kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Звуки речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан в рамках проведения открытых уроков.Одной из целью является подготовка к итоговой аттестации.На уроке использовались разнообразные формы и методы работы. Использовалась презентация,разнообразные карточки.Урок рассчитан на учащихся средних способностей.Учащиеся обобщали материал по теме "Фонетика".Углубляли знания о соотношении понятий "Фонетика и Орфоэпия". Совершенствовали орфоэпические навыки, умения делать фонетический разбор слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Звуки речи. »

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Фонетика. Звуки речи».

Цели:

  1. Познакомить с разделом науки о языке. Сформировать навык записи звуков.

  2. Способствовать  развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.

  3. Способствовать формированию и воспитанию аккуратности письма, внимания.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

I. Орг.момент

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!

II. Упражнения-расследование

Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников)

Какова же главная задача языка?

(Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией)

Звучат звуки природы.

- Ребята, что мы услышали. А люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).

Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка. чтение, письмо и др.

Существует две формы общения (две формы речи).

Какие, вы узнаете, прочитав текст на стр.66, упр. 176.

    1. Беседа по прочитанному тексту

  • Назовите две формы речи.

  • Чем отличается устная речь от письменной?

  • Какая речь древнее?

  • Какими средствами передаётся устная речь, письменная?

Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. (Слайд 1) Как вы это понимаете? (Ответы ребят)-

Из чего ребята состоит устная речь? (из звуков)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о звуках речи)

- Правильно, а какой раздел науки о языке изучает звуки речи– фонетика. Запишем в словаре это определение.

III. Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

Прочитайте текст на стр.67, упр.177

  1. О чем говорится в каждом абзаце?

  2. Письменно составьте план этого текста

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);

  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

  • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

  • Микрофон (прибор для усиления голоса);

  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);

  • Фонотека (собрание звукозаписей);

  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);

  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);

  • Патефон (граммофон с рупором).


Лингвистическая сказка:

   В некотором царстве, в некотором государстве, в старинном замке жили-были братья-звуки.

Жили они в мире и согласии до тех пор, пока один из братьев не заявил: "Братья, а ведь вы все никому не нужны!" Что тут произошло?! Звуки возмутились, подняли невероятный шум. Каждый стал на все лады расхваливать свои достоинства.

- Я самый главный, я самый круглый, аккуратный, меня очень легко произносить, - заявил звук О.

- Нет, я важнее тебя, - прожужжал звук Ж. - Меня хотя и трудно произносить, но я шире тебя; без меня не могут обойтись многие слова, а жук даже похож на меня!

- Подумаешь - широкий! Подумаешь - важный! А у меня зато длинный хвостик, и я умею гудеть, - загудел звукУ.

В спор вступили и остальные звуки. Они спорили долго и громко, пока не разругались в конец и не разошлись в разные стороны.

И что же из этого получилось?

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!

Что произошло? Почему получилась такая путаница?

А вы не задумывались о том, как образуются звуки речи? (Слайд 3)

Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

  Ель, топор и руки -
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные - ласные, согласные.
Гласные звуки - презвонкая штука
Могут и петь и кричать,
Могут в дремучем лесу поаукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс: - змеиный слышен свист.
Шшш: - шумит опавший лист.
Жжж: - шмели в саду жужжат.
рр: - моторы тарахтят.
В общем тут любому ясно:
Чтоб сказать ты слово мог,
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.

- Проведём опыт. Произнесем вместе гласные звуки. Их сколько в русском языке (шесть). Преграду ощущаете? Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки. Их 36 в русском языке.

“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

  - На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Давайте, обратимся к правилу, чтобы узнать об этом больше. Упр.181, стр.69

А звуки важны в речи?  Может один звук в слове что – то изменить?  (например, устно упр. 179)

Что мы доказали? (мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь).

   Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. Слайд 4.

В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Ио и ео оая
Еёая ыа.

Зимой и летом стройная
Зелёная была.

- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

  IV. Работа по учебнику.

Упр.192, если есть время упр.190 – ответы на вопросы.

Домашнее задание: П. 28, читать, упр.185.

V. Надо ли изучать фонетику?

Вывод: Звуковая сторона слова - это всего лишь внешняя оболочка, форма. Но знание её, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.

Итог урока.

  • Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

  • На какие две группы делятся звуки речи?

  • Какие органы речи участвуют в образовании звуков?

  • В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?

  • Каких звуков больше: гласных или согласных?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Звуки речи.

Автор: Бурылова Эмилия Васильевна

Дата: 03.09.2015

Номер свидетельства: 228472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "124654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414760169"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения  в прозе «Русский язык» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieratury-i-turghieniev-analiz-stikhotvorieniia-v-prozie-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "229847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441896121"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства