Урок разработан для учащихся 9 класса по теме: "Бессоюзные сложные предложения". Целью урока является формирование знаний о бессоюзном сложном предложении. На этом уроке предусмотрено использование ИКТ технологий, мультимедийный проектор, работа во флипчарте. Урок начинается с проверки домашнего задания: опорный конспект по теме: "Сложные предложения", работа по Толковому словарю, подбор высказываний, цитат о доброте, хороших поступках. Далее следует сообщение темы и постановка целей. Актуализация знаний учащихся о сложном предложении с использованием критического мышления. Данная работа подразумевает заполнение таблицы:знаю, хочу узнать, узнал.После этого идет работа с эпиграфом урока. Все ли слова известны и знакомы, если нет, то значение слов рассматривается в словаре. Также дети подбирают к словам однокоренные и родственные слова, разграничиваются по частям речи. После этой работы следует ознакомление с бессоюзыми сложными предложениями, даются примеры предложений. Учащиеся 9 класса во второй половине урока занимаются тренировочными упражнениями с разганичениями предложений сложных от простых. Урок заканчивается чтением стихотворений о доброте. В конце урока детям был продемонстрирован ролик о хороших поступках, о доброте и уважении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Бессоюзные сложные предложения" »
В.М.Скачков атындағы
Қызыләскер орта мектебі
Кызыласкерская СШ им.В.М.Скачкова
Открытый урок в 9 классе на тему:
«Бессоюзные сложные предложения»
Провела:
учитель русского языка и литературы
Фельбуш О.С.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• формировать их личностную позицию;
• воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
1.Запись на доске:
- тема урока;
- стихотворный текст для анализа;
- дополнительное задание.
-таблица
-тренировочные упражнения
2. Мультимедийный проектор
3. Презентация к уроку
4.Работа во флипчарте
5. На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы урока и постановка целей.
4. Работа с эпиграфом к уроку.
5. Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание
I ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
3. Визуальный контроль готовности к уроку.
4. Работа с журналом.
II. Проверка домашнего задания.
Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.
Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.
III. Сообщение темы урока и постановка целей.
Бессоюзные сложные предложения.
(Тема урока записана на доске)
1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
2.Работа с эпиграфом к уроку
Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета - собственно русское образование от существительного мая –“тяжелая работа, мученье” посредством суффикса -ет-.
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.
1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта
2. Проникаем в тайну слова «доброта»– как вы понимаете его значение?
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).
- Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем.
(2-ое предложение - сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом )
(Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
3.Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад – прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
4. Тренировочные упражнения.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь.Постройте схемы 1,5,8
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.
(это сложносочиненное предложение)
2. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4.Работа с учебником
Упр.391, стр.176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения – бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.
5 .Собери пословицу.
Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Помогай не словами, а делом
6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
1. С детских лет постигаем мы истину…
2. Держится мир на доброте…
3. Хочешь изменить мир к лучшему…
7. После данных предложений предлагается заполнить колонку “Узнал(а)", располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке “Хочу узнать”.
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
. , ; :-
8.Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.
IV.Подведение итогов урока.
V.Домашнее задание.
Пр.17 выучить правило, упр.394
VI. Просмотр ролика о доброте, хорошем настроении.