Конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Звуки речи.
Конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Звуки речи.
Урок дан в рамках проведения открытых уроков.Одной из целью является подготовка к итоговой аттестации.На уроке использовались разнообразные формы и методы работы. Использовалась презентация,разнообразные карточки.Урок рассчитан на учащихся средних способностей.Учащиеся обобщали материал по теме "Фонетика".Углубляли знания о соотношении понятий "Фонетика и Орфоэпия". Совершенствовали орфоэпические навыки, умения делать фонетический разбор слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений - Мы вместе сочиним урок!
II. Упражнения-расследование
Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников)
Какова же главная задача языка?
(Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)
Звучат звуки природы.
- Ребята, что мы услышали. А люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет). - А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка. чтение, письмо и др.
Существует две формы общения (две формы речи).
Какие, вы узнаете, прочитав текст на стр.66, упр. 176.
Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. (Слайд 1) Как вы это понимаете? (Ответы ребят)-
Из чего ребята состоит устная речь? (из звуков)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о звуках речи)
- Правильно, а какой раздел науки о языке изучает звуки речи– фонетика. Запишем в словаре это определение.
III. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
Прочитайте текст на стр.67, упр.177
О чем говорится в каждом абзаце?
Письменно составьте план этого текста
- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
Лингвистическая сказка:
В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.
Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!" Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.
- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.
- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!
- Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звукУ.
В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны.
И что же из этого получилось?
Дым на улице стоит, Дом из труб его валит. На чердак залезла ложка, Со стола упала кошка. В день весенний у ворот Начал дружно таять мёд. Пироги пекутся в речке, Рыбаки сидят у печки. Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком? Кто не верит чудесам, Убедиться может сам!
Что произошло? Почему получилась такая путаница?
А вы не задумывались о том, как образуются звуки речи? (Слайд 3)
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
Ель, топор и руки - В каждом слове слышим звуки. Эти звуки разные - ласные, согласные. Гласные звуки - презвонкая штука Могут и петь и кричать, Могут в дремучем лесу поаукать, И в колыбельке сестрёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс: - змеиный слышен свист. Шшш: - шумит опавший лист. Жжж: - шмели в саду жужжат. рр: - моторы тарахтят. В общем тут любому ясно: Чтоб сказать ты слово мог, Дружат гласная с согласной, Составляют вместе слог.
- Проведём опыт. Произнесем вместе гласные звуки. Их сколько в русском языке (шесть). Преграду ощущаете? Нет) - А теперь произнесем согласные звуки. Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы). “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык). “З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Давайте, обратимся к правилу, чтобы узнать об этом больше. Упр.181, стр.69
А звуки важны в речи? Может один звук в слове что – то изменить? (например, устно упр. 179)
Что мы доказали? (мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь).
Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. Слайд 4.
В лс рдлсь лчк, В лс н рсл.
В лесу родилась елочка, В лесу она росла.
Ио и ео оая Еёая ыа.
Зимой и летом стройная Зелёная была.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
IV. Работа по учебнику.
Упр.192, если есть время упр.190 – ответы на вопросы.
Домашнее задание: П. 28, читать, упр.185.
V. Надо ли изучать фонетику?
Вывод: Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.
Итог урока.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?