kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме ": Правописание корней с чередованием о -а"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит обучающихся с чередованием гласных о - а в корне слова, формирует умение дифференцировать орфограммы корня, самостоятельно находить в словах изученные орфограммы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ»

Конкурсная работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Ершова

___ ____________________ Требунской Ольги Яковлевны_______________________________

Технологическая карта урока


Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Авторы УМК: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012

Тема урока: Правописание корней с чередованием о -а

Тип урока: урок «открытия» нового знания

  1. Образовательная цель урока: познакомить обучающихся с чередованием гласных а – о в корне слова; выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях; формировать умение дифференцировать орфограммы корня; развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.



Задачи урока:

  • выяснить, когда в словах с корнями –лаг- - -лож-, -кас- - -кос- пишется а и о;

  • научиться видеть и выделять в слове орфограмму; правильно писать корни с чередованием

  • уметь отличать слова с чередованием в корне от одинаково звучащих и пишущихся слов, не связанных по лексическому значению.



Планируемые результаты

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; способность участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.



Регулятивные УУД

Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Предметные умения: знать и уметь применять правило правописания букв о–а в корнях -лаг- -лож-; -кас- –

-кос-; уметь отличать чередующиеся корни от корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными.

Основные понятия

Чередование, орфограмма

Формы обучения

Индивидуальная, парная, фронтальная, групповая

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемно - поисковый

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: карточки с заданиями, учебник.

























Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент 

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!

- Ребята, а хотите научиться чему – то новому?

- Тогда вперёд!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку





- Да.


Личностные: мобилизация внимания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

Регулятивные: саморегуляция


1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.  

- Сегодня на уроке нам предстоит интересная работа. Над чем будем работать – пока секрет. Но чтобы этот секрет раскрыть, сначала повторим то, что нам уже известно. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Оформляют запись в своих тетрадях

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Перед вами слова. Посмотрите на них внимательно и подумайте; какая орфограмма объединяет все эти слова? (Слайд 2)


Хвастун, фантастика, запах, волшебник, удивительный, картофель

- На какие две группы можно разделить слова, объединенные этой орфограммой?

- Запишите слова, распределяя их на 2 группы, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

- Прочитайте слова, которые вы записали в 1 столбик. (Слайд 3)

-Ещё раз скажите, как мы проверяем написание таких слов?

- Прочитайте слова, записанные во 2 столбик? Объясните орфограммы. (Слайд 3)

- Как проверяем написание данных слов?




- Какие орфограммы – гласные мы сейчас вспомнили и повторили?



- А теперь обратите внимание на следующую группу слов и попробуйте объяснить правописание гласных в корнях данных слов: излагать, изложение, касаться, коснуться.

На доске записаны словосочетания


Изл…гать точку зрения

работать над изл…жением

к…саться проблемы

к…снуться вопроса


- Почему задание было одно, а выполнили вы его по – разному?


- Можно ли известные нам правила применить к данным словам?

- Значит, для таких слов существуют особые правила. А какие, мы сейчас выясним.




- Безударная гласная в корне







- Проверяемая безударная гласная и непроверяемая безударная гласная



Записывают слова

Читают слова, объясняют орфограммы.

Отвечают на вопрос.


Читают слова, объясняют орфограммы


- Правописание данных слов нужно запомнить или проверить, используя орфографический словарь.

- Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.










Пытаются объяснить правописание гласных в корнях данных слов

- Не знаем, от чего зависит выбор гласных в корнях слов


- Нет.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно

Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи



3) Проблемное «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)


Цель этапа: активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации, постановка цели, формулирование

(уточнение) темы урока

- Являются ли однокоренными слова излагать, изложение? (Слайд 4) Выделите корни в этих словах.

- А касаться, коснуться?

- Как произносятся гласные в этих корнях?

- Это варианты одного и того же корня. Но пишутся эти однокоренные слова как?


- Что же происходит в корнях этих слов? Кто догадался?

- Какие гласные чередуются в данных корнях?

- Так кто же догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, какова тема нашего урока?


- Запишите тему урока в тетрадь.

- Скажите мне ещё раз, правописание каких чередующихся корней мы будем изучать сегодня?

- Исходя из темы урока, какие цели мы перед собой поставим, чему должны будем научиться, что узнать?








- От чего же зависит выбор гласной в корнях этих слов? Давайте вместе произведём частичный морфемный разбор этих слов, сравним их морфемное строение. А для этого запишите слова в тетрадь, распределяя слова по столбикам. (Слайд 5) Выделите корень в данных словах.

- Какой суффикс следует за корнем лаг, кас?

- А есть ли данный суффикс в словах с корнем лож и кос?

- Так кто же догадался , от чего же зависит выбор гласной в корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?

- Попробуйте сформулировать правило написания чередующихся гласных а – о в корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос-


- А теперь посмотрите на слова с корнем лаг – лож. Попробуйте найти закономерность в самом корне слова. Кто догадался, в каком случае пишется гласная а, а когда о? Перед какой буквой пишем а, о?

- Обратите внимание на то, что выбор гласной в данных корнях зависит от буквы, стоящей после неё.

- А теперь давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило? Сравните наш вывод с тем, что предлагает учебник. Обратите внимание, как обозначается орфограмма.



- Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Что это за слово – исключение, мы сейчас узнаем. (Слайд 7)

- А знаете, что это слово обозначает?

- А где можно узнать значение слова?

- Давайте посмотрим, что это слово обозначает. (Слайд 7)

Отвечают на вопросы.





- Одинаково.



- По – разному: то с буквой о, то с а.

- Чередование


- А и о


- Правописание корней с чередованием гласных а – о


Записывают тему урока



-– Лаг//-лож-, -кас- // -кос-



- Выяснить, когда в словах с корнями –лаг- - -лож-, -кас- - -кос- пишется а и о; научиться правильно писать буквы а – о в корнях лаг – лож, кас – кос, выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корнях








Записывают слова, выделяют корень


- А



- Не.


- От наличия или отсутствия  суффикса –а- после корня


- В корнях – лаг-// -лож-, -кас-// -кос- пишется буква а, если после корня стоит суффикс а.. Если этого суффикса нет, то пишем о.





- Перед г – а, перед ж – о









Чтение теории на стр. 9 – 10.

Сравнивают свои выводы с материалом учебника.




- Это слово «полог».


- Нет.


Отвечают на вопрос.


Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

4)Этап первичного закрепления


Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.


- Прежде чем перейти к практической части урока, скажите мне ещё раз, как мы будем действовать, чтобы выбрать, какую букву писать в словах с корнями -лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?




- А теперь давайте посмотрим, как вы умеете применять полученные знания на практике.


Объяснительный диктант.

Записать словосочетания, графически обозначить корни, объяснить орфограммы

Пол..гаться на друга, к…снуться ветки ели, ул…жить вещи, предл..гать решение , прик…саться к ране; возл…гать надежды, соприк…саться с огнём, произвести сл….жение.


Физминутка


- А теперь продолжим работать устно. Объяснить правописание а – о в данных словах (использую тренажёр по русскому языку «Правописание корней с чередующимися гласными а-о» http://www.myshared.ru/slide/40161)


- Выделить корень и посмотреть, есть ли суффикс а за корнем. Если есть, то пиши а, нет, то - о. В корнях – лаг-// -лож- можно посмотреть на конечную согласную корня. Перед г пишем а, перед ж – о.






Записывают словосочетания (1учащийся работает у доски)












Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения




Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений



5) Этап самостоятельной работы


Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи

- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. После того как задание будет выполнено, решите, кто из группы будет представлять вашу работу.

Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности)

Тексты заданий напечатаны на карточках.

Задание для 1 группы.

Дополните предложения словами с корнями лаг-// -лож-, -кас-// -кос-. Объясните данную орфограмму.

Самолёт плавно ……. земли. Юные рыболовы…..на берегу реки.

Эта проблема …..меня меньше всего.

Наши дела …….блестяще.

Задание для 2 группы

К данным глаголам подобрать однокоренные существительные. Выделить корни, объяснить орфограмму

Предполагать - …

Слагать –…

Соприкасаться –…

Касаться - …

Задание для 3 группы.

Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Солнце к…снулось края степи.

Л…жился на поля туман.

Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

Задание для 4 группы

Упр.411(1) стр.10


Работают в группах, выполняют задания, проверяют правильность выполнения работы


Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществ­ляют функции самоконтро­ля

6) Этап включения в систему знаний и повторения


Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке

- Продолжаем работать устно.

Игра «3 лишнее»

- Назовите слово, лишнее в ряду. Свой выбор обоснуйте. (Слайд 8)

Следующее задание распределительный диктант. Записать слова, распределив их в два столбика. Графически обозначить изученную орфограмму, уметь её объяснить.


Прил…гательное, разл…жение, к…сательная, предпол…жение, прил…гать, прил…жение, перел…жить, косить, изл…гать, отл…жить, к…сающийся

- Какое слово вы не выписали ни в один из столбиков и почему?

- Нужно знать лексическое значение слова и уметь узнавать корни с чередованием, то есть отличать их от других слов с похожим корнем или похожей частью корня.

Корни –лаг- лож- имеют общее лексическое значение 1. Поместить куда-либо, где-либо. 3. Расположить что-либо на какой-либо поверхности;

Корни –кас- кос- -1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.Затрагивать какой-нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо. Не забывайте об этом.

- А теперь я предлагаю вам проверить, насколько вы уяснили материал урока, а для этого предлагаю вам выполнить тест. (Слайд 9)

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с ключом. (Слайд 10)

- Оцените работу товарища. (Взаимопроверка :

5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка, 2,3 ошибки – 3)



Называют лишнее слово в ряду, обосновывают свой выбор










Записывают слова, проверяют правильность выполнения работы



Отвечают на вопрос



















Выполняют тест


Работа в парах. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку.


Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач

Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Личностные: развитие «Я концепции»

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка




7) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.


Друзья мои! Я очень рада

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

- Что нового узнали мы сегодня на уроке?

- Сделайте вывод, какие существуют виды орфограмм-гласных в корне? (Слайд 11)

- От чего зависит написание чередующихся гласных о – а в корнях- лаг-// -лож-, -кас-// -кос-?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Сегодня на уроке я узнал…,

Я научился…

Кто испытывал затруднения?

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно!

- Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.





Отвечают на вопросы








Оценивают свою работу на уроке










Выставление оценок

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

8) Домашнее задание (слайд 12)

Параграф 38 стр.9 – 10, учитель предлагает на выбор: написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова с корнями - лаг-// -лож-, -кас-// -кос- , или составить диктант на правописание корней с чередованием о – а (15слов), орфограмму выделить, уметь объяснить


Записывают домашнее задание


Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти.

Регулятивные: планируют необходимые действия.
















Используемая литература

  1. Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс»/ И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2009.

  2. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. –9 – е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012.

  3. Русский язык. 5класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2005.














Просмотр содержимого презентации
«Какая орфограмма объединяет эти слова»

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ№3 г. Ершова Требунской О.Я.

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ№3 г. Ершова Требунской О.Я.

Безударная гласная в корне слова Проверяемая  Непроверяемая Хв…стун ф…нтастика зап…х в…лшебник уд…вительный  к…ртофель

Безударная гласная в корне слова

Проверяемая

Непроверяемая

Хв…стун

ф…нтастика

зап…х

в…лшебник

уд…вительный

к…ртофель

Безударная гласная в корне слова Проверяемая  Непроверяемая

Безударная гласная в корне слова

Проверяемая

Непроверяемая

-А-  -О- изложение излагать касаться коснуться

-А-

-О-

изложение

излагать

касаться

коснуться

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ  ПОЛОГ  – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ

ПОЛОГ – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.

Например, ситцевый полог, марлевый полог.

лёгкое прик..сновение неприк..сновенный запас к..саться воды  нал…гать штраф возл…жить ответствен- ность предл…гать отдохнуть  прил…жил усилия сл…гать песни изл…жил суть

лёгкое прик..сновение

неприк..сновенный запас

к..саться воды

нал…гать штраф

возл…жить ответствен-

ность

предл…гать отдохнуть

прил…жил усилия

сл…гать песни

изл…жил суть

Тест А или о? Предл…жить к…саясь сл…гаемое пол..г распол…гаться прик…сновение предпол…гать

Тест

А или о?

Предл…жить

к…саясь

сл…гаемое

пол..г

распол…гаться

прик…сновение

предпол…гать

Ключи 1 О 2 а 3 а 4 о 5 а 6 о 7 а

Ключи

1 О

2 а

3 а

4 о

5 а

6 о

7 а

(слов.) Г а рдероб (свет) Св е тильник Чередующиеся Изл о жить (нет А)  Изл а гать

(слов.)

Г а рдероб

(свет)

Св е тильник

Чередующиеся

Изл о жить

(нет А)

Изл а гать

Параграф 38 стр.9 – 10, написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова с корнями лаг-// -лож-, -кас-// -кос-. Составить диктант на правописание корней с чередованием о – а (15слов), орфограмму выделить, уметь объяснить.

Параграф 38 стр.9 – 10, написать небольшой рассказ «В походе», употребляя слова с корнями лаг-// -лож-, -кас-// -кос-.

Составить диктант на правописание корней с

чередованием о – а (15слов), орфограмму выделить, уметь объяснить.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Требунская Ольга Яковлевна

Дата: 15.06.2022

Номер свидетельства: 609776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок русского языка в 5 классе "Корни -раст-рос-ращ" "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-korni-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "205863"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430045104"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок 6 класс по теме "Чередование гласных в корне" "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-6-klass-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "244174"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445881450"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытый урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_biezudarnykh_ghlasnykh_v_kornie_slo"
    ["file_id"] => string(6) "353935"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477934135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства