kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет систематизировать ранее изученное о гспряжении лаголов, признаках безударных личных окончаний глагола, отработать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в сооьветствии со спряжением

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов"»

Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Ершова

___ ____________________ Требунской Ольги Яковлевны_______________________________

Технологическая карта урока


Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Русский язык. Практика.5 кл : учебник /А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 4 – е изд., стереотип. - М.: Дрофа,, 2015.

Тема урока: Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Тип урока: обобщение и систематизация изученного

Образовательная цель урока: систематизировать ранее изученное о спряжении глаголов; признаках безударных личных окончаний глагола, отрабатывать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов в соответствии  со спряжением глагола

Задачи урока:

  • определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием;

  • правильно писать гласную букву в безударном личном окончании и объяснять выбор буквы;

  • предупреждать ошибки при определении спряжения и написании безударного гласного в личном окончании глагола.



Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать спряжение глагола; уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием и выбирать правильный вариант окончания глагола; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола.

Метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Инфинитив, спряжение

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемно - поисковый

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, парах, самостоятельная работа

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент 

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!

- Ребята, а хотите научиться чему – то новому?

- Тогда вперёд!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.






- Да.


Личностные: мобилизация внимания, желание приобрести новые знания, умения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности



- Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом бесчисленных действий».

- Кто мне подскажет, что это за часть речи?

- Но прежде чем продолжить знакомство с данной частью речи, откройте тетради, запишите число, классная работа.









- Глагол.




Оформляют запись в своих тетрадях.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии



Проблемная ситуация.

На слайде написаны глаголы, в которых есть ошибки.

Колет, стелит, смотрит, слышет, строит, клеет (слайд 1)

- А теперь посмотрите внимательно на слайд.

У Пети учитель проверил диктовку,

Отметил плохую его подготовку.

Найди все ошибки, исправь, объясни

И в наших тетрадях их не повтори!

- Запишите правильно слова, исправив ошибки. Выделите опасное место в словах и поставьте ударение.

- А теперь проверим, правильно ли вы написали данные слова

- В словах какой части речи допущены ошибки?

- В каком положении и в какой морфеме возникла орфограмма?

- Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?

- А теперь обобщите все то, о чем мы с вами только что говорили, и сформулируйте тему урока.




- Запишите тему урока в тетрадь.

- Исходя из темы урока, какие цели мы перед собой поставим, чему должны будем научиться, что узнать?






















Записывают слова.


Проверяют правильность выполнения задания.



- В глаголах.

- В безударном личном окончании глагола.





- Нечетко слышится гласная.





- Спряжение глагола.

Высказывают предположения на основе наблюдений, с помощью учителя формулируют тему урока « Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов».


Записывают тему урока.




- Научиться правильно писать безударную гласную в личном окончании глагола, вспомнить, что такое спряжение глагола, уметь его определять, вспомнить типы спряжений в русском языке.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, обмениваются мнениями.



3) Выявление места и причины затруднения

Блиц – опрос.

- Закончите предложения.

(слайд 2)

1. Имена существительные склоняются, а глаголы ….

2. Спряжение – это …


3. Определить спряжение глагола легко, если окончание глагола….

4.- Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать….

5. В русском языке … типа спряжения

6. Если в ударных окончаниях гласная е, а в 3 – ем лице мн.ч. – ут ( - ют), то это глагол …

7..Если в ударных окончаниях гласная и, а в 3 – ем лице мн.ч. – ат ( - ят), то это глагол …

- Но правил нет без исключений. И я предлагаю вам вспомнить слова – исключения, которые относятся к 1 спряжению.



- Ко 2 спряжению?


- А теперь давайте проверим, все ли слова – исключения мы с вами назвали. (слайд 3)

- Откройте учебник «Практика» на стр.37 и посмотрите, как графически обозначается данная орфограмма.





- Спрягаются.

- Изменение глагола по лицам и числам.



- Ударное.




- По неопределенной форме.

- Два.





- 1 спряжения.




- 2 спряжения.





Уч – ся называют глаголы – исключения, относящиеся к 1 спряжению.

Уч – ся называют эти глаголы.





Работа с учебником.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия ; осуществляют для решения учебных задач операции анализа ,синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4) Этап первичного закрепления

- А теперь давайте посмотрим, как вы умеете применять полученные знания на практике.

Объяснительный диктант.

Записать словосочетания, объяснить правописание гласной в личных окончаниях глаголов, графически обозначить орфограмму.

Борется с врагами, не обидит товарища, сверкает на солнце, дышишь глубоко,

тихонько напевает, трепещет на ветру, гонишься за мячом.

Физминутка

- А теперь продолжим работать устно. Упр.97(2) стр.36






Записывают словосочетания (1учащийся работает у доски).











Выполняют задание.

Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений.

Личностные: нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания.


5) Этап самостоятельной работы


- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из группы будет представлять вашу работу.

Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности)

Тексты заданий напечатаны на карточках.

Задание для 1 группы.

По неопределенной форме глагола определить спряжение, поставить глагол в форму настоящего времени, объяснить правописание безударной гласной в личном окончании глагола.

(Наступать) весна. (Радовать) всех нас яркое солнышко. Ветерок (веять) ласково с юга. Все мы (испытывать) чувство радости при пробуждении природы.

Задание для 2 группы

Соберите разрезанные пословицы, объясните правописание безударной гласной в личном окончании глагола.

За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма…шь.

Охотник слыш…т, как лес дыш…т.

Задание для 3 группы.

В словаре «Пишите правильно» найдите 4 глагола , поставьте их в форму 3лица мн.числа, объясните правописание безударной гласной в личном окончании глагола.

Работают в группах, выполняют задания, проверяют правильность выполнения работы.



Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6) Этап включения в систему знаний и повторения


- Продолжаем работать устно. Игра «3 лишнее» (слайд 4)

- Назовите слово, лишнее в ряду. Свой выбор обоснуйте.

1. Клеит, думает, спасает

2. Строит, ломает, увидит

3.Тянет, помогает, не слышит

Следующее задание распределительный диктант.

Записать словосочетания, распределив их в два столбика. Графически обозначить изученную орфограмму, уметь её объяснить.

Читаешь книгу, строим дом, борется с ленью, терпишь невзгоды, стирает бельё, стелется в низине, клеит конверты, услышит речь, растает на солнце, увидит корабль.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания по ключу (слайд 5)

- Оцените работу товарища. (Взаимопроверка :

5 – нет ошибок, 4 – 1,2 ошибки, 3,4 ошибки – 3)

Работают устно.












Записывают словосочетания, проверяют правильность выполнения работы.










Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.


Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.


7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Друзья мои! Я очень рада

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

- Что сегодня мы повторили на уроке? Чему научились?




- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Оцените свою деятельность на уроке. (слайд 6)

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился…

Мне было трудно (легко)…

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна.

Со всем вы справились легко

И поработали ударно!

- Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.…






- Определять спряжение глагола, правильно писать безударную гласную в личном окончании глагола.





Оценивают свою работу на уроке.











Выставление оценок.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

8) Домашнее задание (слайд 7)

Параграф 6 стр.16 – 18, упр.103 на стр.38 или из произведений художественной литературы выпишите 5 предложений, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями, графически обозначьте орфограмму.

Записывают домашнее задание.


Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти.

Регулятивные: планируют необходимые действия.





Используемая литература

1.Русский язык. Практика. 5кл.: учебник /А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 4 – е изд., стереотип. - М.: Дрофа,, 2015.

2.Русский язык. 5класс. 1полугодие: технологические карты уроков по УМК В.В.Бабайцевой, Л,Д,Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др./ авт. – сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

3.Русский язык. 5класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2005.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Требунская Ольга Яковлевна

Дата: 18.06.2021

Номер свидетельства: 583677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Открытый урок русского языка в 6 классе «Разноспрягаемые глаголы»"
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-raznospriaghaiemyie-ghlagholy"
    ["file_id"] => string(6) "290664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455010050"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "Открытый урок  - трениг по русскому языку в 7 классе с казахским языком обучения по теме "Глагол. Закрепление. Синтаксическое употребление глаголов.""
    ["seo_title"] => string(145) "otkrytyiuroktrienighporusskomuiazykuv7klassieskazakhskimiazykomobuchieniiapotiemieglagholzakrieplieniiesintaksichieskoieupotrieblieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "305599"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457965953"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Праздник Осени. Открытое мероприятие "
    ["seo_title"] => string(40) "prazdnik-osieni-otkrytoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "187818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426586893"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "конспект урока по теме "Глагол" (обобщение) 5 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402378289"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Разноспрягаемые глаголы, урок с презентацией"
    ["seo_title"] => string(53) "raznospriaghaiemyie-ghlagholy-urok-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "290663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455009904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства