1.Орг. момент 1 мин | - Ребята, проверим, готовы ли вы к уроку? - Посмотрите на экран и скажите, зачем мы изучаем грамматику? Слайд 2 Зачем нужна грамматика? Чтоб грамотно писать. Чтоб грубые ошибки В письме не допускать, Чтоб с детства знали дети И каждый ученик, Что лучше всех на свете Его родной язык! -Вот и сегодня мы будим открывать новые знания , чтобы правильно употреблять в речи и писать слова. | Проверяют наличие учебных предметов. Отвечают на вопрос учителя. |
2.Проверка д.з 3мин | - Какое домашнее задание вы выполняли? - Какую орфограмму повторяли? Оцените выполнение домашней работы? | Упр зз. Тетрадь для самостоятельной работы. Щёчка- щёчек (беглый гласный) Мешочка – мешочек Корешок = корень+ок+ Один учащийся на контроле у доски. Остальные проверяют в тетрадях. Проверка по эталону. Слайд 3
|
3.Актуализация знаний 5мин
| На доске записано несколько слов: Липовый , смелый, ключик. Разберите их по составу. -Что общего у этих слов, чем они отличаются? -Поставьте ударение. Подчеркни безударные гласные? -Есть ли в суффиксах орфограммы, которые нужно проверять? | Пишут слова и разбирают по составу. Проверяют. Слайд 4.
Вывод: Это разные части речи. У всех есть суффиксы.
В суффиксах есть безударные гласные. Их нужно проверять или запоминать. |
4.Сообщение темы урока Целеполагание 2мин | С какими орфограммами мы сегодня познакомимся? Уточним тему на стр.77. Слайд 5. Назовите цели урока. Слайд 6 Оцените, как вы работали на данном этапе урока? | Мы познакомимся с орфограммами в суффиксах слов. Будем учиться определять суффиксы в словах и правильно их писать. |
5.Открытие новых знаний 10мин | Посмотрите упр. 76 на стр. 77, прочитайте задание к этому упражнению. Выполняем поэтапно , читаем инструкцию. А) 1 этап. Выполняем первую часть задания по вариантам.. 1 вариант- 1 четверостишье. 2вариант - 2 четверостишье Кислица Забреду в смолистый ельник, Где и в знойный полдень тень, Вижу рыжий муравейник И замшелый темный пень. В сарафанчике из ситца Мне головкой вслед кивнёт Белолицая кислица, Что на старом пне цветёт. Спишите текст, вставляя нужные буквы, подчеркивая в них орфограммы. Б) 2 этап. Контроль у доски. Цепочкой. Выписывают выделенные слова. Над ними указывают часть речи. Покажи, как они образованы. Над словами, от основ которых они образованы, также укажи часть речи. Найди и подчеркни сложное слово.
В) 3 этап . Работа в группах. Теперь посмотрите на подчеркнутые слова, сравните их. Назови одинаковый суффикс? Попробуйте определить его значение. Воспользуемся помощью Летучей Мыши.? Повторите в каких случаях образуются новые слова с суффиксом –ник ? - Какое открытие мы сделали выполнив упражнение. Какие знания о суффиксах повторили? Оцените свою работу на данном этапе. | Читают задание вслух.(перед текстом) Списывают текст, вставляя нужные буквы. Проверяют по эталону. Слайд 7
Выписывают выделенные слова. Над ними указывают часть речи. Покажи, как они образованы. (у доски) Смолистый (п) — смола(с.) Знойный (п.) — зной (с.) В сарафанчике (с.) – сарафан (с.) Головкой (с.) — голова (с.) Над словами, от основ которых они образованы, также укажи часть речи. Найди и подчеркни сложное слово. Слайд 8 Белолицая Читают задание вслух.(после текста)
Ельник — растение Муравейник – место обитания муравьев. Представители каждой группы выходят и Делают выводы по заданию . Вывод: мы узнали значение суффикса –ник Повторили способ образования существительных и прилагательных с помощью суффиксов.
|
6.Закрепление 8мин | Работаем в парах. Теперь самостоятельно выпишите слова из упражнения 77 четыре столбика по инструкции. Слайд 10 Первый – если сущ. Называют территорию, пространство или место. Второй – емкость, вместилище. Третий – растения. Четвертый – лица мужского рода Договоритесь, кто будет выполнять 1и2 столбики7.А кто 3.и4? Прочитать, что означает слово ледник.173 в толковом словаре, во 2 части. Оцените свою работу на данном этапе.
| Пишут самостоятельно
Ледник –(толковый словарь с.173) природное скопление больших масс льда в горных и полярных областях.
Взаимопроверка задания по эталону. Слайд 11 |
7.Включение новых знаний в систему знаний и повторение. 10мин | Тетрадь для самостоятельной работы. Упр 35. С. 39. - Поднимите руки. Кто уже понял, в каких случаях употребляется суффикс – ник. А кому нужно ещё потренироваться? Выполним задание упр 35. - Проверим правильность выполнения задания. Оцените свою работу на данном этапе. | Читают текст по цепочке, называют пропущенную букву, если допускают ошибку, комментируют. Задание на с. 40 выполняют самостоятельно. Проверка. Учащиеся у доски прочитывают выписанные слова по группам. Муравейник. ельник, виноградник. Чайник, кофейник, половник. Можжевельник, репейник, крыжовник. Шутник-затейник, сапожник, дворник, физкультурник, плотник. |
9.Рефлексия 5мин | - Ребята, какую новую тему начали изучать? - С какой орфограммой мы сегодня познакомились? - Какое значение имеют суффиксы? - Какие слова образуются с помощью суффикса .ник? Оцените свою работу на уроке. Слайд 13 Мне понравилось … Я был рад, когда … Я буду помнить о том … Я злился, потому … Я научился… | Со значениями суффикса –ник Первое –Называют территорию, пространство или место. Второе – емкость, вместилище. Третье – растения. Четвертое – лица мужского рода |