Конкурсная работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Ершова
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь! - Ребята, а хотите научиться чему – то новому? - Тогда вперёд! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку - Да. | Личностные: мобилизация внимания Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Регулятивные: саморегуляция |
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. | - Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Над чем будем работать – пока секрет. Но чтобы этот секрет раскрыть, сначала повторим то, что нам уже известно. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Оформляют запись в своих тетрадях | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Перед вами слова. Посмотрите на них внимательно и подумайте; какая орфограмма объединяет все эти слова? (Слайд 2) Хвастун, фантастика, запах, волшебник, удивительный, картофель - На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой? - Запишите слова, распределяя их на 2 группы, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. - Прочитайте слова, которые вы записали в 1 столбик. (Слайд 3) -Ещё раз скажите, как мы проверяем написание таких слов? - Прочитайте слова, записанные во 2 столбик? Объясните орфограммы. (Слайд 3) - Как проверяем написание данных слов? - Какие орфограммы – гласные мы сейчас вспомнили и повторили? - А теперь обратите внимание на следующую группу слов и попробуйте объяснить правописание гласных в корнях данных слов: излагать, изложение, касаться, коснуться. На доске записаны словосочетания Изл…гать точку зрения работать над изл…жением к…саться проблемы к…снуться вопроса - Почему задание было одно, а выполнили вы его по – разному? - Можно ли известные нам правила применить к данным словам? - Значит, для таких слов существуют особые правила. А какие, мы сейчас выясним. | - Безударная гласная в корне - Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная Записывают слова Читают слова, объясняют орфограммы. Отвечают на вопрос. Читают слова, объясняют орфограммы - Правописание данных слов нужно запомнить или проверить, используя орфографический словарь. - Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением. Пытаются объяснить правописание гласных в корнях данных слов - Не знаем, от чего зависит выбор гласных в корнях слов - Нет. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи |
3) Проблемное «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Цель этапа: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации, постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока | - Являются ли однокоренными слова излагать, изложение? (Слайд 4) Выделите корни в этих словах. - А касаться, коснуться? - Как произносятся гласные в этих корнях? - Это варианты одного и того же корня. Но пишутся эти однокоренные слова как? - Что же происходит в корнях этих слов? Кто догадался? - Какие гласные чередуются в данных корнях? - Так кто же догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, какова тема нашего урока? - Запишите тему урока в тетрадь. - Скажите мне ещё раз, правописание каких чередующихся корней мы будем изучать сегодня? - Исходя из темы урока, какие цели мы перед собой поставим, чему должны будем научиться, что узнать? - От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов? Давайте вместе произведём частичный морфемный разбор этих слов, сравним их морфемное строение. А для этого запишите слова в тетрадь, распределяя слова по столбикам. (Слайд 5) Выделите корень в данных словах. - Какой суффикс следует за корнем лаг, кас? - А есть ли данный суффикс в словах с корнем лож и кос? - Так кто же догадался , от чего же зависит выбор гласной в корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос-? - Попробуйте сформулировать правило написания чередующихся гласных а – о в корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос- - А теперь посмотрите на слова с корнем лаг – лож. Попробуйте найти закономерность в самом корне слова. Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, а когда о? Перед какой буквой пишем а, о? - Обратите внимание на то, что выбор гласной в данных корнях зависит от буквы, стоящей после неё. - А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило? Сравните наш вывод с тем, что предлагает учебник. Обратите внимание, как обозначается орфограмма. - Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Что это за слово – исключение, мы сейчас узнаем. (Слайд 7) - А знаете, что это слово обозначает? - А где можно узнать значение слова? - Давайте посмотрим, что это слово обозначает. (Слайд 7) | Отвечают на вопросы. - Одинаково. - По – разному: то с буквой о, то с а. - Чередование - А и о - Правописание корней с чередованием гласных а – о Записывают тему урока -– Лаг//-лож-, -кас- // -кос- - Выяснить, когда в словах с корнями –лаг- - -лож-, -кас- - -кос- пишется а и о; научиться правильно писать буквы а – о в корнях лаг – лож, кас – кос, выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях Записывают слова, выделяют корень - А - Не. - От наличия или отсутствия суффикса –а- после корня - В корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос- пишется буква а, если после корня стоит суффикс а.. Если этого суффикса нет, то пишем о. - Перед г – а, перед ж – о Чтение теории на стр. 9 – 10. Сравнивают свои выводы с материалом учебника. - Это слово «полог». - Нет. Отвечают на вопрос. | Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
4)Этап первичного закрепления Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. | - Прежде чем перейти к практической части урока, скажите мне ещё раз, как мы будем действовать, чтобы выбрать, какую букву писать в словах с корнями -лаг-// -лож-, -кас-// -кос-? - А теперь давайте посмотрим, как вы умеете применять полученные знания на практике. Объяснительный диктант. Записать словосочетания, графически обозначить корни, объяснить орфограммы Пол..гаться на друга, к…снуться ветки ели, ул…жить вещи, предл..гать решение , прик…саться к ране; возл…гать надежды, соприк…саться с огнём, произвести сл….жение. Физминутка - А теперь продолжим работать устно. Объяснить правописание а – о в данных словах (использую тренажёр по русскому языку «Правописание корней с чередующимися гласными а-о» http://www.myshared.ru/slide/40161) | - Выделить корень и посмотреть, есть ли суффикс а за корнем. Если есть, то пиши а, нет, то - о. В корнях – лаг-// -лож- можно посмотреть на конечную согласную корня. Перед г пишем а, перед ж – о. Записывают словосочетания (1учащийся работает у доски) Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
5) Этап самостоятельной работы Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи | - А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из группы будет представлять вашу работу. Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) Тексты заданий напечатаны на карточках. Задание для 1 группы. Дополните предложения словами с корнями лаг-// -лож-, -кас-// -кос-. Объясните данную орфограмму. Самолёт плавно ……. земли. Юные рыболовы…..на берегу реки. Эта проблема …..меня меньше всего. Наши дела …….блестяще. Задание для 2 группы К данным глаголам подобрать однокоренные существительные. Выделить корни, объяснить орфограмму Предполагать - … Слагать –… Соприкасаться –… Касаться - … Задание для 3 группы. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. Солнце к…снулось края степи. Л…жился на поля туман. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. Задание для 4 группы Упр.411(1) стр.10 | Работают в группах, выполняют задания, проверяют правильность выполнения работы | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля |
6) Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке | - Продолжаем работать устно. Игра «3 лишнее» - Назовите слово, лишнее в ряду. Свой выбор обоснуйте. (Слайд 8) Следующее задание распределительный диктант. Записать слова, распределив их в два столбика. Графически обозначить изученную орфограмму, уметь её объяснить. Прил…гательное, разл…жение, к…сательная, предпол…жение, прил…гать, прил…жение, перел…жить, косить, изл…гать, отл…жить, к…сающийся - Какое слово вы не выписали ни в один из столбиков и почему? - Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня. Корни –лаг- лож- имеют общее лексическое значение 1. Поместить куда-либо, где-либо. 3. Расположить что-либо на какой-либо поверхности; Корни –кас- кос- -1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо. Не забывайте об этом. - А теперь я предлагаю вам проверить, насколько вы уяснили материал урока, а для этого предлагаю вам выполнить тест. (Слайд 9) - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с ключом. (Слайд 10) - Оцените работу товарища. (Взаимопроверка : 5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка, 2,3 ошибки – 3) | Называют лишнее слово в ряду, обосновывают свой выбор Записывают слова, проверяют правильность выполнения работы Отвечают на вопрос Выполняют тест Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку. | Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Личностные: развитие «Я концепции» Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. | Друзья мои! Я очень рада Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. - Что нового узнали мы сегодня на уроке? - Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне? (Слайд 11) - От чего зависит написание чередующихся гласных о – а в корнях- лаг-// -лож-, -кас-// -кос-? - Оцените свою деятельность на уроке. Сегодня на уроке я узнал…, Я научился… Кто испытывал затруднения? Урока время истекло, Я вам, ребята, благодарна. С корнями справились легко И поработали ударно! - Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок. | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке Выставление оценок | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
8) Домашнее задание (слайд 12) | Параграф 38 стр.9 – 10, учитель предлагает на выбор: написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова с корнями - лаг-// -лож-, -кас-// -кос- , или составить диктант на правописание корней с чередованием о – а (15слов), орфограмму выделить, уметь объяснить | Записывают домашнее задание | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |