Ход урока.
1) - Что мы называем главным средством выражения мысли? (главным средством выражения мысли мы называем предложение)
- По каким признакам мы определяем предложение? (наличие грамматической основы, интонационной законченности)
- Какие виды предложений по количеству грамматических основ вы знаете? (по количеству грамматических основ предложения бывают простыми и сложными)
- Какое предложение называется сложным? (сложное предложение – это предложение, которое имеет две или несколько (более) грамматических основ)
- Каким знаком препинания разделяются части сложного предложения на письме? (части сложного предложения разделяются запятой)
- В будущем вы узнаете, что не только запятая может разделять части сложного предложения.
- А какие средства связи частей сложного предложения вы знаете? (соединяются интонацией, союзами и по смыслу)
2) – А сейчас приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать предложения. Если предложение простое, вы поднимаете зелёную сигнальную карточку, если сложное - красную. Даю право поднять жёлтую сигнальную карточку. Если вы вдруг либо не знаете, либо затрудняетесь в выборе ответа.
Регулировщиком сегодня будет…. (В качестве регулировщика вызывается ученик, который активно работал на предыдущих уроках. Подобный вид работы отработан и хорошо известен учащимся. Ответ регулировщика оцениваю сразу.)
…, тебе нужно так же, как и ребятам, поднимать сигнальную карточку, но чуть позже, чем ребята по моей команде. За работу ты получишь оценку…
1) Деревья по краям борозд
Зазеленели первым пухом
И выпрямились во весь рост.
2) Продвигается буфет
Из столовой в кабинет,
А в столовую из спальни
Уплывает шкаф зеркальный.
3) Слёзы дождя живые
Заволжскую даль оросили,
И с новой силой рванулась
Вверх молодая листва.
4) Звенит по камешкам ручей,
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
- Ребята, тот, кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы.
Вопрос для регулировщика: - Какие средства связи частей сложного предложения ты знаешь? Сегодня ты получаешь оценку…
- А я открою вам секрет, что именно от средств связи частей сложного предложения будут зависеть виды сложных предложений.
Запишем в тетрадь тему нашего урока: «Виды сложных предложений». ( По мере знакомства с видами предложений ученики делают в тетрадях запись). Слайд №1
Посмотрите на экран. Давайте прочитаем предложение в таблице:
Небо затянулось облаками, и потом пошёл тихий дождь. (Учу работе с таблицей. Информация в таблице закрыта, кроме этого предложен).
- Какое это предложение: простое или сложное? (сложное)
- Назовите части этого предложения.
- Каким знаком препинания разделяются эти части? (части предложения разделяются запятой).
- Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части? (данное предложение можно разбить на два, вместо запятой поставив точку).
- В том случае, если точку поставить можно, такие простые предложения, ребята, называются равноправными, т.е. они не зависят друг от друга.
- Какие средства связи использованы в этом предложении? (союз и интонация)
- Какой ещё союз, по вашему мнению, может быть использован в рассмотренном примере? (может быть использован союз а)
Молодцы, ребята, вы определили союзы верно, я добавлю только один союз НО (в таблице на экране открывается колонка со средствами связи). Слайд №2
-Ребята, такое предложение и ему подобные называются сложносочинёнными. Запишем в тетрадях, обратив внимание на правильность записи ( в таблице на экране открывается название вида предложения). Слайд №3
- Давайте дадим определение сложносочинённого предложения.(Ученик, давший хорошее определение, в конце урока получает оценку).
- Схема ССП представлена в таблице на экране: простые предложения изображаются в виде прямоугольников, между ними – средство связи. (На экране открывается схема сложносочинённого предложения) Слайд №4
- Показано, что предложения разделяет запятая. Впредь эту схему мы будем использовать в работе.
2.- А сейчас вы попробуете самостоятельно сделать для себя маленькое открытие и познакомиться со следующим видом сложного предложения. (в таблице открывается второе предложение. Работа по аналогии). Достаньте из конвертиков карточку № 1. Выполните задание:
Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
- Прочитайте предложение.
- Какое это предложение: простое или сложное? (Сложное)
- Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части?
- Могут ли эти части существовать независимо друг от друга? (части в данном предложении отдельно друг от друга существовать не могут. Некоторые учащиеся, могут решить, что такое возможно).
-Попробуем от одной части предложения к другой части задать вопрос.
Давайте послушаем, что у вас получилось. Слайд №5
-Хорошо. Та часть предложения, от которой задаётся вопрос, называется главной, а другая- зависимой (или подчинённой).
- Назовите средство связи между частями этого сложного предложения (союз что и интонация).
- Какие средства связи могут ещё использоваться в предложениях такого типа, мы узнаем из таблицы на экране (колонка со средствами связи). Слайд №6
- Попробуйте догадаться, с каким видом сложного предложения мы сейчас работали? Обратите внимание, что одна часть предложения подчинена другой. Как можно назвать такой вид сложного предложения
- Правильно. (На экране в таблице показан вид данного предложения. В тетрадях продолжаем работать со схемой) Слайд №7
- Попробуем дать определение сложноподчинённому предложению.
- Сравним наши выводы с материалом учебника на стр.169.
Посмотрите внимательно на схему сложноподчинённого предложения. Главная часть предложения изображается в виде прямоугольника, а зависимая (подчинённая)- в виде кружочка. От главной части к зависимой ведётся стрелка. (На экране открывается схема сложноподчинённого предложения) Слайд №8
- Возьмите карточку №2 и выполните задание. (На экране в таблице открывается предложение) Слайд №9
1. Запишите предложения в тетради:
1) Я видел, как цветут каштаны.
2) Наступили каникулы, и я отправился в лагерь.
3) Дождь прошёл, выглянуло солнце.
2. Определите вид каждого из предложений, составьте их схемы (первое предложение - СПП, второе предложение – ССП, третье – БСП).
-Ребята, давайте проверим вашу работу. (Проверяем работу, чертим на доске схемы).
- Возникли ли у вас трудности?
- Почему не можете отнести это предложение ни к ССП, ни к СПП?
- Ребята, этот вид сложного предложения называется бессоюзным.( На экране в таблице открывается вид данного предложения). Слайд №10
(В тетрадях заканчивается оформление схемы)
- Какие средства связи использованы? (В таблице, данной на экране, открываются средства связи) Слайд №11
-Посмотрите на схему бессоюзного сложного предложения. (На экране) Слайд №12
- Выньте из конвертов карточку- помощник. В случае затруднения вы сможете к ней обратиться. (Использование в дальнейшем карточки «Виды сложных предложений» позволит учащимся легко восстановить в памяти элементы урока и создать ситуацию более прочного усвоения.)
5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.
- А теперь обратимся к лежащей у вас в конверте карточке № 3. (Текст дан на экране) Слайд №13
Послушайте его внимательно.
Красив, чуден русский лес, когда зима укрывает его белым ковром. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы, и на них отчётливо выделяются следы каких- то птиц. Согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, так что образовались кружевные арки. Высокие вершины елей украшают ожерелья еловых шишек, на которых с весёлым свистом качаются стаи клестов.
- Наша задача- определить виды сложных предложений, аргументируя свой ответ. Вы работаете в карточках.
- Ребята, давайте образуем небольшие группы и выполним задание, которое записано у вас в карточках № 4. В парах вы можете советоваться друг с другом (дифференциация по уровню сложности)
Группа №1.
(группа С)
- Ребята, сидящие на первом ряду, вместе со мной начнут выполнять упражнение № 506 учебника(предложения 1,3,4,5 ).
Познакомьтесь с заданием. Во время работы для самопроверки используйте таблицу «Виды сложных предложений». С первыми двумя предложениями работает у доски…, остальные на местах. Молодец! Дальше с предложениями 4 и 5 вы работаете самостоятельно. Помогаю в работе ученикам этой группы
Группа 2.
(группа В)
Карточка № 4.
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Выпишите в столбик слова, которые связывают части сложного предложения. Во время работы для самопроверки используйте таблицу
«Виды сложных предложений».
1) Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка.
2) Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.
3) Солнце скрылось за горизонтом потому что наступила ночь.
Группа 3.
(группа В)
Объедините простые предложения в сложные, используя союзы, указанные в скобках. Определите вид сложных предложений.
Как образуются плотные сугробы.
С севера подул студёный ветер. С неба посыпались снежинки. (И). Они падают на землю. Всё вокруг застилается белым покрывалом. (И). Каждый слой снега сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. (Потому что). Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. (И).
Группа 4.
(группа В)
Составьте из каждой группы предложений сложносочинённое и сложноподчинённое. Укажите вид получившегося предложения.
1) Наступила весна. Медведь вылез из берлоги.
2) Болота начали замерзать. Первыми тронулись болотные птицы.
Образец выполнения:
Гроза закончилась. Выглянуло солнце.
Гроза закончилась, и выглянуло солнце. (ССП)
Когда гроза закончилась, выглянуло солнце. (СПП)
Помните! Средства связи указаны в карточке- помощнике ( или таблице «Виды сложных предложений»).
Группа 5.(группа А)
Карточка №4
- А сейчас проверим нашу работу.
- Всем остальным- внимание к ответам одноклассников, так как с видами сложных предложений вы будете работать дома. (На экране – образец правильного ответа.) Слайд №14-20
Молодцы, вы хорошо поработали.
7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
- А теперь- домашнее задание. Найдите в конверте карточку № 5 и прочитайте задание про себя. Если у вас возникли вопросы по его выполнению, поднимите жёлтую сигнальную карточку. (Домашнее задание дифференцирую по степени трудности: учащиеся группы А выполняют упражнение № 507 и 512 учебника, учащиеся группы В выполняют упражнение по карточке и упражнение № 507 учебника, группа С- упражнение № 506 (предложения № 2,6,7 ) и упражнение 507). Слайд №21
Подведение итогов урока.