Учебная дисциплина: русский язык
Курс: 5 класс
Номер урока в КТП: 192
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Глагол»»
Преподаватель: Широкая Е.Н.
Название учебных пособий: «Русский язык. 5 класс» под ред. Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова М.: Просвещение, 2006.;
Цель: повторить и систематизировать знания о глаголе, полученные в 5 классе
Задачи:
1) Когнитивная (знание и понимание): способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной литературой, схемами
2) Операциональная (уметь, знание как действие):
1. повторить постоянные морфологические признаки глагола;
2. закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
3. повторить правописание личных окончаний глаголов; 3) Аксиологическая (ценить, владеть, знание как быть в ситуации): развивать интерес к русскому языку, к слову, его значению.
Тип урока: обобщение изученного
Форма урока: игра
Методы: 1) диалогический; 2) объяснительно-иллюстративный;3) частично-поисковый.
Оборудование: рабочие листы, учебник, средства ИКТ, листы контроля
Ход урока.
- Организационный момент. Оформление тетрадей.
- Определение темы и цели урока через работу с текстом. (отрывок из произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо»
На девятый день к утру ветер еще посвежел, и вскоре разыгрался
страшный шторм. Даже испытанные моряки были сильно испуганы. Я несколько раз слышал, как наш капитан, проходя мимо меня то в каюту, то из каюты, бормотал вполголоса: "Мы пропали! Мы пропали! Конец!"
Все же он не терял головы, зорко наблюдал за работой матросов и принимал все меры, чтобы спасти свой корабль.
До сих пор я не испытывал страха: я был уверен, что эта буря так же благополучно пройдет, как и первая. Но когда сам капитан заявил, что всем нам пришел конец, я страшно испугался и выбежал из каюты на палубу.
Никогда в жизни не приходилось мне видеть столь ужасное зрелище. По морю, словно высокие горы, ходили громадные волны, и каждые три-четыре минуты на нас обрушивалась такая гора.
Сперва я оцепенел от испуга и не мог смотреть по сторонам. Когда же наконец я осмелился глянуть назад, я понял, какое бедствие разразилось над нами. На двух тяжело груженных судах, которые стояли тут же неподалеку на якоре, матросы рубили мачты, чтобы корабли хоть немного освободились от тяжести.
Кто-то крикнул отчаянным голосом, что корабль, стоявший впереди, в полумиле от нас, сию минуту исчез под водой.
Еще два судна сорвались с якорей, буря унесла их в открытое море. Что ожидало их там? Все их мачты были сбиты ураганом.
Мелкие суда держались лучше, но некоторым из них тоже пришлось пострадать: два-три суденышка пронесло мимо наших бортов прямо в открытое море.
Из какого произведения прочитанный отрывок?
Что вы знаете о главном герое?
Озаглавьте отрывок.
К какому типу речи относится?
Слова какой части речи указывает нам на это?
Определите тему урока.
- Проведение игры.
1 тур – теория (дается 5 минут, команды выбирают вопрос по сложности)
Определение глагола (2б)
Изменение глаголов (4б)
Спряжение глаголов (2б)
Глаголы-исключения (4б)
Синтаксическая роль глаголов (2б)
Вид глаголов (2б)
Время глаголов (3б)
Неопределённая форма глагола (1б)
2 тур – практика
Чередование гласных в корне слова (5б)
Не с глаголами (5б)
Правописание –тся, -ться (5б)
Правописание безударного личного окончания глагола (5б)
Правописание Ь после шипящих (5б)
Сюрприз (0б)
Секрет (10б)
(по ходу выполнения заданий капитан команды выставляет индивидуальные баллы и командные)
- Подведение итогов
- Благодаря чему Р.Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых?
- Благодаря чему вы успешно поработали на уроке?
- Задание для самоподготовки: повторить раздел «Глагол», §107-123.