kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Бессоюзные сложные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 9 класса по теме: "Бессоюзные сложные предложения". Целью урока является формирование знаний о бессоюзном сложном предложении. На этом уроке предусмотрено использование ИКТ технологий, мультимедийный проектор, работа во флипчарте. Урок начинается с проверки домашнего задания: опорный конспект по теме: "Сложные предложения", работа по Толковому словарю, подбор высказываний, цитат о доброте, хороших поступках. Далее следует сообщение темы и постановка целей. Актуализация знаний учащихся о сложном предложении с использованием критического мышления. Данная работа подразумевает заполнение таблицы:знаю, хочу узнать, узнал.После этого идет работа с эпиграфом урока. Все ли слова известны и знакомы, если нет, то значение слов рассматривается в словаре. Также дети подбирают к словам однокоренные и родственные слова, разграничиваются по частям речи. После этой работы следует ознакомление с бессоюзыми сложными предложениями, даются примеры предложений. Учащиеся 9 класса во второй половине урока занимаются тренировочными упражнениями с разганичениями предложений сложных от простых. Урок заканчивается чтением стихотворений о доброте. В конце урока детям был продемонстрирован ролик о хороших поступках, о доброте и уважении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Бессоюзные сложные предложения" »


В.М.Скачков атындағы

Қызыләскер орта мектебі

Кызыласкерская СШ им.В.М.Скачкова


Открытый урок в 9 классе на тему:

«Бессоюзные сложные предложения»


Провела:

учитель русского языка и литературы

Фельбуш О.С.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.

ЗАДАЧИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

• формировать их личностную позицию;

• воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

1.Запись на доске:

- тема урока;

- стихотворный текст для анализа;

- дополнительное задание.

-таблица

-тренировочные упражнения

2. Мультимедийный проектор

3. Презентация к уроку

4.Работа во флипчарте

5. На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы урока и постановка целей.

4. Работа с эпиграфом к уроку.

5. Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание

I ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

1. Подготовка учащихся к работе на уроке.

2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

3. Визуальный контроль готовности к уроку.

4. Работа с журналом.

II. Проверка домашнего задания.

Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.

Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

Бессоюзные сложные предложения.

(Тема урока записана на доске)

1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.


Что такое сложные бессоюзные предложения?





Все сложные предложения состоят из нескольких простых.


Из чего они состоят?




В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.


Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?



Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.



При помощи каких знаков в них соединяются простые?



2.Работа с эпиграфом к уроку

Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.


Все ли слова вам знакомы и понятны?

Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.

Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.

(С доброты человек начинается)

Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.

1. Обратите внимание на написание слова,

Доброта

2. Проникаем в тайну слова «доброта»– как вы понимаете его значение?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Добро – всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).

Подберите синонимы: доброта – отзывчивость, сердечность, душевность.

Подберите антонимы: доброта – злость, ненависть.

3. Находим родственников и друзей:

Слова - «Друзья» - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.

- Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

добряк

добродушный

добреть

доброжелательность

доброкачественный

одобрить

добрососедство

добросовестный

 

одобрение

добрый

 




- Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.

(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )

-Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию.

(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)

3.Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.

8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.

9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.


2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное.

Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.

3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.

4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.

5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.

6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.

8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.

9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

3.Постройте схемы предложений, определите типы предложений.

1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

(это сложносочиненное предложение)

2. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

4.Работа с учебником

Упр.391, стр.176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения – бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.


5 .Собери пословицу.

Получив добро – помни, сделав – забудь.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добро желаешь – добро делай.

Помогай не словами, а делом


6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.

1. С детских лет постигаем мы истину…

2. Держится мир на доброте…

3. Хочешь изменить мир к лучшему…

7. После данных предложений предлагается заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу узнать”.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (-а)

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.


Что такое сложные бессоюзные предложения?




БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.


Из чего они состоят?



Все сложные предложения состоят из нескольких простых.


В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.


Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?


По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)

Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.



При помощи каких знаков в них соединяются простые?


. , ; :-



8.Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.


IV.Подведение итогов урока.

V.Домашнее задание.

Пр.17 выучить правило, упр.394

VI. Просмотр ролика о доброте, хорошем настроении.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок "Бессоюзные сложные предложения"

Автор: Фельбуш Оксана Сергеевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «Бессоюзные сложные предложения»"
    ["seo_title"] => string(67) "urok-povtorieniie-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "273304"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452182437"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока "Тире в бессоюзном сложном предложении""
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_uroka_tire_v_bessoiuznom_slozhnom_predlozhenii"
    ["file_id"] => string(6) "554865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1595171223"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Открытый урок на тему Бессоюзное сложное предложения"
    ["seo_title"] => string(62) "otkrytyi_urok_na_tiemu_biessoiuznoie_slozhnoie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "396706"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488303740"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "открытый урок "Знаки препинания в БСП" 9класс. "
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytyi-urok-znaki-priepinaniia-v-bsp-9klass"
    ["file_id"] => string(6) "198463"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428409576"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока на тему "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "212517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431865706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства