Открытый урок русского языка в 4 классе
«Имя прилагательное»
Цели:
Образовательная: осознание и мотивация учебной деятельности;
Обучение видам самостоятельной деятельности;
Развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы; добывать и перерабатывать полученную информацию; закреплять знания учащихся о прилагательном;
Умение сплоченно работать в командах.
Воспитательная: воспитать чувство гордости за свою школу, привить интерес к знаниям.
Ход урока:
I. Мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей (хлопок в ладошки, кивок головой). Сели за парты. Открыли наши рабочие тетради, запишем число. Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте назовемего Уроком Творчества.
Почему же так? А потому что за время двух наших уроков вы покажите нашим гостям и себе свое творчество, т.е. вашу смекалку и выдумку, оригинальность и поэтичность и другие качества.
II. Операционно-познавательный этап
А) Проблемная ситуация.
Запись под диктовку.
Мы входим в хвойный лес. Подходим к высокой сосне. Переходим через глубокий овраг. Там небольшая избушка лесника.
- Назовите слова, которые помогают описать лес.
(хвойный, высокой, глубокий, небольшой)
- Как называются эти части речи?
- Назовите тему урока.
Б) работа по карточкам.
Образуйте от имен существительных имена прилагательные
Комната, яблоко, абрикос, береза.
- какие окончания имеют имена прилагательные?
- М.р. –ый, ий, - ой.
- Ж.р. – ая, -яя
- Ср.р. – ое, ее.
- Какой вопрос задаем к имени прилагательному м.р. ед.ч.? Какой?
- Какой вопрос задаем к имени прилагательному ж.р. ед.ч.? Какая?
- Какой вопрос задаем к имени прилагательному ср.р. ед.ч.?
- Изменяются ли имена прилагательные во мн.ч.?
Задание. В выделенных словах вместо точек поставьте нужные окончания.
Зима пришла ранн.... да морозн....Навалил сугробы пушист... снег. Тонк.... льдом сковало реки. Все небо зимн.... порой!
- В какой части речи пропущены окончания?
IV. Физминутка
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, в корзиночку кладет.
Одна шишка мишке по лбу шлеп,
Мишка рассердился и ногою топ.
- Молодцы. Развеялись! Теперь покажите, насколько вы дружны в своей команде, взявшись за руки. Спасибо! Продолжим работу нашей творческой мастртерской.
V. Составление синквейна.
Задание: каждая группа составляет стих по опорным словам, состоящую из 1 существительного, 2 глаголов, 3 прилагательных, синоним.
Школа столица
Встречает, учит строится, развивает
Родная, светлая, просторная новая, красивая, большая
Храм Астана
(Далее каждая группа озвучивает написанное).
VI. Конкурс капитанов «Отгадай загадку».
Индивидуальная работа. Каждый капитан вытягивает карточку с загадкой и отвечает.
1 карточка – (звезды). Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают!
2 карточка – (солнце). Ну – ка, кто из нас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет.
3 карточка – (небо). Поле не мерено.
4 карточка – (месяц). На небе один золотой апельсин. Миновали дни недели, апельсина мы не ели, но осталась от него только долечка всего.
VII. Конкурс «Что вы знаете?» Групповая работа.
Отгаданные командирами слова мы рассмотрим с точки зрения русского языка.
Задание: попробуйте определить, какие орфограммы можно выделить в этих словах? Определите морфологические признаки.
Солнце – 1 ) непроизносимая согласная в корне слова – проверочное слово «солнышко».
Небо – 1) словарное слово.
Звезда – 1) безударная гласная в корне слова – проверочное слово «звёзды».
Месяц – 1) правописание существительного 2 склонения, мужского рода с основой на ц.
VIII. Рефлексия.
1. Чем мы занимались с вами в нашей творческой мастерской?
2. Что вы узнали нового?
3. О чем вы говорили?
4. Что запомнилось больше всего?
5. Скажите, нужны ли вам такие уроки?
IX. Домашнее задание
Стр. 52 (записано на доске).
X. Оценка ответов учеников.
У каждого капитана карточка ответов, которую он заполнял. За каждый правильный ответ ставим «+». Количество «+» подсчитываем.
XI. Итог урока. Слово учителя.
Дорогие ребята! Вот и подошел к концу наш необычный урок Творчества. Мне бы хотелось поблагодарить вас за подготовку и вручить каждой команде поощрительные призы!
Давайте поблагодарим наших гостей, что пришли к нам (кивок, хлопок).
Спасибо! Урок окончен. До свидания!