имеет окончания.
Наречие – изменяемая часть речи.
Наречие обозначает признак предмета по действию
Наречие обозначает признак действия.
В предложении наречие играет роль обстоятельства.
Наречие может отвечать на вопрос сколько?
Наречие имеет форму слова.
Наречия можно разделить на смысловые группы.
5.2. Сценка “Рецепт”.
Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:
– В каком классе ты учишься, молодой человек?
– В седьмом.
– А дружно вы живёте в своём классе?
– Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...
– Жутко дружно, ужасно весело! А учитесь-то хорошо?
– Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
– Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьёзная, у тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач даёт рецепт – учебник русского языка.
– Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? Как их исправить?
(Жутко дружно – очень дружно, жутко весело – очень весело, в пух и прах хвалит – часто).
6. Подведение итогов урока. Мотивация на обучение.
6.1. Итоги урока. Возвращаемся к целям, поставленным в начале урока. Поэтапно, по пунктам обсуждаем, что мы делали и к какому выводу пришли.
- Поднимите руку, кто понял сегодняшнюю тему урока. Если кто-то не всё понял, не стесняйтесь. Непонимание – дверь к пониманию, и ошибка – тоже результат деятельности.
- Найдите, что сегодня получилось, а что мы могли бы сделать лучше в следующие уроки.
6.2. Позитивный настрой на конец урока. Воспитание чувства ответственности, уважения, любви к русскому языку.
- Дети, относиться к языку, на котором вы воспитываетесь, учитесь, думаете, нужно БЕРЕЖНО, ЛЮБОВНО, ВДУМЧИВО, АККУРАТНО, СЕРЬЁЗНО, ВНИМАТЕЛЬНО, УВАЖИТЕЛЬНО ,и пусть в вашей памяти всё останется НАВЕЧНО, ПРОЧНО, НАДЁЖНО, НАКРЕПКО, НАВСЕГДА, ТОЧНО, ГЛУБОКО, ЧЁТКО.
Учащиеся в течение урока заполняют оценочный лист.
Фамилия Имя _________________________________ |
Задание | Оценка |
№1 Вопросы к наречию | |
№ 2 Фразеологизмы | |
№ 3 Работа с и текстом | |
№ 4 Итоговый тест | |
Итоговая оценка за урок | |
6.3. Домашнее задание: Параграф 29, упр.225(письменно).
Творческое задание: написать мини - сочинение на тему: «Зима в моем городе».
Оценки за урок.
Спасибо за работу.
До свидания!
Учитель русского языка - Желтикова Наталья Васильевна.
Учитель информатики – Паршина Светлана Ивановна.