Конспект урока учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Ершова
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь! - Ребята, а хотите научиться чему – то новому? - Тогда вперёд! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. - Да. | Личностные: мобилизация внимания, желание приобрести новые знания, умения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая « самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом бесчисленных действий». - Кто мне подскажет, что это за часть речи? - Но прежде чем продолжить знакомство с данной частью речи, откройте тетради, запишите число, классная работа. | - Глагол. Оформляют запись в своих тетрадях. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Проблемная ситуация. На слайде написаны глаголы, в которых есть ошибки. Колет, стелит, смотрит, слышет, строит, клеет (слайд 1) - А теперь посмотрите внимательно на слайд. У Пети учитель проверил диктовку, Отметил плохую его подготовку. Найди все ошибки, исправь, объясни И в наших тетрадях их не повтори! - Запишите правильно слова, исправив ошибки. Выделите опасное место в словах и поставьте ударение. - А теперь проверим, правильно ли вы написали данные слова - В словах какой части речи допущены ошибки? - В каком положении и в какой морфеме возникла орфограмма? - Какую трудность вы видите в написании безударных личных окончаний глаголов? - Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола? - А теперь обобщите все то, о чем мы с вами только что говорили, и сформулируйте тему урока. - Запишите тему урока в тетрадь. - Исходя из темы урока, какие цели мы перед собой поставим, чему должны будем научиться, что узнать? | Записывают слова. Проверяют правильность выполнения задания. - В глаголах. - В безударном личном окончании глагола. - Нечетко слышится гласная. - Спряжение глагола. Высказывают предположения на основе наблюдений, с помощью учителя формулируют тему урока « Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов». Записывают тему урока. - Научиться правильно писать безударную гласную в личном окончании глагола, вспомнить, что такое спряжение глагола, уметь его определять, вспомнить типы спряжений в русском языке. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, обмениваются мнениями. |
3) Выявление места и причины затруднения | Блиц – опрос. - Закончите предложения. (слайд 2) 1. Имена существительные склоняются, а глаголы …. 2. Спряжение – это … 3. Определить спряжение глагола легко, если окончание глагола…. 4.- Спряжение глагола с безударным личным окончанием можно узнать…. 5. В русском языке … типа спряжения 6. Если в ударных окончаниях гласная е, а в 3 – ем лице мн.ч. – ут ( - ют), то это глагол … 7..Если в ударных окончаниях гласная и, а в 3 – ем лице мн.ч. – ат ( - ят), то это глагол … - Но правил нет без исключений. И я предлагаю вам вспомнить слова – исключения, которые относятся к 1 спряжению. - Ко 2 спряжению? - А теперь давайте проверим, все ли слова – исключения мы с вами назвали. (слайд 3) - Откройте учебник «Практика» на стр.37 и посмотрите, как графически обозначается данная орфограмма. | - Спрягаются. - Изменение глагола по лицам и числам. - Ударное. - По неопределенной форме. - Два. - 1 спряжения. - 2 спряжения. Уч – ся называют глаголы – исключения, относящиеся к 1 спряжению. Уч – ся называют эти глаголы. Работа с учебником. | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия ; осуществляют для решения учебных задач операции анализа ,синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4) Этап первичного закрепления | - А теперь давайте посмотрим, как вы умеете применять полученные знания на практике. Объяснительный диктант. Записать словосочетания, объяснить правописание гласной в личных окончаниях глаголов, графически обозначить орфограмму. Борется с врагами, не обидит товарища, сверкает на солнце, дышишь глубоко, тихонько напевает, трепещет на ветру, гонишься за мячом. Физминутка - А теперь продолжим работать устно. Упр.97(2) стр.36 | Записывают словосочетания (1учащийся работает у доски). Выполняют задание. | Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. Личностные: нравственно – эстетическое оценивание усваиваемого содержания. |
5) Этап самостоятельной работы | - А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из группы будет представлять вашу работу. Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) Тексты заданий напечатаны на карточках. Задание для 1 группы. По неопределенной форме глагола определить спряжение, поставить глагол в форму настоящего времени, объяснить правописание безударной гласной в личном окончании глагола. (Наступать) весна. (Радовать) всех нас яркое солнышко. Ветерок (веять) ласково с юга. Все мы (испытывать) чувство радости при пробуждении природы. Задание для 2 группы Соберите разрезанные пословицы, объясните правописание безударной гласной в личном окончании глагола. За двумя зайцами погон…шься – ни одного не пойма…шь. Охотник слыш…т, как лес дыш…т. Задание для 3 группы. В словаре «Пишите правильно» найдите 4 глагола , поставьте их в форму 3лица мн.числа, объясните правописание безударной гласной в личном окончании глагола. | Работают в группах, выполняют задания, проверяют правильность выполнения работы. | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6) Этап включения в систему знаний и повторения | - Продолжаем работать устно. Игра «3 лишнее» (слайд 4) - Назовите слово, лишнее в ряду. Свой выбор обоснуйте. 1. Клеит, думает, спасает 2. Строит, ломает, увидит 3.Тянет, помогает, не слышит Следующее задание распределительный диктант. Записать словосочетания, распределив их в два столбика. Графически обозначить изученную орфограмму, уметь её объяснить. Читаешь книгу, строим дом, борется с ленью, терпишь невзгоды, стирает бельё, стелется в низине, клеит конверты, услышит речь, растает на солнце, увидит корабль. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания по ключу (слайд 5) - Оцените работу товарища. (Взаимопроверка : 5 – нет ошибок, 4 – 1,2 ошибки, 3,4 ошибки – 3) | Работают устно. Записывают словосочетания, проверяют правильность выполнения работы. Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку. | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. |
7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Друзья мои! Я очень рада Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. - Что сегодня мы повторили на уроке? Чему научились? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? - Оцените свою деятельность на уроке. (слайд 6) Сегодня на уроке я узнал… Я научился… Мне было трудно (легко)… Урока время истекло, Я вам, ребята, благодарна. Со всем вы справились легко И поработали ударно! - Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.… | - Определять спряжение глагола, правильно писать безударную гласную в личном окончании глагола. Оценивают свою работу на уроке. Выставление оценок. | Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. |
8) Домашнее задание (слайд 7) | Параграф 6 стр.16 – 18, упр.103 на стр.38 или из произведений художественной литературы выпишите 5 предложений, в которых есть глаголы с безударными личными окончаниями, графически обозначьте орфограмму. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
1.Русский язык. Практика. 5кл.: учебник /А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман – Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой. – 4 – е изд., стереотип. - М.: Дрофа,, 2015.
2.Русский язык. 5класс. 1полугодие: технологические карты уроков по УМК В.В.Бабайцевой, Л,Д,Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной и др./ авт. – сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
3.Русский язык. 5класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2005.