Открытый урок по русскому языку на тему : " главные члены предложения"
Открытый урок по русскому языку на тему : " главные члены предложения"
Познакомить учащихся с главными членами предложения, их существенными признаками
Задачи
- познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
- формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
- развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
- осуществлять ее решение под руководством учителя;
- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
- развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему : " главные члены предложения"»
ГИМНАЗИЯ 4 Тема урока: «Главные члены предложения».3 класс
Технология
Технология деятельностного метода
Тип урока
Открытия новых знаний
Цель
Познакомить учащихся с главными членами предложения, их существенными признаками
Задачи
- познакомить с признаками главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
- формировать умение различать подлежащее и сказуемое, соотносить подлежащее и сказуемое с основой предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении;
- развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока,
- осуществлять ее решение под руководством учителя;
- развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;
- развивать умение оценивать результаты своей деятельности;
Планируемые результаты
Личностные: - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе совместной деятельностина уроке.
Предметные: - обучающийся узнает, что такое подлежащее и сказуемое;
- научится различать подлежащее и сказуемое, находить их в предложениях.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- выделять учебную задачу самостоятельно и под руководством учителя;
- работать с информацией в учебнике;
- осуществлять сравнение, анализ, обобщать;
- выдвигать гипотезы, рассуждать.
Регулятивные УУД:
- удерживать учебную задачу;
- составлять план действий;
- осуществлять контроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные УУД:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- допускать возможность существования разных точек зрения.
Ход урока
Оргмомент. Мотивация учебной деятельности
Поприветствовали гостей.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу и тихо-тихо сели
Ребята!
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен.
Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен.
С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?
- Нужен.
Таким ребятам хвала и честь. Такие ребята в классе есть?
- Есть!
-Хорошо. Молодцы!
Сегодня на уроке мы будем работать под таким девизом: «Учиться - на «5»,трудиться – на «5»,родную границу на «5» охранять! (читают хором)
-Как вы понимаете это высказываниеи как эти слова связаны с нашим уроком? ( Чем больше мы узнаем нового и будем много трудиться, тем сильнее станем в знаниях, а значит лучше сможем защитить свою страну)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности. - А как вы узнаете новое на уроке? (выполним два шага учебной деятельности)
- Какие? (читают хором)
-Чтобы узнать что–то новое, что надо сделать сначала? (Повторить то, что знаем)
- Какие орфограммы встретились в записи числа? ( заглавная буква в начале предложения, безударная гласная в корне слова, непроизносимая согласная, удвоенная согласная, подчеркните)
1- Начинаем работать с минутки чистописания
Пп По Па
-Письмо какой буквы будем повторять на уроке?
-Дайте краткую характеристику [п ] (согл., глух., парный, может быть как твёрдым, так и мягким)
-С каким соединением будем писать эти сочетания?
-Прочитайте слова, какие орфограммы вам встретились в этих словах?
Победа память подвиг парад
- По какому признаку можно объединить эти слова и с каким событием они связаны? (начинаются на букву п, связаны с прошедшим праздником днём Победы) В этом году наша страна отметила 71-ю годовщину со дня Победы.
- Запишите красиво слова, поставьте ударения, подчеркните опасные места.
2. -Словарная работа. Работа в паре Взаимопроверка
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете.
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
-И сейчас мы продолжим работать со словами на военно-патриотическую тему
- Запишите слова под диктовку, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
Народ, Родина, солдат, герой, Москва, орден, медаль, товарищ, жизнь, обелиск .(памятник, в виде гранёного, сужающегося кверху столба)
(ребята обмениваются тетрадями, проверяют по эталону, на полях карандашом ставят оценку)
-Поднимите руки, кто получил оценку «5», «4», «3».
-Какие ошибки допустили? На какое правило.
- Надо поработать с этими словами.
3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.
-Что такое предложение? (Слова, связанные по смыслу)
Составьте предложение со словом солдаты. Прочитайте. (Заслушивается несколько вариантов предложений) Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек идет писать на доске (комментируем у доски) Слдаты сржались на фронте.
- Сколько слов в этом предложении?(4)
- Прочитайте предложение без первого слова.
- Про что мы не смогли узнать? ( Про солдат, кто сражался на фронте)
- Нравится вам такое предложение? (нет)
- Теперь без второго слова прочитайте. (Солдаты на фронте)
- Правильное предложение? (нет, мы не знаем ,что они делали.)
- И без третьего (Солдаты сражались… фронте: нет связи слов в предложении)
-Без четвёртого (Солдаты сражались на…; не можем сказать, где они сражались)
- Какой-то вывод можем сделать? (В предложении должны быть главные слова и все слова связаны по смыслу)
- Подчеркните главные слова в предложении. подлежащее и сказуемое.
- Кто подчеркнул, поднимите руку? Молодцы!
- Вы можете доказать, что это главные члены предложения? (Нет, мы не можем доказать, что это главные члены предложения)
- Кто не смог подчеркнуть?
- В чем ваше затруднение? - Почему вы не смогли выполнить задание? ( Мы не знаем, какие слова в предложении являются главными членами предложения)
- Тогда какая тема нашего урока?
Тема урока: Главные члены предложения.
- Какую цель поставим перед собой?
Цели урока: Узнать, что такое главные члены предложения, научиться находить их и выделять.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
- Как мы будем это делать?
Построим алгоритм (эталон) нахождения главных членов предложения
5. Реализация построенного проекта.
- Хором прочтите предложение.
Солдаты сражались на фронте.
- О ком в нём говорится? (о солдатах) - Задайте вопрос к слову солдаты. (кто?) - Главный член предложения, отвечающий на вопрос что? или кто? называется подлежащее, подчеркивается одной чертой, подчеркните подлежащее. - Что говорится о солдатах? (то, что они сражались) - Задайте вопрос к слову сражались: солдаты что делали? - Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делали?
называется сказуемое, подчёркивается двумя чертами, подчеркните сказуемое. - Какой частью речи выражено подлежащее? - Какой частью речи выражено сказуемое?
- Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
- Прочтём главные члены предложения. ( Солдаты сражались.)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа - Давайте прочитаем, что нам про это говорит профессор Самоваров. Откройте учебники на стр.124. Прочитайте правило.
6. Работа в группах. Выведение алгоритма нахождения главных членов предложения
- А сейчас попробуем составить алгоритм нахождения главных членов предложения.
- Для этого поработаем в группах. (у вас на столах лежат листки с предложениями, попробуйте по порядку составить алгоритм нахождения главных членов предложения)
Не забывайте о правилах работы в группе:
- уважать чужое мнение;
- быть внимательным;
- не обижать и не обижаться
- слушать и слышать друг друга
- работать вполголоса
Алгоритм нахождения главных членов предложения 1.- Прочитать внимательно предложение.
2. - Найти, о ком или о чем говорится в предложении.
3. - Проверить, отвечает ли это слово на вопросы кто? или что?
4. - Подчеркнуть одной чертой.
5. - Найти слово, которое обозначает действие этого предмета.
6. - Проверить, отвечает ли оно на вопросы что делает? что делал? и т.д.
7. - Подчеркнуть его двумя чертами.
8. - Прочитать грамматическую основу
Спикеры групп представляют результаты работы группы, доказывая свою точку зрения
- Замечательно. А сейчас отдохнём.
- Быть защитником всегда считалось в России великой честь Физкультминутка. («Честь») (спортивные движения под музыку) 7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Работа в паре - Давайте попробуем применить новое знание при работе в парах, пользуясь алгоритмом.
- Возьмите карточки со словами, из этих слов составьте предложения. Найдите главные члены предложения, алгоритм вам поможет. 1. В майские дни народ вспоминает грозные годы войны.
2. Вся страна поднялась на битву с врагом.
3. Победа досталась нам дорогой ценой.
4. Ежегодно мы наблюдаем салют в день победы.
5. Мы поздравляем вас с великим днём победы!
6 . Наш народ гордится боевым прошлым.
7 . Страна празднует день Победы. - Каждая пара сверяет результат своей работы по эталону.
- Кто выполнил работу безошибочно? ( Мы поняли, как находить главные члены предложения.)
- У кого возникли затруднения?
- Что вы пожелаете себе? (Тренироваться в нахождении главных членов предложения)
8. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
А. сейчас, я предлагаю применить знания на практике. Упр.171с.125(1-3пред.)
(объясните 1 предложение)
Пришла долгожданная весна. Говорится о весне. Что? весна. Это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Весна (что сделала?) пришла. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
- А теперь попробуйте поработать самостоятельно. Для этого подчеркните главные члены предложения во 2, 3, предложениях.
- Проверим. (с объяснением каждого предложения)
- Встаньте, пожалуйста, у кого не было ошибок. Какой вывод вы можете сделать для себя? ( Мы поняли, как находить главные члены предложения.)
- У кого возникли затруднения?
- Что вы пожелаете себе? (Тренироваться в нахождении главных членов предложения)
9. Рефлексия учебной деятельности. - Сегодня, в этот майский день на уроке русского языка мы ещё раз вспомнили с вами о главном празднике весны – днём Победы. Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.
- Какое открытие сделали сегодня на уроке? (познакомились с главными членами предложения, научились находить их и выделять) - Достигли цели? (Да)
- Какой был девиз сегодня на уроке?
- Получилось учиться на 5, трудиться на 5? (Да) Я думаю, мы постараемся стать надёжными защитниками своей страны. - Оцените свою работу на уроке дополняя предложения.
Я всё понял …
Я всё понял и могу объяснить другому …
Я могу похвалить себя за …
Выставление оценок. Спасибо за урок!
9. Домашнее задание:
– упр.170, подчеркнуть главные члены предложения, выучить правило на с.124