Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Бессоюзные сложные предложения"»
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения».
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Сообщение темы урока и постановка целей.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков.
- Посмотрите на доску и определите: какие перед нами предложения? (БСП)
Предложения записаны на внутренней части доски.
«Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других.
«Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце».
«Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту».
«У каждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена»
II. Постановка целей урока.
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Сегодня у нас с вами обобщающий урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения».
- Запишите тему урока в тетрадь.
Мы постараемся обобщить всё изученное о бессоюзном сложном предложении, закрепим навыки постановки знаков препинания в БСП. И так же, как и на предыдущих уроках, мы будем готовиться к государственной итоговой аттестации.
III. Выполнение упражнений.
1) Слово «бессоюзное» по составу.
2) К словосочетанию «бессоюзное предложение» подобрать синонимичное, определить в этих словосочетаниях вид подчинительной связи.
Раскрыть доску.
3) Синтаксическая пятиминутка (1 учащийся).
Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
IV. Фронтальный опрос.
Зачитать эпиграф к уроку.
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный).
- Какие знаки препинания могут употребляться в БСП?
- На какие смысловые отношения в БСП могут указывать запятая и точка с запятой?
- На какие смысловые отношения в БСП могут указывать двоеточие?
- На какие смысловые отношения в БСП могут указывать тире?
V. Закрепление изученного.
- Какие способы проверки знаков препинания в БСП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными, путём подстановки союзов).
4. Задание: преобразуйте союзные предложения в сложные бессоюзные, расставьте нужные знаки препинания.(4 мин.) Предложения заранее записаны на доске.
Исходный вариант
Перестроенное предложение
1.Когда настанет вечер, загорятся звёзды.
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
4. Помните, что с доброты человек начинается!
5. Если хочешь людям добра, сей в их сердцах любовь.
1.Настанет вечер - загорятся звёзды.
(Тире – значение времени)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
(Двоеточие – причина).
4. Помните: с доброты человек начинается!
(Двоеточие-изъяснение).
5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Тире-условие).
5. Объяснительный диктант.
(Записываются под диктовку учителя предложения и объясняется постановка знаков препинания).
По лощинам, звезды отражая, ямы светят тихою водой; журавли, друг друга окликая, осторожной тянутся гурьбой (значение перечисления)
Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему (пояснение).
Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт (противопоставление)
Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый(изъяснение).
Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжести войны (значение причины).
За ночь все отдохнули — можно снова приниматься за прерванную работу (значение результата).
6. Подготовка к ГИА.
Первые 3 задания выполняются совместно. Затем самостоятельная работа.
1) Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
Ответ: 32
2) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…
Ответ: 2
3) Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. Ответ: 18
7. Самостоятельная работа:
4.Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...
Ответ: 14,16
5. Среди предложений 5–12 найдите бессоюзноесложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.
Ответ: 12
6. Среди предложений 15–17 найдите сложноепредложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
Ответ:16
VI. Подведение итога урока. (2 мин.)
— Что мы сегодня вспомнили на уроке?
— Ребята, какова была цель нашего урока?
Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.
— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2)применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.
VII. Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение 15.1 на лингвистическую тему по высказыванию известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
VIII. Выставление оценок.
1)Обида – это такой маленький зверёк. 2)С виду он совсем безобидный. 3)Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. 4)Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. 5)А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…
6)Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. 7)Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. 8)Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»
9)Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. 10)Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… 11)А обиде всё равно не нравится в человеке. 12)Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… 13)Такой вот непутёвый зверёк. 14)Да и человек тоже непутёвый… 15)Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду…16)А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… 17)Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… 18)И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… 19)Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… 20)Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…
21)И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! 22)Пусть себе живёт в своё удовольствие! 23)И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.
24)Обида – это такой маленький зверёк… 25)Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит! (Сказка-притча).
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приложение.
6. Подготовка к ОГЭ.
1) Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
2) Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…
3) Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.
4.Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...
5. Среди предложений 5–12 найдите бессоюзноесложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.
6. Среди предложений 15–17 найдите сложноепредложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?