Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне слова.
Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне слова.
Данный урок русского языка представлен в виде урок-путешествия в страну Русского языка. Ученики - путешественники. Они должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога будет нелегкая, для успешного прохождения пригодятся знания и труд. Тетради – это записные книжки путешественников, в которых дети записывают свои открытия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне слова. »
правописание безударных гласных в корне слова
3 класс
Цели: совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова; продолжить формирование умений написания словарных слов; закреплять синтаксические навыки; развивать внимание, речевые умения и творческие способности; воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: карта путешествия; карточки для чистописания; карточки со словарными словами в форме рыбок; загадки; кроссворд; задание-письмо в конверте.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки:
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Ученья корень горек, да плод сладок.
– Объясните значение этих пословиц.
– Какую пословицу выберем для девиза урока?
II. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
– Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
Откройте свои записные книжки и запишите число.
– Послушайте стихотворение – и вы узнаете тему нашего урока:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Поставь под ударение.
Итак, тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне».
III. Работа по теме урока.
1. А н а л и з к а р т ы п у т е ш е с т в и я.
– Идти мы будем по карте. Карта – чертеж поверхности Земли, где отмечены реки, озера, города.
– Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы урока.
2. Ч и с т о п и с а н и е.
– Итак, начнем свой путь с города Чистописание.
– Вспомним правила письма:
Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут тетради наклонно).
Я, друзья, от вас не скрою (берут ручки в руки)–
Ручку я вот так держу (ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь (опускают руку на тетрадь).
За работу я возьмусь.
– В городе Чистописание нас встречают буквы (учитель открывает карточки): и .
– Как зовут эти буквы? («я», «эм».)
– Какой звук обозначает буква «Я»? (Гласная буква. Может обозначать один звук [а] или два звука [йа].)
– Запишите эти буквы с предметами, названия которых начинаются на эти буквы.
З а д а н и е:
Учащиеся работают в тетрадях по образцу.
– Вы очень хорошо выполнили это задание, идем дальше.
3. С л о в а р н а я р а б о т а.
– Вот мы подошли к озеру «Словарная работа». Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова.
На рыбках написаны словарные слова: с..рока, л..сица,м..роз, п..нал, уч..ник, м..дведь.
– Запишите слово МЕДВЕДЬ. Сколько в нем слогов, букв, звуков? Почему букв больше, чем звуков? Чем отличается звук [д] в середине слова от звука [т’] на конце слова?
4. С и н т а к с и ч е с к а я р а б о т а.
– А теперь перед нами встал лес... Чтобы не заблудиться, мы составим предложение о жителе леса – зайце. (Запись и синтаксический разбор предложения).
З а п и с ь: В лесу живет хитрый заяц.
– Как по-другому можно назвать лес? (Чаща, роща.)
– Объясните значение этих слов.
Роща– небольшой, чаще лиственный лес.
Чаща– густой, частый лес, заросли.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он пропрыгал десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал он гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
5. И з б у ш к а «Безударные гласные».
– Вы хорошо поработали и прошли дремучий Синтаксический лес. Но впереди новое испытание – избушка «Безударные гласные», и нас ждет задание Бабы-Яги.
Читаю загадки, вы пишете отгадки и рядом проверочное слово. Кто отгадает загадку, пишет слово в кроссворд.
а) Пока дети – каждый в берете.
Повзрослели – шляпы надели. (Грибы.)
б) Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
в) Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос.)
г) Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья! (Зерно.)
д) Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (Трава.)
З а п и с ь в тетрадях:
– Прочитайте выделенное слово в кроссворде.
– Что такое гроза?
Гроза– бурное ненастье с громом и молнией.
– Почему пишем ГРОЗА? Какое проверочное слово?
З а п и с ь:
6. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся читают и выполняют упражнения.
З а д а н и е. Прочитайте предложения. Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова.
Стояли хорошие ..сенние дни. Мы часто х..дили в рощу. Х..телось узнать, как л..сные жители готовятся к з..ме.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
– Был ли ты осенью в лесу? Что интересного видел там? Напиши три–четыре предложения.
7. Г о р о д «Умники и умницы».
– Последнее испытание нас ждет в городе «Умники и умницы».
З а д а н и е 1. Выберите проверочное слово.
Уд..вительно (диво, дева).
М..нять (мина, замена).
Л..пить (липко, лепка).
Подч..щать (честь, чисто).
Л..нивый (лень, линька).
Скр..пучий (скрепка, скрип).
М..стерить (мост, мастер).
З а д а н и е 2. Исправьте ошибки в письме.
– Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
– Послушайте, что ответила ему Маша.
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
– Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.
(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки, и подбирают проверочные слова.)
З а п и с ь:
IV. Итог урока. Оценки.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как проверить написание безударных гласных в корне?