kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель – создание ситуации, в ходе решения которой обучающиеся узнают о правописании гласных о – а в суффиксах на конце наречий.  

                                                                                      Ход урока

  І. Организационный момент

1. Минутка чистописания

              1) Расшифровать слово

 Я Яя Яр ар ма рк рм ка мар яр ка

              2) Подобрать синонимы к слову ярмарка.

Ярмарка, рынок, базар, торг, торжище.

2.   Ярмарка огневая, яркая!

                Ярмарка плясовая, жаркая!

                Гляньте налево - лавки с товаром!

                Гляньте направо - веселье даром!

         - Я приглашаю вас на ярмарку, ярмарку необыкновенную – ярмарку знаний.

ІІ. Сообщение темы урока

 - Послушайте стихотворение Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли внимание поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

         Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

                         Вспомнится наречие «светло» -

                И увидишь: солнышко взошло.

                Если скажешь слово ты «темно»,

                Сразу вечер поглядит в окно,

         Если скажешь «ароматно», ты

         Сразу вспомнишь ландыша цветы.

        

         - На какие слова обратила внимание поэтесса? (Высоко,  светло, темно, ароматно)

         - К какой части речи относятся эти слова?

         - Какая тема нашего урока?

         - Предметом нашего сегодняшнего урока будет особенности правописания наречий.

 

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Приём «Корзина» идей.

         - Перед нами лавка «Наречие»

- Любая часть речи держится на трёх китах: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Опираясь на этот план,  вспомните  и запишите  всё, что знаете о наречии. (Индивидуальная работа, продолжительность 1 минута).

- Поделитесь друг с другом информацией (Групповая работа продолжительность 1 минута).

- Назовите по кругу какое-то одно сведение, не повторяя ранее сказанного (Составляется список в  «корзинке» идей).

         2. Зрительный диктант. Записать предложения, Подчеркнуть наречия, определить разряд.

Ярко светит весеннее солнце.

Летом над цветами порхают бабочки.

Ветер подхватил пыльцу и понёс её вверх.

Лес приятно пахнет цветочным мёдом.

        3. Заменить фразеологизмы наречиями, определить разряд.  (Групповая работа)

1) Все товары в гончарной лавке раскупили в мгновение ока.

2) Скоморохи, зазывая зрителей в театральный балаган, кричат во всю Ивановскую.

3) На ярмарочной площади яблоку негде упасть.

4) Возвращался купец с ярмарки черепашьим шагом.

5) Игрушек, лакомств, посуды, тканей на нашей ярмарке сколько душе угодно.

      4. Работа с таблицами слов.

-  Прочитайте слова третьего столбика. Образуйте наречия, запишите. Выделите суффикс. Объясните написание суффиксов.

- Каким способом образованы  данные наречия?

ІV. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации.

- Скоморохи приглашают нас в новую лавку -  «Лавку открытий». Что нас здесь ждёт?

- Прочитайте предложения:

Справа от дороги расположились купцы заморские.

Направо повели своих коней крестьяне.

- Выпишите наречия, разберите по составу.

- От какого  слова образовались наречия справа и направо

- Как они образовались? (Приставочно – суффиксальный способ)

 - Нам предстоит открыть новое правило.

- Спишите  наречия с доски, разделив на две группы.

Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, снова, справа, влево, издалека, засветло, вправо.

- Выделите приставки и суффиксы в наречиях, которые записали.

- Сделайте вывод. (В наречиях приставками -из, -до, -с, пишется суффикс -а;     с приставками -на, - за, -в, суффикс о.

          Составление схемы «Как лучше запомнить это правило».                                                                               

                         

                           из-, до-, с-                            на-,  за-, в-

                                 а                                               о

 

          - Мы знаем, что наречия могут относиться к различным частям речи. Пусть другие части речи помогут лучше разобраться в правописании этих суффиксов.

         - Объясните написание: на ярмарк_.

         - Какие ещё слова помогают правильно записать окончания имён существительных?

         - Подставьте эти слова к наречиям и найдите слово помощник.

(Групповая работа)

                 справа                                направо

                 со  стены                           на стену

                 со стола                            на стол

                 с окна                                 на окно

                 со ржи                               на рожь

 

  - Какое слово поможет правильно записать суффикс наречий с приставками? Мы вывели новое правило.

 -  Какое правило легче запомнить?

V. Физминутка

Сначала мы пойдём налево-1,2,3.
А теперь пойдём направо –1,2,3.
Станем мы сейчас поближе –1,2,3.
А потом уйдём подальше –1,2,3.
Руки вверх поднимем дружно 1,2,3.
И помашем влево –вправо.1,2,3
А сейчас присядем ниже 1,2,3
Головы поднимем выше.1,2,3
Дружно хлопаем руками.1,2,3
Тихо топаем ногами.1,2,3
Чтобы веселее стало,1,2,3
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

VІ. Закрепление нового материала

1. Вставить пропущенные буквы, прокомментировать свой выбор.

 Глядеть искос_, повернуть влев_, начать сначал_, решить занов_, переписать набел_, отмыть дочист_.

         2. Игра «Молчанка»

Показать карточку с соответствующей буквой

изредк_                    снов_                      засветл_

досыт_                    надолг_                   издавн_

начист_                   влев_                       сначал_

нанов_                      вправ_                    наглух_

        3. Групповая работа. Построить слова из частей:

Приставки: из-, до-, с-, на -, за-, в-.

Корни: - сух -. –чист -, -лев -, - давн -, -прав-, -долг-.          Суффиксы: - о, - а.

         4. Работа в парах. Составить из слов предложения и правильно записать суффикс.

1) построились, направ_, и, отряды, налев_

2) досух_, доску, вытирать, надо

5. Проверка знаний. Работа на карточках

Занов_, сначал_, изредк_, сгоряч_, досыт_, наглух_, слев_.

VІІ. Итог урока

1. - Какое открытие сделали на уроке

2. Лавка «Синквейн».

3. - Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке, я прошу вас высказать свое мнение.

На уроке мне было…, потому что…. Особенно …
На доске список наречий: хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Гласные буквы о-а в суффиксах на конце наречий" »

Урок русского языка в 4 классе


Тема. Гласные о – а в суффиксах на конце наречий

Тип урока: урок решения частных задач.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический.

Цель – создание ситуации, в ходе решения которой обучающиеся узнают о правописании гласных о – а в суффиксах на конце наречий.

Планируемые результаты, на формирование которых направлена работа на данном уроке:

Предметные:

  • Систематизировать знания учащихся о наречиях, как неизменяемой части речи;

  • Создать условия для осознанного изучения новой темы учащимися в системе различных методов; учить воспринимать язык как систему: видеть связь правописания с фонетикой, словообразованием, этимологией;

  • Формировать умения применять орфографические правила написания гласных о-а в суффиксах наречий;

  • Пополнить знания учащихся о наречиях;

  • Совершенствовать умение проверять выполненную коллективную и самостоятельную работу.

Метапредметные :

  • Познавательные: развивать общеучебные умения учащихся;

  • Способствовать в ориентировке цели и задач урока, используемых средствах.

  • Регулятивные: способствовать в постановке учебной задачи, ее сохранении, удержании, планировании учебных действий, рефлексии полученного результата, самоконтроле и самооценке своих действий.

Личностные:

  • Развивать самостоятельность в суждениях и тактичного отстаивания своей точки зрения;

  • Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;

  • Развивать умения анализировать и систематизировать полученные знания.



Ход урока

І. Организационный момент

1. Минутка чистописания

1) Расшифровать слово

Я Яя Яр ар ма рк рм ка мар яр ка

2) Подобрать синонимы к слову ярмарка.

Ярмарка, рынок, базар, торг, торжище.

2. Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево - лавки с товаром!

Гляньте направо - веселье даром!

- Я приглашаю вас на ярмарку, ярмарку необыкновенную – ярмарку знаний.

ІІ. Сообщение темы урока

- Послушайте стихотворение Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли внимание поэтессы. Правильный ответ на этот вопрос поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно», ты

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

- На какие слова обратила внимание поэтесса? (Высоко, светло, темно, ароматно)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Какая тема нашего урока?

- Предметом нашего сегодняшнего урока будет особенности правописания наречий.


ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Приём «Корзина» идей.

- Перед нами лавка «Наречие»

- Любая часть речи держится на трёх китах: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Опираясь на этот план, вспомните и запишите всё, что знаете о наречии. (Индивидуальная работа, продолжительность 1 минута).

- Поделитесь друг с другом информацией (Групповая работа продолжительность 1 минута).

- Назовите по кругу какое-то одно сведение, не повторяя ранее сказанного (Составляется список в «корзинке» идей).

2. Зрительный диктант. Записать предложения, Подчеркнуть наречия, определить разряд.

Ярко светит весеннее солнце.

Летом над цветами порхают бабочки.

Ветер подхватил пыльцу и понёс её вверх.

Лес приятно пахнет цветочным мёдом.

3. Заменить фразеологизмы наречиями, определить разряд. (Групповая работа)

1) Все товары в гончарной лавке раскупили в мгновение ока.

2) Скоморохи, зазывая зрителей в театральный балаган, кричат во всю Ивановскую.

3) На ярмарочной площади яблоку негде упасть.

4) Возвращался купец с ярмарки черепашьим шагом.

5) Игрушек, лакомств, посуды, тканей на нашей ярмарке сколько душе угодно.

4. Работа с таблицами слов.

- Прочитайте слова третьего столбика. Образуйте наречия, запишите. Выделите суффикс. Объясните написание суффиксов.

- Каким способом образованы данные наречия?

ІV. Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации.

- Скоморохи приглашают нас в новую лавку - «Лавку открытий». Что нас здесь ждёт?

- Прочитайте предложения:

Справа от дороги расположились купцы заморские.

Направо повели своих коней крестьяне.

- Выпишите наречия, разберите по составу.

- От какого слова образовались наречия справа и направо?

- Как они образовались? (Приставочно – суффиксальный способ)

- Нам предстоит открыть новое правило.

- Спишите наречия с доски, разделив на две группы.

Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, снова, справа, влево, издалека, засветло, вправо.

- Выделите приставки и суффиксы в наречиях, которые записали.

- Сделайте вывод. (В наречиях приставками -из, -до, -с, пишется суффикс -а; с приставками -на, - за, -в, суффикс о.

Составление схемы «Как лучше запомнить это правило».

из-, до-, с- на-, за-, в-

а о


- Мы знаем, что наречия могут относиться к различным частям речи. Пусть другие части речи помогут лучше разобраться в правописании этих суффиксов.

- Объясните написание: на ярмарк_.

- Какие ещё слова помогают правильно записать окончания имён существительных?

- Подставьте эти слова к наречиям и найдите слово помощник.

(Групповая работа)

справа направо

со стены на стену

со стола на стол

с окна на окно

со ржи на рожь


- Какое слово поможет правильно записать суффикс наречий с приставками? Мы вывели новое правило.

- Какое правило легче запомнить?

V. Физминутка

Сначала мы пойдём налево-1,2,3.
А теперь пойдём направо –1,2,3.
Станем мы сейчас поближе –1,2,3.
А потом уйдём подальше –1,2,3.
Руки вверх поднимем дружно 1,2,3.
И помашем влево –вправо.1,2,3
А сейчас присядем ниже 1,2,3
Головы поднимем выше.1,2,3
Дружно хлопаем руками.1,2,3
Тихо топаем ногами.1,2,3
Чтобы веселее стало,1,2,3
Всё опять начнём сначала./ повторяем зарядку/.

VІ. Закрепление нового материала

1. Вставить пропущенные буквы, прокомментировать свой выбор.

Глядеть искос_, повернуть влев_, начать сначал_, решить занов_, переписать набел_, отмыть дочист_.

2. Игра «Молчанка»

Показать карточку с соответствующей буквой

изредк_ снов_ засветл_

досыт_ надолг_ издавн_

начист_ влев_ сначал_

нанов_ вправ_ наглух_

3. Групповая работа. Построить слова из частей:

Приставки: из-, до-, с-, на -, за-, в-.

Корни: - сух -. –чист -, -лев -, - давн -, -прав-, -долг-. Суффиксы: - о, - а.

4. Работа в парах. Составить из слов предложения и правильно записать суффикс.

1) построились, направ_, и, отряды, налев_

2) досух_, доску, вытирать, надо

5. Проверка знаний. Работа на карточках

Занов_, сначал_, изредк_, сгоряч_, досыт_, наглух_, слев_.

VІІ. Итог урока

1. - Какое открытие сделали на уроке

2. Лавка «Синквейн».

3. - Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке, я прошу вас высказать свое мнение.

На уроке мне было…, потому что…. Особенно …
На доске список наречий: хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кошлань Виктория Валентиновна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку "Буквы О и А на конце наречий""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokaporusskomuiazykubukvyoianakontsienariechii"
    ["file_id"] => string(6) "279430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453225811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства