kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Орфоэпия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая урока даст возможность провести интересный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Орфоэпия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №12» г. Байкальск


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Орфоэпия (5 класс)


Выполнила: Учитель русского языка и литературы

                      Власова Людмила Михайловна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: знакомство с термином “орфоэпия”, формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения), обогащение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления; воспитание положительного отношения к знаниям, любви к языку.


Планируемые результаты:

Личностные:

  • стремление к речевому эталону;

  • бережное отношение к родному языку;

  • совершенствование различных видов речевой деятельности;  

  • владение разными видами решения поставленных задач;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной

форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,

связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к

фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,

услышанному, увиденному.


Метапредметные:

Регулятивные:

  • осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

  • свободное восприятие текста.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь учителя и одноклассников;

  •  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами русского языка;

  • владение монологической речью.



Предметные:

Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  •  формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

  • развитие критического мышления;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и

сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.






Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.



Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация и пробное учебное действие

(4 минуты)



Послушайте стихотворение:



Жил на свете человек

Вот однажды на поляне

Замок встретил он большой,

Но беда одна – селяне

Унесли замок с собой.

Чем закрыть дворец, не знает,

Может, гвоздики забить,

Только вот цветы мешают:

Как гвоздики не сгубить?

Записаны слова: ЗАМОК, ГВОЗДИКИ. прикреплены 4 рисунка. Почему? Ведь слова одинаково пишутся?

(Каждое слово имеет своё лексическое значение. Хотя и пишутся они одинаково, но произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги

Рассматривают рисунки, подбирают к ним слова, отвечают на вопросы.



Формулирование собственных ожиданий, активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (проблемная подача учебного материала).




3. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии

(2минута)

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

- Откройте тетради, запишите 6 декабря Классная работа.

Какой раздел науки о языке изучает правильную постановку ударения? - орфоэпия.

Записали тему урока.

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(«Орфо» - правильный, «эпос» - речь. Правильная речь).

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? аучиться правильно ставить ударение). 

Шкала оценивания

Оцените уровень знаний по теме

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.







Формулируют цель урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа:

Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

(4 минуты)


Откройте учебник. Прочитайте материал на с. 143-144. Что нового вы узнали?


(Мы узнали, что, помимо орфографических и пунктуационных правил, есть ещё специальные нормы, которые называются орфоэпическими. Они учат нас, как правильно произносить слова).


Давайте прочитаем в учебнике, что такое орфоэпия.

По ходу знакомства с новым материалом мы составим кластер. В наш кластер должны войти те сведения, которые мы получили на разных этапах нашего урока.


Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: Словарь в учебнике “Произноси правильно”, Школьный орфографический словарь, Орфоэпический словарь.

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

(Слова в словаре расположены по алфавиту. Каждое слово имеет словарную статью, в которой содержится информация о слове).

Что мы с вами уже узнали? Составление кластера.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от

лексического значения слова

Осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов; развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(10 минут)

Задание 1.Я загадаю вам загадку, отгадать которую поможет вам правильная постановка ударения:

1) Я сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения,
Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я.

(Атлас – это географическая карта, ударение в этом слове ставится на первый слог. А в слове «атлас» ударение на втором слоге, это материал, из которого что-нибудь шьют).

Какой вывод мы можем сделать?

(От ударения зависит лексическое значение слова).

А теперь отгадаем загадки и поставим правильное ударение в словах.

Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…

(Алфавит. Ударение ставится на третий слог).

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…

(Фарфор. Ударение ставится на второй слог).

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…

(Каталог. Ударение ставится на третий слог). ПРОВЕРКА В СЛОВАРЕ

Молодцы, все справились с заданием. Но орфоэпия изучает не только постановку ударения, но и правильное произношение слов.

Задание 2 заранее на доске

Вечный – скучный

Почта – чтобы

гречневый– яичница

Тема – теннис


Сделаем вывод. (Не все слова пишутся так, как произносятся).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв чн=чн

Чн=шн

лексического значения слова


Учащиеся отгадывают загадки, проговаривают слова, ставя в них правильное ударение и объясняя различия в лексическом значении.
































Работают со словами, записывают в тетрадь и проговаривают.











Задание выполняется индивидуально, затем проговаривается устно.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

УДД: личностные, коммуникативные.

6. Физминутка

(2 минуты)

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


Физкультминутка

Упражнения направлены на активизацию внимания одновременно левого и правого полушарий.

Позволяют переключить внимание с одного вида деятельности на другой, отдохнуть.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(8 минут)

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. 

Задание 3 заранее на доске Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения (Задание выполняется в парах)

Дорогой, замок, кружки, гвоздики, полки,

(С каждым словом можно составить два словосочетания.

В чем мы убедились, выполнив это задание?

(Важно правильно поставить ударение в слове, так как от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант. Заранее

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

звонит, столяр, километр, процент, начал, досуг, магазин, торты.=8

Молодцы!


Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала; самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.


Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

8. Включение в систему знаний и повторение

(10 минут)

  1. А теперь весёлый урок Радионяни.

Послушайте песню и запишите слова, поставив в них знак ударения , которые прорабатывают герои.

портфель, магазин, шофёр, статуи, партер


Партер?? - толковый словарь!

Запишите слово, в котором возможна двоякая постановка ударения.

(Это слово «творог». В нём можно поставить ударение как на первый, так и на второй слог).

Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения


  1. Закрепление изученного материала.

Задание 4 Чтобы не ошибиться в постановке ударения, можно использовать весёлые подсказки.
(на индивид листках)

Тётя Фёкла ела свёклу.


Брёл я долго и устал, 
Перешёл седьмой квартАл. 

Слышен в классе диалог: 
Обсуждают каталОг.


Детей не нужно баловАть, 
Чтоб зубки не пломбировАть.


Дополняем кластер.

ОРФОЭПИЯ



Изучает постановку Изучает произношение

ударения слов

Ударение зависит от Сочетания букв

лексического значения слова чн в ряде слов звучит,

как шн. Буква е не

всегда смягчает

предыдущий согласный

В некоторых словах воз-

можна двоякая постановка

ударения



весёлые под- словарь

сказки


Работают в рабочих листах.


Проверяют.




Делают вывод.


Пишут под

диктовку, проверяют на слайдах по эталону.






























Ответы учащиеся могут проверить по эталону, расположенному на слайде.












Применение на практике полученных знаний и последующее повторение.

УДД: личностные, регулятивные, познавательные.

9. Рефлексия

(3 минуты)

Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока?


Достигли мы этой цели?


Какой алгоритм работы мы составили, чтобы правильно ставить ударение?

В листке самооценки поставьте себе оценку за работу на уроке.

Выполните мини-тест

Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу.


Оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся.

Формирование умений точно и полно выражать свои мысли.

УДД: коммуникативные


10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минут)

д/з 316,

Учащиеся записывыают задание в дневники, выражают свои эмоции по поводу урока.


Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно–познавательной деятельности, применение методов информационного поиска.

УДД: познавательные.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Орфоэпия"

Автор: Власова Людмила Михайловна

Дата: 12.05.2018

Номер свидетельства: 469198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Лингвистический практикум. 8 класс"
    ["seo_title"] => string(90) "obosobliennyieopriedielieniiaprilozhieniiaobstoiatielstvalinghvistichieskiipraktikum8klass"
    ["file_id"] => string(6) "303036"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380437"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053052"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "101856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402461476"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "открытый урок по русскому языку в 6 классе "Чудесный мир фонетики" "
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-chudiesnyi-mir-fonietiki"
    ["file_id"] => string(6) "118844"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413273809"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Открытый урок по теме "Грамотная речь как показатель культуры человека." Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(95) "otkrytyi-urok-po-tiemie-gramotnaia-riech-kak-pokazatiel-kul-tury-chielovieka-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "161458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422216719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства