kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока  русского  языка  по  теме « Исследование слова традиция»,  4  класс,

образовательная  программа  «Школа  2100». Кондрашина Анна Александровна,

 учитель начальных  классов  МАОУ  «СОШ  №3»

Цель: закрепление  знаний учащихся  об основных  признаках  простых предложений  с  однородными  членами  и  сложных  предложениях  и  оформлении  их  на  письме.

Задачи:

  • активизировать  познавательную  деятельность  учащихся;
  • развивать  умение  учащихся  различать простые  предложения  с  однородными  членами  и  сложные  предложения  и  пунктуационно  правильно  оформлять  их  на  письме;
  • формировать  орфографическую зоркость;
  • обучать  работать  с  различными  источниками  информации  (словари,  публицистические статьи);
  • создавать положительный  эмоциональный  фон  в  классе.

Оборудование:  компьютер,  мультимедиапроектор.

ХОД  УРОКА

Организационный  момент.  Вводное  слово  учителя.

 Уч: Доброй  традицией  стало  в  нашей  школе  в   апреле   проводить  Неделю  открытых  дверей для учителей старших классов.  

Прочитайте на слайде. (Фразеологизмы “Засучив рукава”, “Спустя рукава” значение:     

- Согласны так работать? Тогда начинаем.

Ход урока:

- Какие науки о языке вы знаете?

- Давайте разделимся на 3 группы

 Задания  для  команд: 

1-я команда    Раздел языка Лексика:

 

2-я команда    Раздел языка  Орфоэпия:   слово : ТР  ДИЦ  Я

 

3-я команда Раздел языка Морфемика:  слово ТРАДИЦИЯ.

 

   Раздел языка Фонетика.

 

 

Работа  над  сложными  предложениями.

 

 Какое Домашнее задание напрашивается само за себя? Да, записать несколько предложений о своей любимой традиции.

Итог  урока (рефлексия).

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

История  России:  энциклопедия  для детей. – Т.5. – М: АВАНТА  ПЛЮС,  1995.

Ожегов С.И.,  Шведова Н.Ю. Толковый  словарь  русского  языка: 80000 слов  и фразеологических  выражений/ Российская  академия  наук. Институт  русского  языка  им. В.В. Виноградова. – 4-е  изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

 

 

                                                                                                                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе »

Разработка урока русского языка по теме « Исследование слова традиция», 4 класс,

образовательная программа «Школа 2100». Кондрашина Анна Александровна,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №3»

Цель: закрепление знаний учащихся об основных признаках простых предложений с однородными членами и сложных предложениях и оформлении их на письме.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • развивать умение учащихся различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения и пунктуационно правильно оформлять их на письме;

  • формировать орфографическую зоркость;

  • обучать работать с различными источниками информации (словари, публицистические статьи);

  • создавать положительный эмоциональный фон в классе.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Вводное слово учителя.

Уч: Доброй традицией стало в нашей школе в апреле проводить Неделю открытых дверей для учителей старших классов. Вот уже на протяжении многих лет наши четвёртые классы гостеприимно распахивают свои двери, и учителя приходят посмотреть на вас на будущих пятиклассников, им интересно узнать, как вы умеете отвечать на уроках, как ведёте себя во время урока и чему научились за 4 года в начальной школе.

- Может Вы из моих слов догадались о главном слове, над которым мы будем работать на нашем уроке?

Уч: Верно, это слово Традиция…

- А что мы сможем узнать об этом слове на уроке русского языка?

- Давайте постараемся поработать на уроке не спустя рукава, а засучив рукава! А это как значит работать? СЛАЙД 2.

Прочитайте на слайде. (Фразеологизмы “Засучив рукава”, “Спустя рукава” значение: Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава , хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.

- Согласны так работать? Тогда начинаем.

Ход урока:

- Какие науки о языке вы знаете?

- Давайте разделимся на 3 группы

Задания для команд:

1-я команда Раздел языка Лексика:

  • найти в толковом словаре значение слова «традиция»,

  • подобрать синонимы к данному слову.

- справилась ли команда с заданием?

2-я команда Раздел языка Орфоэпия: слово : ТР ДИЦ Я

вставить пропущенные буквы,

назвать орфограммы,

подобрать однокоренное имя прилагательное.

- справилась ли команда с заданием?

3-я команда Раздел языка Морфемика: слово ТРАДИЦИЯ.

Подобрать однокоренные слова_____________________________

Изменить форму слова_____________________________________

Разобрать по составу традиция

- справилась ли команда с заданием?

Запишите это слово в тетрадь.

- Какой важный раздел языка мы ещё не рассмотрели? (Фонетику)

- Будем работать все вместе. Возьмите листочки и ответьте на вопросы (время выполнения 3 минуты)

Раздел языка Фонетика.

Ответьте на вопросы: слово : ТРАДИЦИЯ.

Сколько в слове слогов?____

На какой слог падает ударение?_____

Напишите транскрипцию слова__________________________

Сколько звуков?_____

Сколько букв?______

Сколько гласных звуков?____

Сколько мягких согласных звуков?_____

Сколько твёрдых согласных звуков?____

Сколько глухих согласных звуков?_____

Сколько звонких согласных звуков?______

Поменялись листочками Проверка по эталону (слайд) Верните листочки соседу. Покажитесь у кого 10 +, дополнитесь те. У кого 9+ - поставили себе «5» - аплодисменты детям. Те, у кого 8-7 + - ставят «4», Те, у кого 6-5 + - ставят «3», остальные «2» балла


- А какой ещё раздел языка пропустили? (Синтаксис)

Повторение пройденного материала о простых и сложных предложениях.

Работа над простыми предложениями с однородными членами.

Уч: А какие традиции вы знаете? В семье? В школе? В классе?

(Ответы учащихся)

Уч: Мы говорим, что различные традиции и обряды дошли до нас с давних времен. Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых из них. А для этого давайте вспомним уроки «Окружающего мира».

- Как назывались наши предки в давние времена? (Славяне).

- Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что зовется Россией, наши предки. Богаты были эти земли, но и людям приходилось немало трудиться, чтобы здесь выжить. Оттуда, из тех времен дошла до нас традиция уважительно относиться к хлебу. А почему, вы узнаете из этого текста.

Текст № 1

Хлеб для славян был священным даром Богов. А стол считался Божьими ладонями, поэтому бить кулаком по столу запрещалось. Славяне верили хлебу и поклонялись ему. Зерно, из которого делали хлеб, называли «жито», что означало «жизнь». На славянских свадьбах часто перемешивали хлеб, испечённый в доме жениха, с тем, что принесли из дома невесты. Вот почему даже сегодня жениха и невесту зерном, то есть жизнью, посыпают. С тех давних пор хлеб у славян – всему голова.

Задание к тексту: найти в тексте предложение с однородными сказуемыми, выписать его.

1 ряд: обозначить части речи,

2 ряд: дать характеристику предложению,

3 ряд: составить схему предложения.

Проверка и оценивание результатов работы. ( Поставьте себе оценку ту, на которую вы считаете, что справились с работой)

Уч: Традиционным блюдом нашего народа является каша. И эта традиция тоже дошла к нам от древних славян. Давайте познакомимся со следующим текстом.

Текст № 2.

Любили славяне варить каши. Чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути для славян были Божествами, всем трём поклонялись. Каши приправлялись молоком или маслом. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, торжества Жизни. Славяне верили, что зерно «воскресает и только радуется своим «похоронам».

Задание к тексту: выбрать и выписать предложение, соответствующее схеме

____ ________ или





Запишите данное предложение, дайте ему характеристику.

Оцените свою работу


Уч: Отправляемся дальше. Скажите, что такое Масленица? (Это праздник проводов зимы и встречи весны). Это праздник тоже пришел к нам от наших предков. Прочитаем об этом:

Текст № 3 (на слайде - устно)

У славянских народов есть особый праздник – Масленица, когда празднуется победа над злой богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, приветствуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны. В этот день люди зиму провожают а блинами призывают весну и солнышко в свою землю. «Приди, весна, с радостью с великой милостью со льном высоким с корнем глубоким с хлебом обильным!» А чтобы были блины вкуснее, славяне поливали их маслом запивали напитком из мёда.

Задание к тексту: В некоторых предложениях пропущены запятые. Ваша задача – поставить запятые и объяснить их постановку. (Устно)


Работа над сложными предложениями.

Уч: Знаете ли вы, кто такой домовой? Обычай привечать домового очень давний. Это – отголосок верований древних славян. Узнаем об этом, прочитав следующий текст:

Текст № 4

Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его домовой. Обычно Домовой походил на хозяина дома, но только был он ростом мал, бородат и волосат. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме и хлеб, и соль, и мёд не иссякнут и ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, хозяева торжественно приглашали Домового сесть в стоптанный лапоть и отпраздновать новоселье.


Задание к тексту: найти в тексте сложное предложение с союзом но, выписать его и выполнить синтаксический разбор.


Уч: А сейчас, не задумываясь, скажите, какой у вас самый любимый праздник? Подавляющее большинство назвали Новый год. За что вы любите этот праздник? А знаете ли вы, что славяне тоже праздновали Новый год, но только было это вовсе не 1 января. Когда славяне праздновали Новый год?

СЛАЙД 11.

Во все времена и у всех народов наступление нового года считалось праздником но не всегда этот день приходился на 1 января. Впервые календарь, в котором новый год начинался 1 января, ввёл римский император Юлий Цезарь. У славян новый год начинал отсчёт с 1 марта а на Руси он начинался 1 сентября. И только в 1700 году царь Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января.

В этом тексте пропущены запятые в сложных предложениях. Найдите эти предложения и исправьте в них пунктуационные ошибки.

Какое Домашнее задание напрашивается само за себя? Да, записать несколько предложений о своей любимой традиции.

Итог урока (рефлексия).

Уч: Снова разделимся на команды и сейчас я прошу вас составить небольшие рассказы по следующим темам:

1-я команда - «Что нового узнали на уроке».

2-я команда - «Какую работу выполняли на уроке».

3-я команда - «Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке».

Каждая команда обсуждает свои рассказы и потом представляет их классу.

- Спасибо всем за работу! Посмотрите на свои оценочные листы и высчитайте свою среднюю оценку за урок. Как считаем? Суммируем все оценки и делим на кол-во оценок

Уч: Наш урок окончен. Я благодарю вас всех за работу. А напоследок я хочу сказать от лица ребят, что в нашей школе остаётся доброй традицией: приглашать вас, уважаемые учителя, на концерты-поздравления к различным праздникам к 8-му марта, ко Дню учителя, к Новому году, доброй традицией остаётся здороваться с Вами каждое утро и уважать учителя.






ЛИТЕРАТУРА.

История России: энциклопедия для детей. – Т.5. – М: АВАНТА ПЛЮС, 1995.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.

Решетникова Г.Н., Стрельников Н.И. Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука, 1998.

Сиповский В.Д. Родная старина. – М: Современник, 1993.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Автор: Кондрашина Анна Александровна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект открытого урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_odushevlionnye_i_neodushevl"
    ["file_id"] => string(6) "553386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592257825"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект открытого урока русского языка в 3 классе : Предложение. Выделение предложения из текста."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_predlozhenie_vydelenie_predl"
    ["file_id"] => string(6) "571831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611998264"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока  русского языка " Состав слова" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sostav-slova-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641722"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока  русского языка " Состав слова" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sostav-slova-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "259089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448641730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства