«средняя общеобразовательная школа №12» г. Байкальск
услышанному, увиденному.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута) | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2. Актуализация и пробное учебное действие (4 минуты) | Послушайте стихотворение:
Жил на свете человек Вот однажды на поляне Замок встретил он большой, Но беда одна – селяне Унесли замок с собой. Чем закрыть дворец, не знает, Может, гвоздики забить, Только вот цветы мешают: Как гвоздики не сгубить? Записаны слова: ЗАМОК, ГВОЗДИКИ. прикреплены 4 рисунка. Почему? Ведь слова одинаково пишутся? (Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги | Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы. | Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).
|
3. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии (2минута) | - Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. - Откройте тетради, запишите 6 декабря Классная работа. Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку ударения? - орфоэпия. Записали тему урока. Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? («Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь). Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (Научиться правильно ставить ударение). Шкала оценивания Оцените уровень знаний по теме | Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Формулируют цель урока. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения (4 минуты) | Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали? (Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил, есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова). Давайте прочитаем в учебнике, что такое орфоэпия. По ходу знакомства с новым материалом мы составим кластер. В наш кластер должны войти те сведения, которые мы получили на разных этапах нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: Словарь в учебнике “Произноси правильно”, Школьный орфографический словарь, Орфоэпический словарь. - Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? (Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове). Что мы с вами уже узнали? Составление кластера. ОРФОЭПИЯ
Изучает постановку Изучает произношение ударения слов Ударение зависит от лексического значения слова | Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов; развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 минут) | Задание 1.Я загадаю вам загадку, отгадать которую поможет вам правильная постановка ударения: 1) Я сборник карт: от ударения Зависят два моих значения, Захочешь – превращусь в название Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атлас» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют). Какой вывод мы можем сделать? (От ударения зависит лексическое значение слова). А теперь отгадаем загадки и поставим правильное ударение в словах. Буквы – значки, Как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все… (Алфавит. Ударение ставится на третий слог). 2) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я… (Фарфор. Ударение ставится на второй слог). 3) Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный… (Каталог. Ударение ставится на третий слог). ПРОВЕРКА В СЛОВАРЕ Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов. Задание 2 заранее на доске Вечный – скучный Почта – чтобы гречневый– яичница Тема – теннис Сделаем вывод. (Не все слова пишутся так, как произносятся). Дополняем кластер. ОРФОЭПИЯ
Изучает постановку Изучает произношение ударения слов Ударение зависит от Сочетания букв чн=чн Чн=шн лексического значения слова | Учащиеся отгадывают загадки, проговаривают слова, ставя в них правильное ударение и объясняя различия в лексическом значении. Работают со словами, записывают в тетрадь и проговаривают.
Задание выполняется индивидуально, затем проговаривается устно. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. УДД: личностные, коммуникативные. |
6. Физминутка (2 минуты) | Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Физкультминутка | Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий. Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 минут) | Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. Задание 3 заранее на доске Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения (Задание выполняется в парах) Дорогой, замок, кружки, гвоздики, полки, (С каждым словом можно составить два словосочетания. В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, так как от этого зависит его лексическое значение) А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. Заранее Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах. звонит, столяр, километр, процент, начал, досуг, магазин, торты.=8 Молодцы! | Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. | Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. УДД: личностные, регулятивные, познавательные. |
8. Включение в систему знаний и повторение (10 минут) | А теперь весёлый урок Радионяни. Послушайте песню и запишите слова, поставив в них знак ударения , которые прорабатывают герои. портфель, магазин, шофёр, статуи, партер Партер?? - толковый словарь! Запишите слово, в котором возможна двоякая постановка ударения. (Это слово «творог». В нём можно поставить ударение как на первый, так и на второй слог). Дополняем кластер. ОРФОЭПИЯ
Изучает постановку Изучает произношение ударения слов Ударение зависит от Сочетания букв лексического значения слова чн в ряде слов звучит, как шн. Буква е не всегда смягчает предыдущий согласный В некоторых словах воз- можна двоякая постановка ударения Закрепление изученного материала. Задание 4 Чтобы не ошибиться в постановке ударения, можно использовать весёлые подсказки. (на индивид листках) Тётя Фёкла ела свёклу. Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой квартАл.
Слышен в классе диалог: Обсуждают каталОг. Детей не нужно баловАть, Чтоб зубки не пломбировАть. Дополняем кластер. ОРФОЭПИЯ
Изучает постановку Изучает произношение ударения слов Ударение зависит от Сочетания букв лексического значения слова чн в ряде слов звучит, как шн. Буква е не всегда смягчает предыдущий согласный В некоторых словах воз- можна двоякая постановка ударения
весёлые под- словарь сказки | Работают в рабочих листах. Проверяют. Делают вывод. Пишут под диктовку, проверяют на слайдах по эталону.
Ответы учащиеся могут проверить по эталону, расположенному на слайде.
| Применение на практике полученных знаний и последующее повторение. УДД: личностные, регулятивные, познавательные. |
9. Рефлексия (3 минуты) | Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение? В листке самооценки поставьте себе оценку за работу на уроке. Выполните мини-тест Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу. | Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся. | Формирование умений точно и полно выражать свои мысли. УДД: коммуникативные |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минут) | д/з 316, | Учащиеся записывыают задание в дневники, выражают свои эмоции по поводу урока. | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска. УДД: познавательные. |