Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Однородные члены предложения"»
ТЕМА: Урок обобщения знаний.
Однородные члены предложения
Ход урока:
Минутка чистописания
- Доброе утро, ребята. Прошу садится.
- Откройте тетради, запишите число:
__________________.
Классная работа.
- Сядьте прямо. Кто сидит правильно, тот пишет красиво.
Словарная работа
- Послушайте пословицы и поговорки. Постарайтесь услышать словарные слова, которые мы изучаем. Записывать слова будем в строчку, через запятую.
За счастьем человек бежит, а оно у ног лежит. (счастье)
Добрые чувства — соседи любви. (чувство)
Деньги потеряешь – можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь. (совесть)
Не так плох закон, как беззаконие. (закон)
Моль одежду ест, а печаль человека. (печаль)
Ссора как искра к огню приводит.(ссора)
Ленивому всегда праздник. (праздник)
Один лишь чёрт без мечты живёт.(мечта)Запишите,поставьте точку.
Проверьте правильность написания словарных слов. Если были допущены ошибки, исправьте. (Слайд №1)
Работа по теме урока
- Догадайтесь, какой теме будет посвящён наш урок, послушав стихотворение «Мяч» Самуила Яковлевича Маршака.
Мой веселый,
Звонкий мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый, Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо.
Лопнул,
Хлопнул
Вот и все!
Ответы детей.
-Сегодня вы обобщите знания по теме «Однородные члены предложения».
- В каком случае члены предложения являются однородными?
(Члены предложения являются однородными, если слова выполняют одинаковую роль, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения.)
- Какие члены предложения могут быть однородными?
(Однородными членами могут быть: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.)
- В каком случае между однородными членами предложения ставится запятая?
(Между однородными членами предложения ставится запятая, когда слова перечисляются интонацией, и нет союза и; если есть союзы а или но)
- В каком случае между однородными членами предложения нет запятой?
(Между однородными членами предложения не ставится запятая, когда они соединены при помощи союза и) (Слайд №2)
Внимание на доску. Из данных слов составьте предложение:
Коля бежал, летел, мчался в уютный класс. (щелчок)
- Запишите предложение с комментированием, объясняя орфограммы. Работаем по цепочке, начиная с Давида.
Начало предложения пишу с заглавной буквы К.
безударная гласная в корне слова бежал – проверочное слово бег.
безударная гласная в корне слова летел – проверочное слово полёт.
гласная а после шипящей ч в слове мчался.
в уютный – предлоги со словами пишутся отдельно.
удвоенная согласная в корне слова класс.
в конце предложения ставится точка.
- Подчеркните основу предложения. (Коля бежал, летел, мчался).
- Назовите однородные члены.
(Бежал, летел, мчался – однородные сказуемые).
- Докажите, что они являются однородными.
(слова выполняют одинаковую роль, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения).
- Как данные однородные члены связаны между собой.
(Интонацией перечисления)
- Нужно ли поставить запятые в этом предложении? Где?
- Составим схему этого предложения. У доски работает Эмиль.
_____________________________________
Работа с учебником
Откройте страницу учебника Русского языка 94. Упражнение 4.
Найдите предложения с однородными членами.
Аня и Ваня изучают русский язык. (Однородные подлежащие.)
Голуби и синицы зимуют в городе. (Однородные подлежащие.)
Дети возвращаются из школы, смеются и едят мороженое.
(Однородные сказуемые.)
- Почему не назвали второе предложение? (В нём нет однородных членов).
- Закройте учебник, положите на угол стола.
Прошу встать.
Физминутка.
Я буду читать предложения, а вы должны определить какие однородные члены предложения есть.
Если однородные подлежащие, то вы ставите руку перед собой горизонтально.
Если однородные сказуемые – то обе руки горизонтально.
Если однородные определения – то мы покажем волнистую линию.
Звуки с улицы росли и крепли. (Однородные сказуемые)
Жёлтый, красный, золотистый, бурый лист ложится на землю. (однородные определения)
Леса, реки, озёра, поля пронеслись за окнами вагона. (Однородные подлежащие)
Со всех сторон слышался весёлый и задорный смех. (однородные определения)
Ласточка питается насекомыми.
Правильно здесь нет однородных членов предложения. Молодцы. Садитесь.
Работа в парах.
На каждой парте лежит карточка с текстом. Поработаем в парах.
Прочитайте текст. Найдите предложения с однородными членами. Расставьте и объясните знаки препинания.
В субботу мы всей семьёй ходили в цирк. Там выступалисобачки львы тигры слоны лошадки и попугайчики. Играла потрясающая музыка. Акробаты выполняли сложные номера. Всех смешил и веселил клоун Маркиз. Представление было очень красочное и незабываемое.
Проверим.
Кто желает прочитать первое предложение с однородными членами. Если есть запятые, назовите.
Там выступалисобачки, львы, тигры, слоны, лошадки и попугайчики. (однородные подлежащие)
Есть ли ещё предложение с однородными членами?
Всех смешил и веселил клоун Маркиз. (однородные сказуемые)
Почему в этом предложении нет запятой? (есть союз и)
Кто ещё нашёл предложение с однородными членами?
Представление было очень красочное и незабываемое. (однородные определения)
Почему в этом предложении нет запятой? (есть союз и)
Найдите в тексте два слова с орфограммой «безударная гласная».
Напишите их в тетрадь, рядом проверочные слова, обозначьте орфограмму.
семьёй
ходили
слоны
лошадки
играла
потрясающая
выполняли
номера.
смешил
веселил
представление
незабываемое.
- Проверим, какие слова вы записали.
- Найдите слово с удвоенной согласной. (Суббота).
- Запишите с красной строки, подчеркните орфограмму.
- Найдите слова с орфограммой «парный согласный в корне слова».
(Лошадки – лошадок, Маркиз - Маркиза).
- Запишите с красной строки, напишите рядом поверочные слова, подчеркните орфограмму.
Итог урока
- У вас на столах лежат карточки на цветных листах.
- Задание: соедините линиями предложение с правильной схемой.
На речке ребята купались и загорали.
Учитель написал на доске сложное и длинное предложение.
Шофёр улыбнулся, влез в кабину, завёл мотор.
Яблоки, персики, груши были очень вкусные.
Проверьте сами себя.
У кого всё правильно?
У кого одна ошибка? Две?
Итог урока
№
1
2
3
4
5
- Возьмите карточки с изображением смайликов. Сейчас каждому предлагаю заполнить её. Если вы считаете, что вам было легко выполнять задание, вы справились, то ставьте + в первую колонку, если было тяжело, не всё получилось то во вторую.
- Вспомним, что мы делали на уроке?
В начале урока мы записывали словарные слова.
Затем работали с деформированным предложением (о Коле).
Работали устно с упражнением из учебника.
Работали с текстом (о цирке).
Работа с карточкой (соединяли стрелочками).
Покажите мне свои листочки. Я вижу больше плюсов в первом столбике. А это означает, что мы успешно смогли обобщить знания по теме «Однородные члены предложения».
Вложите карточки со смайликами в тетрадь. Я обязательно проверю и оценю вашу классную работу.
Итог урока
Откройте дневники. За работу на уроке отметку «пять» получают
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
____________________
Домашнее задание.
стр. 94 упр.3, слов. сл. учить.
На речке ребята купались и загорали.
Учитель написал на доске сложное и длинное предложение.
Шофёр улыбнулся, влез в кабину, завёл мотор.
Яблоки, персики, груши были очень вкусные.
На речке ребята купались и загорали.
Учитель написал на доске сложное и длинное предложение.
Шофёр улыбнулся, влез в кабину, завёл мотор.
Яблоки, персики, груши были очень вкусные.
На речке ребята купались и загорали.
Учитель написал на доске сложное и длинное предложение.
Шофёр улыбнулся, влез в кабину, завёл мотор.
Яблоки, персики, груши были очень вкусные.
На речке ребята купались и загорали.
Учитель написал на доске сложное и длинное предложение.