Тема урока: Повторение по теме: «Падежи имен существительных»
Цели:
Обучающие: Повторить падежи имен существительных. Закрепить полученные знания об имени существительном. Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.
Формировать умения выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать знания.
Развивающие: Содействовать выработке навыков самоконтроля и самоанализа у учащихся. Содействовать развитию памяти, речи, навыков учебного труда.
Воспитательные: Способствовать формированию эстетических взглядов у учащихся. Воспитывать чувство товарищества и взаимной помощи.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: презентация, задания группам, бланк заданий, рабочая тетрадь №2, цветные карандаши.
Методы и приемы: слово учителя, наглядный метод, метод самостоятельной работы.
Ход урока
- Организационный момент. Слайд 1.
- Читаем хором.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
– Тихо сели девочки!
– Тихо сели мальчики!
- Психологический настрой. Слайд 2.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (что делают?) ….
- Видят!
- Уши внимательно слушают и всё (что делают?) ….
- Слышат!
- Голова ясно и хорошо (что делает?) ….
- Думает!
3. Повторение признаков существительных.
- Прочитайте текст. Слайд 3.
- Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.
(У каждого учащегося на парте распечатка текста).
- Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг)
- А как вы понимаете слово друг? Кто такой друг?
Друг – это тот, кто… Слайд 4.
- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;
- ничего не пожалеет для тебя.
«Мозговой штурм». Слайд 5-9.
- Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное)
- Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?) (Слайд 4)
- Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного устно.
- На какие 2 группы можно разделить все имена существительные?
- (Одушевленные – КТО? неодушевленные – ЧТО?)
- На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? (Нарицательные и собственные)
- Как пишутся имена собственные? (С большой буквы)
- Назовите число имен существительных. Приведите примеры.
- На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)
- Теперь приведите примеры существительных женского и среднего рода. (Примеры детей)
- Существительное “друг” из нашего текста будет какого рода? (Мужского)
4. Работа по теме урока. Постановка задачи урока. Слайд 10 -11.
- Сегодня мы обобщим знания о падежах. Перед нами стоят следующие задачи
- Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
- Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных.
- Теперь откройте тетради, перепишите с доски число, классную работу и тему нашего сегодняшнего урока.
- Вспомним название падежей по сказке Е.Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”. Слайд 12-14.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
- Молодцы, ребята, а теперь назовите все падежи и падежные вопросы имён существительных.
- Падежи мы с вами повторили, а сейчас поиграем в очень увлекательную игру, игра называется «Восстанови таблицу».
Слайд 15-16
- Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите собрать эту таблицу. Ребята, вы поможете?
- Мы с вами разделимся на две группы, и каждая группа восстановит перепутанную таблицу. Посмотрите, что здесь перепутано и будьте внимательны. Какая команда правильно выполнит задание, та и выиграет.
Падеж
Вспомогательное
слово
Падежный
вопрос
Именительный
есть
кто? что?
Родительный
нет
кого? чего?
Дательный
дать
кому? чему?
Винительный
винить
кого? что?
Творительный
творить
кем? чем?
Предложный
думать
о ком? о чём?
5. Упражнение - разминка «Веселые животные». Слайд 17-18.
6. Работа с учебником и в тетради. Слайд 19.
- Откройте рабочие тетради на стр. 59, упр. 161.
- Прочитайте условие.
- От первого слова поставь вопрос к существительному. Укажи падеж. Из данных словосочетании составьте 2 предложения.
4 уровень – работа по прописи.
7. Домашняя работа. Слайд 20.
- Допишите
Упр.161 , стр. 59. по рабочей тетради.
4 уровень- работа по образцу
9. Подведение итогов и выставление оценок. Обобщение. Слайд 21.
- Что мы с вами делали сегодня на уроке?
Слайд 22.
- Как вы оцениваете наш урок, мы с вами узнаем по вашим стикерам. Кому понравился урок, тот вывешивает свои стикеры на зелёный лист, а кому не понравился наш урок вывешиваем на красный лист стикеры.
Слайд 23.
- Спасибо, до скорых встреч!